Цели урока:
- познакомить с понятием “тела”, “вещества”, “частицы”;
- добиться того, чтобы учащиеся умели дифференцировать эти понятия, понимали связь между ними, закреплять имеющиеся знания о составе слова.
Оборудование:
таблички – рисунки частей слова, стакан с водой, кусочки сахара, чайная ложка, тесты, учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Наш урок наукам посвящается,
Что русским языком и окружающим миром называются.
Попробуем соединить их вместе,
Посмотрим, что получится у нас…
II. Проверка домашнего задания по окружающему миру и чистописание.
На минутке чистописания вы часто сами узнаёте ту букву, которую нужно написать, не будем нарушать традицию и в этот раз, но сегодня я предлагаю вам найти сразу несколько букв, выбрав правильный ответ на тесты по окружающему миру и записать в строку чистописания букву, под которой он записан.
(Ученики по очереди читают вопросы и варианты ответов, все учащиеся индивидуально записывают букву, под которой записан правильный ответ)
1.Что такое природа?
к) всё, что сделано руками человека;
п) всё, что нас окружает и существует независимо от человека;
м) всё, что нас окружает.
2. Какая бывает природа?
р) природа бывает живая и неживая;
с) природа бывает только живая;
3. Что относится к неживой природе?
а) снегирь;
е) стол;
и) снег.
4. Какое царство не относится к живой природе?
б) царство бактерий;
в) царство растений;
р) царство льда.
5. Под какой буквой записано правильная цепь питания?
а) капуста, жаба, слизень;
о) капуста, слизень, жаба.
6. Что объединяет этих животных: странствующий голубь, морская корова?
а) спасены человеком;
д) уничтожены человеком;
в) стали редкими.
7. Что изучает наука экология?
а) связи между живыми существами и окружающей средой;
б) неживую природу.
- Назовите буквы, которые вы написали.
(п, р, и, р, о, д, а.)
- Что заметили?
(можно составить слово “природа”)
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела по окружающему миру: “Эта удивительная природа” и закрепим знания по теме “Части слова”
- Почему природа названа удивительной? Подберём родственные слова к слову природа и выделим в них корень. Какую роль в слове выполняет корень.
(Вывешивание картинки корня.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
На доске:
ТЕЛА
ВЕЩЕСТВА
ЧАСТИЦЫ
- Почему я объединила эти слова в одну группу?
(Существительные множественного числа с безударной гласной в корне, которую можно проверить.)
- Классифицируйте эти слова.
(Существительные, у которых два слога и три слога, существительные, у которых безударная гласная в корне - е и безударная – а и т.д.)
- Что обозначают эти слова? Запишите их в словарик.
V. Изучение нового материала.
- Телами называются все предметы, окружающие нас. Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела (вывешивание таблички). И тела сделанные руками человека или искусственные тела (вывешивание таблички).
- Приведите примеры тел.
- Определите основные признаки каждого из названных тел.
(Мяч – большой, круглый; коробочка – деревянная, имеет форму параллелепипеда.)
- Вы назвали множество тел и определили их основные свойства. Какой же вывод можно сделать?
(Каждое конкретное тело имеет размеры и форму.)
На доске появляется таблица, которая в ходе урока заполняется.
Сравнительная характеристика тела и вещества
Что наблюдаем | Главные признаки | При делении на части | При изменении формы | Частицы могут быть |
Тело | ||||
Вещество |
- А сейчас отгадайте загадки, среди отгадок вы найдёте названия искусственных и естественных тел:
Ну–ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
Не пекарь, а печёт. (Солнце)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Над домами у дорожки
Висит кусок лепёшки. (Луна)
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром
Крышкой брякает, стучит
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)
на доске появляются отгадки:
СОЛНЦЕ
ПОЕЗД
ЛУНА
ЧАЙНИК
- I вариант выписывает и разбирает по составу слова, которые обозначают естественные тела.
- II вариант – искусственные тела.
(Проверка)
Из каких же частей может состоять слово? (Ответы детей)
(Вывешивание рисунков частей слова)
- Что называется приставкой? Суффиксом? Окончанием?
- Что такое основа слова?
- Каждое тело имеет форму, размеры. А что произойдёт с телом, если разделить его на части? (Ответы детей)
- Всякое деление тела на части приводит к изменению признаков тела, т.е. появляются новые тела. Запишем это в таблицу.
- А если тело не делить на части, а просто изменить его форму, тело изменится? (Ответы детей). Из воска слепили фигурку белочки, а затем фигурку превратили в шарик. Какой вывод можно сделать?
(Тело не делили на части, количество воска не изменяли, изменили форму и изменилось тело.)
- Все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ книги), есть тела, которые состоят из нескольких веществ, например, очки или песочные часы. Вещества бывают жидкие, твёрдые и газообразные.
- Приведите примеры различных веществ.
Соотнесите тела и вещества.
НОЖНИЦЫ СТЕКЛО
РОСА СТАЛЬ
СТАКАН ВОДА
(Ученики выходят к доске и стрелками соединяют слова)
- Поработаем над этими словами. Назовите слова, которые подходят к схеме:
- Найдите лишнее слово. Докажите почему оно лишнее.
(Ножницы – образованно с помощью суффикса, не имеет форму единственного числа).
- Что происходит с веществом, когда мы делим тело на части? Изменяется ли оно? На этот вопрос нам поможет ответить опыт. В ваши стаканы налита кипячёная вода. Опустим в стакан кусочек сахара и тщательно размешаем. Что произошло с сахаром? Сахар исчез из стакана? Как же нам доказать, что сахар остался в стакане? (Попробуем раствор)
- Вещество при делении тела не изменяется.
- Итак, вещество и тело не одно и то же, вещество при делении на части не изменяет своих свойств и остаётся прежним, в то время как тело изменяется.
- Частички сахара перемешались с частичками воды. Учёные установили, что вещества
состоят из мельчайших частиц невидимых глазу.
VI. Физкультминутка.
Части тела, части слова, части вещества.
Не близки ли, не родные эти все слова.
Итак, сахар распался на мельчайшие частички, но его основное свойство “сладкий” осталось.
Смоделируем этот опыт с помощью пластилина. Синий пластилиновый шарик – это вода, белый – сахар. Соединим эти два шарика вместе. Какого цвета стал шарик? Вот примерно, что и произошло с нашим сахаром в стакане.
- Запишите глаголы, которые помогли нам провести этот опыт.
(Налили, опустили, размешали, попробовали, сделали (вывод))
- Выделите приставки и расскажите об их правописании.
Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по форме и размеру отличаются от частиц другого вещества. Вещество всегда состоит из одинаковых частиц. Учёные установили, что между частицами есть промежутки.
(Вывешивание рисунков)
В твёрдых телах - промежутки маленькие, в жидких – побольше, в газообразных - ещё больше.
- Может ли тело состоять из разных частиц, а значит и разных веществ? (Ответы учащихся)
Запись в таблице.
- Иногда частицы разных веществ перемешиваются друг с другом и тогда, мы имеем дело со смесью веществ. Частицы всё время движутся. В твёрдых веществах они лишь колеблются, как маятники, в жидкостях – беспорядочно блуждают, а в газообразных – стремительно носятся во всех направлениях.
- Таким образом, мы сумели составить сравнительную характеристику тел и веществ.
Что наблюдаем | Главные признаки | При делении на части | При изменении формы | Частицы могут быть |
Тело | Форма, размер | Изменяется | Изменяется | Одинаковые (одно вещество) Разные (смесь веществ) |
Вещество | Вкус, цвет, запах и т.д. | Не изменяется | Не изменяется | Всегда одинаковые |
VII. Сообщение для любознательных.
Подготовленный ученик рассказывает о М.Ломоносове, об атомах и молекулах.
VIII. Работа по учебнику.
Стр.37 чтение вывода.
IX. Итог урока.
- Можно ли найти связь между темой русского языка и окружающего мира?
- И ещё нам осталось провести один этап урока, угадайте какой!
Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне.
Суффикс мой в “тетрадке” вы встречали.
Вся же в дневнике я и в журнале.
Х. Оценки.
XI. Домашнее задание.
Ответить на вопросы из рубрик “Проверь себя”, “Подумай”, “Задания”, упражняться в разборе слов по составу.