Начальная школа
-
Красная книга. "Будь природе другом" 2005
1. Охрана природы является одной из главных задач человечества. Необходимо донести это до сознания учащихся. Данный урок направлен на решение этой задачи. 2. Проверка домашнего задания в игровой форме, опора на жизненный опыт детей, вопросы учителя подводят детей к восприятию нового материала. 3. Знакомя с созданием Красной книги, учитель подчёркивает на конкретных примерах, скорость с которой уничтожаются редкие виды животных и растений. 4. Проводится работа, направленная на охрану природы родного края. Дети знакомятся с теми животными и растениями, которые занесены в Красную книгу Краснодарского края.
-
Пищевые отношения в природе 2005
Методическая разработка в помощь педагогам дополнительного образования. Открытое занятие предназначено для формирования у детей целостного взгляда на окружающий мир, углубления представления детей о пищевых отношениях между организмами, ввести понятие "экологическая пирамида"; развития навыков творческого самовыражения; воспитания бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения.
-
Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника 2005
В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Учением нужно заниматься с увлечением, с интересом. Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом. Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли, создаёт условия для проявления творчества, побуждает самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника.
-
Разработка урока по литературному чтению. Программа "Начальная школа XXI века". 2-й класс. Тема: «Произведения о природе. Народная сказка "Дети Деда Мороза"» 2005
Данный урок разработан в рамках программы "Начальная школа 21 века". По предмету- Литературное чтение. 2 класс. Изучаемый раздел "Идёт волшебница зима". Тема: Произведения о родной природе. Народная сказка "Дети Деда Мороза".. Урок решает следующие задачи: - наблюдать за выразительными средствами языка; - обучение самостоятельной работе с учебников, текстом и рабочей тетрадью - формировать понятия об авторской и народной сказках; - обучение работе с интонациями голоса, мимикой, жестами. В разработке урока были использованы рекомендации, данные в Методичке для учителя 2 класс.- М.: Вентана Графф, 2002. авт. Ефросинина Л.А. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. М.: Генезис, 2003-160с.: ил.
-
Это должен каждый знать! 2005
Ежегодно на дорогах нашей области гибнет более 50 детей, около 500 детей получают травмы. Это свидетельствует о крайне неудовлетворительном знании маленькими участниками дорожного Правил безопасности поведения на дороге, о том, что дисциплина на улице не стала для них прочно усвоенным навыком. Именно в этом направлении необходимо проводить работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. Подвижные игры помогут на только укрепить здоровье ребят, но и изучить с ними дорожную грамоту, выработать умение оценивать обстановку, быстро принимать решения, быть внимательным, собранным, дисциплинированным.
-
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: "Творчество К.Д. Бальмонта" 2005
- При совершенствовании умений понимать настроение лирического произведения ставила вопросы на "пробуждение" творческого воображения учащихся. - При анализе пейзажной лирики постоянно забочусь о накоплении и расширении зрительных, слуховых эмоциональных впечатлений учащихся. - Один из трудных моментов в восприятии и осмыслении лирического текста для детей является необходимость "расшифровки" условных поэтических средств. - Знакомлю с понятиями "эпитет сравнение, метафора олицетворение". - Предлагаю творческое задание, связанное со словесным рисованием. "Давайте представим, что мы художники".
-
Работа над стихотворением С. Есенина "Черемуха" на уроке чтения в начальной школе 2005
В начальной школе вызывает особую сложность изучение ассоциативной поэзии ХХ века, ярким представителем которой является С.Есенин. В таких произведениях чувство изображается, идеи может вообще не быть, ассоциации трудно объяснить, а смысл передаётся через слова-символы. Воспринимать, анализировать такой текст достаточно трудно. На примере изучения стихотворения показаны различные технологические приёмы анализа лирического произведения.
-
Роль игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста 2005
Игру традиционно связывают с детством, поэтому игра и учебная деятельность в начальной школе должны быть неразрывно связаны. Характер игровой деятельности таков, что она позволяет решать возрастные задачи умственного, психического и психологического развития детей млад-шего школьного возраста. Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-праздники, уроки-КВНы активизируют познавательную деятельность, помогают усваивать, закреплять, систематизировать даже самый сложный программный материал.
-
Урок русского языка по теме: "Решение орфографических задач освоенными способами" 2005
Решение орфографических задач освоенными способами с целью закрепить умение прогнозировать орфограммы, различать их по признаку "знаю правило или нет", упражняться в правильном решении орфографических задач, использовать приём пропуска орфограмм для слов с ещё не решаемыми орфографическими задачами. Используется учебник русского языка М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка".
-
Внеклассное занятие по русскому языку. Конкурс загадок о зиме. 2-й класс 2005
Предлагаемый вниманию коллег тематический конкурс загадок о зиме способствует решению познавательных и воспитательных задач, формирует орфографическую зоркость, развивает речь и сообразительность, расширяет кругозор учащихся.
-
Интегрированный урок обучения грамоте по теме "Звуки [Д] и [Д'], буквы Д, д" 2005
Для предупреждения быстрой утомляемости детей необходима смена видов деятельности, помогающая удерживать внимание и интерес детей на протяжении всего урока. Эту задачу помогают решить интегрированные уроки. Данная разработка показывает один из способов интеграции двух предметов: чтения и письма.
-
Урок письма по теме "Строчная и заглавная буквы Ч, И. Сочетания ча, чу". Закрепление 2005
Овладение навыками письма - это сложный процесс, в основе которого лежат зрительное восприятие образа буквы и его двигательное воспроизведение. На протяжении многих лет работы в начальных классах мы наблюдали, что занятия письмом вызывают у учащихся немало трудностей. Некоторые дети считают эти уроки скучными. А психика детей требует чего-то неожиданного, интересного. Необходимо создать такие условия, чтобы урок письма был интересным, включающим в себя разнообразные упражнения. Вот поэтому мы предлагаем использовать музыку, развивая ещё и чувство ритма, воображение и фантазию детей. Параллельно на уроке идёт развитие фонематического слуха, проводится логопедическая работа. Для развития и обогащения активного словарного запаса мы использовали упражнение словообразовательного характера. Одновременно идёт работа по формированию навыка выразительного чтения. Таким образом, такой подход исключает механическую работу на уроке письма, позволяет детям размышлять, вспоминать, сравнивать, прочитывать и, конечно же, писать.
-
Урок внеклассного чтения "Волшебные сказки" во 2-м классе 2005
Представленный мной урок по внеклассному чтению, подчинен поставленной цели в составленной мной программе по внеклассному чтению: повышение читательского интереса, самостоятельности и общеобразовательного уровня. На этом уроке я стремилась формировать и развивать у детей положительные мотивы учебно - познавательной деятельности, творческой инициативы и активности, учила анализировать художественное произведение в литературоведческом аспекте.
-
Интегрированный урок (русский язык + развитие речи + рисование) по теме "Закрепление знаний проверки безударной гласной и парной согласной на конце слова" 2005
Включение в урок здоровьесберегающих технологий - одно из условий обеспечения качества образования. Как показывает практика, проведение интегрированных уроков имеет оздоровительный эффект. Благодаря использованию специально подобранных средств и методов эстетического воспитания могут быть достигнуты позитивные психосоматические эффекты. Помимо традиционных физминуток. Педагог планирует построение урока таким образом, чтобы дети несколько раз за урок организованно поднимались. Количество и продолжительность подъемов зависит от типа урока. Без ущерба для учебного процесса детей можно переводить в положение " стоя" до трех раз. Главным здесь является не столько продолжительность пребывания в положении "стоя", сколько сам факт смены (динамизации) позы.
-
Подготовка детей к школе путем интегрированного обучения 2005
В статье рассматривается актуальность использования интегрированного обучения в целях решения проблемы готовности ребёнка к школе в связи с переходом к обучению шестилетних детей.
-
Урок обучения грамоте "Звуки [м], [м'], буквы Мм" 2005
Основная деятельность учеников начальных классов - игра. На этом уроке дети не просто играют, они сами являются непосредственными участниками всех событий, ненавязчиво получая новые знания. Весь урок находится в динамике, поэтому быстрая смена событий, движения детей в ходе урока не дают им уставать и поддерживают живой интерес на протяжении всех 40 минут. Опыт показал, что знания, полученные именно на этом уроке, глубокие и прочные. У детей появляется стойкое желание как можно больше читать.
-
Урок по технологии проблемно-диалогического обучения 2005
Предлагаемый урок построен в логике "Проблемно-диалогической технологии". Учащиеся не получают знания готовыми, а открывают их самостоятельно. Познавательная активность обеспечивается созданием проблемной ситуации.
-
Путешествие по Солнечной системе (урок математики, 4-й класс, традиционная система) 2005
Меня, как учителя, всегда волновал вопрос: как сделать так, чтобы детям в школе было интересно, чтобы они уходили из школы не усталыми и понурыми, а бодрыми и веселыми, чтобы каждый день в школе дарил детям праздник? В своей работе с детьми я стараюсь наряду с традиционными использовать нетрадиционные формы обучения, что позволяет обеспечить развитие самостоятельной мысли, познавательных интересов каждого ученика, активизировать его творческие возможности, формировать положительную мотивацию у детей. Считаю, что для начальных классов наиболее популярными и доступными являются уроки-путешествия.
-
Урок риторики во 2-м классе. Тема: "Опорные слова" 2005
Формирование речевых навыков учащихся является одной из важнейших задач современной школы. Уроки риторики призваны решать эту задачу. В ходе урока используется приемы драматизации и "Яркое пятно", игровые моменты, прием "закодированного слова", групповая форма работы, создание проблемной ситуации. Все это способствует эффективному общению детей, формированию у них общеучебных умений и коммуникативных навыков.
-
Урок природоведения в 3-м классе по теме: "Свойства воды"(практическая работа) 2005
На уроке природоведения в 3-м классе рассматривается проблема экологического воспитания на основе краеведческого материала. Урок построен в форме практической работы и ставит своей целью развивать кругозор, познавательную активность; отрабатывать навыки практической деятельности, самостоятельной работы с дополнительной литературой, побуждать к исследованию природных объектов; вызывать интерес к изучению родного края.
-
Урок истории в 3-м классе по теме: "Одежда в разные времена" 2005
Урок истории в 3-м классе по программе Е.В.Саплиной, по теме "Одежда в разные времена". На данном уроке решается наиболее актуальный вопрос образования - формирование гражданских качеств на основе краеведческого материала. На уроке используются элементы костюмирования, осуществляются межпредметные связи. Урок способствует развитию кругозора, познавательной активности, побуждает к исследованию объектов истории, вызывает интерес к истории родного края.
-
Бинарный урок русского языка во 2-м классе по теме: "Правописание слов с безударной гласной в корне" 2005
Бинарный урок русского языка во втором классе представляет собой совместную работу учителя и логопеда в классе санаторного типа. Поскольку в классе обучаются дети с заболеваниями дыхательных путей, то приемы и методы, используемые на уроке, позволяют детям успешно усваивать учебный материал, сохраняя и укрепляя здоровье.
-
Дидактический материал по теме "Правописание трудных слов" (начальная школа) 2005
Кроссворды предназначены для организации самостоятельной работы со словами из словаря. Их можно использовать в школе и дома. Они помогут запомнить написание трудных слов. В них использованы загадки, пословицы, поговорки, потешки. Чтение их поможет детям развить память. Их напевность и образность поможет ребенку ощутить красоту русского слова. Работа с ними дает толчок фантазии, творчеству, обогащает чувства, пробуждает познавательную активность.
-
Развивающий урок русского языка в системе Л.В. Занкова. Тема: "Словообразование". 3-й класс 2005
Урок выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Все этапы связаны друг с другом, подчинены строгой логике изучаемой темы "Состав слова".
-
Статья "Формирование основ разговорной этики в 1-м классе" 2005
Среди многочисленных учебно-воспитательских задач начальной школы в русском языке одной из основных является формирование у младших школьников практических навыков связной речи, особенно чувства коммуникативной целостности. Актуальным остаётся научить школьников одному из необходимейших элементов культуры - разговорному этикету. Эта статья есть возможность помочь учителю методическими советами, подбором лингводидактического материала и творческих заданий, попытка обозначить систему работы для их оптимальной реализации.
-
Занятие по краеведению в 4-м классе по теме: "Красная книга" 2005
В рамках личностно-ориентированного обучения младших школьников природоведению, на основе развития их интереса к природе, в форме "Краеведческого клуба" проводятся занятия, расширяющие кругозор детей по родному краю. Школьники погружаются в систему исследовательской работы с разными источниками, творчество, учатся сравнивать, представлять, предлагать свои знания в форме комбинированных сообщений детского коллектива, "впитывают" любовь к Алтаю, Родине, природе.
-
Экологический турнир в 4 классе по теме: "Я хочу дружить с природой" 2005
Экологическая культура личности как показатель ответственного отношения к природе предполагает наличие у человека глубоких знаний о взаимоотношениях его с природной средой. При этом важно довести до сознания каждого ребёнка не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за маленький пруд в родном селе, берега которого превращены в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу - не будет России!
-
Урок чтения во 2-м классе по теме: «"Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"» 2005
Главной задачей уроков литературного чтения при обучении младших школьников считаю: формирование осознанных потребностей и навыков самостоятельного чтения художественных произведений; развитие способностей предметного анализа художественного текста, книги в целом; "взращивание" художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, ряда способностей сенсорного плана.
-
Изучение темы "Лента времени"в курсе "Введение в историю". 3-й класс 2005
Преподавание пропедевтического курса "Введение в историю" по программе и УМК Е.В. Саплиной, А.И. Саплина на основе педагогической технологии личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской позволяет создать для учащихся продуктивную образовательную среду, комфортную для учебных коммуникаций, способствующую личностному росту каждого младшего школьника в социализации и освоении предмета на максимально научном, а также доступном уровне.
-
Математика в 1-м классе по теме: "Равенство и неравенство" с презентацией опыта 2005
Мои пять принципов организации обучения младших школьников на уроке математики: опора на социальный и опыт "прошлых" знаний, организация педагогической поддержки личностного продвижения учащихся на пределе возможностей каждого, создание комфортной обстановки учебных и внеучебных коммуникаций, формирование мотивированных учебных действий и оценки при разрешении учебных проблем предмета.