В 2002 году Муниципальное
образовательное учреждение “Средняя
общеобразовательная школа № 28” г. Ревды
Свердловской области по приказу № 331
Министерства образования Свердловской области
была объявлена базовой площадкой по апробации
программно-методического комплекса
“Информационная культура”, организованного ГОУ
ЦПК “Центр “Учебная книга” г. Екатеринбурга. В
рамках этого эксперимента 4 раза в год проходят
авторские семинары, которые ведут доктор
физ.-мат. наук, профессор Уральского
Государственного университета А.Г. Гейн, д.п.н.,
профессор, зав. кафедрой НИТ и средств обучения
Воронежского госпедуниверситета А.В. Могилев,
учитель высшей категории г. Первоуральска В.В.
Мачульский и др.
Преимущество работы с этим
коллективом состоит в том, что разрабатывается
ПМК, включающий в себя учебные программы,
учебники, рабочие тетради, методические
разработки, электронные приложения и КИМы.
Учитывая все вышесказанное, я активно
включилась в работу по апробации материалов
эксперимента.
В результате проведения эксперимента:
- Расширены возрастные рамки обучения информатике (от детского сада до профильных групп в старших классах).
- Успешно используются при проведении уроков электронные приложения к учебникам, содержащие уроки, медиалекции, развивающие игры, интерактивные задания, иллюстрации (издательство компании “Кирилл и Мефодий”).
- Апробированы учебники для 1 и 7 года обучения, выявлены положительные и отрицательные стороны содержания учебников, их соответствие мотивационным и познавательным потребностям учащихся.
- Проведено тестирование и апробация КИМов к учебнику для 7 класса.
- В настоящее время идет работа над созданием УМК для 2 и 8 классов.
В 2002 году я начала и в последующем
продолжила работу с учениками начальной школы (2-4
класс). Занятия ведутся по образовательной
программе для 1-4-х классов общеобразовательных
школ “Мир информатики”.
Общая целевая установка
образовательной программы состоит в
формировании элементов информационной культуры
учащихся начальной школы, их мотивационной,
интеллектуальной и операциональной готовности к
использованию НИТ в учебной деятельности,
подготовке к дальнейшему обучению информатике в
основной школе.
Реализация данной установки
предусматривает решение следующих задач:
- Развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.
- Подготовка в области информационных технологий, обеспечивающая включение средств информатизации (компьютерное оборудование и программное обеспечение) в учебную и досуговую деятельность учащихся.
- Формирование начальных мировоззренческих системно-информационных представлений о мире, об информации и информационных процессах в обществе и технике, а также об информационной природе познавательной активности человека.
Наблюдения за развитием операциональных и творческих способностей детей к концу 2 года обучения показали, что:
– дети знают правила техники безопасности и санитарно-гигиенические правила при работе за компьютером;
– знают принципиальное устройство компьютера;
– уверенно управляют мышью и используют клавиатуру;
– знают органы чувств и каналы получения информации;
– решают логические задачи;
– могут сравнивать объекты, находить причинно-следственные связи;
– понимают, что такое множество, элементы множества;
– могут выполнять несложные алгоритмы (работать по плану).
В этом учебном году работа с
учащимися начальной школы продолжается. Для
начальной школы выпущены учебник и рабочая
тетрадь (1-й год обучения) и электронные
приложения (1-4 годы обучения), что очень помогает
в работе. В дальнейшем планируется подготовка
учителей начальной школы в области информатики и
информационных технологий (и эта работа уже
начата).
Тема “Информационные и
коммуникационные технологии” в 4 классе по
учебному плану изучается 4 часа:
- Типы сетей. Услуги Интернет.
- Электронная почта.
- Просмотр web-страниц.
- Итоговое занятие.
Описанный ниже урок представляет собой итоговое занятие по теме.
Описание урока
Тема урока: Коммуникационные технологии.
Задачи урока:
образовательные – обобщить пройденный
материал по теме “Коммуникационные
технологии”, выявить уровень знаний учащихся по
этой теме;
развивающие – развитие внимания,
формирование осознанного и ценностного
отношения к собственной деятельности по
переработке информации;
воспитательные – воспитание
коммуникативной этики, творческой активности и
самостоятельности.
Тип урока: урок обобщения.
Форма проведения урока: тестирование, практическая работа на компьютере.
Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме “Коммуникационные технологии”.
Оборудование урока:
– компьютеры;
– листы с тестами;
– бланки ответов;
– компьютерная презентация “Твой гороскоп”;
– программа Outlook Express.
План урока.
- Организационный момент – 5 мин.
- Тестирование – 10 мин.
- Работа с презентацией “Твой гороскоп” – 10 мин.
- Работа над электронным письмом – 10 мин.
- Подведение итогов работы – 5 мин.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы с вами закончили тему “Коммуникационные технологии”, и сегодня вы можете обобщить и продемонстрировать свои знания. Вам предстоит выполнить 3 задания: ответить на вопросы теста, поработать с компьютерной презентацией – гипертекстом и написать электронное письмо Деду Морозу.
1 задание – тест. Перед вами лежит бланк ответов, на котором проставлены цифры. Рядом с каждой цифрой вам надо поставить букву ответа, который вы считаете правильным.
2 задание – работа с компьютерной презентацией “Твой гороскоп”. На 5 компьютерах установлена программа, которая представляет собой гипертекст. Вам предлагается ответить на несколько вопросов, пользуясь таблицей, в которой перечислены номера годов, начиная с 1924 по 2007. Годы разделены на 12 групп в соответствии с японским календарем. Краткие ответы на вопросы запишите в бланк ответов.
3 задание – до Нового года осталось несколько дней, и сегодня вы напишете электронное письмо Деду Морозу с поздравлениями и пожеланиями, а затем старшеклассники отправят эти письма по адресу. Не забудьте в своем письме использовать картинки и красивый цветной шрифт. Текст вашего письма должен быть грамотным, кратким и доброжелательным.
А сейчас мы с вами разделимся на группы: 5 человек будут работать с тестами, 5 человек с гипертекстом и 5 человек будут писать электронное письмо. Затем вы поменяетесь местами.
Учитель делит детей на группы.
Тестирование.
В тесте необходимо выбрать один правильный ответ на каждый вопрос и вписать его в бланк ответов.
Критерии оценки:
“5” – ученик ответил правильно на 14-15 вопросов;
“4” – ученик ответил правильно на 11-13 вопросов;
“3” – ученик ответил правильно на 7-10 вопросов.
Содержание теста.
Выбери правильный ответ:
-
Не существует группы программ:
- Локальная сеть может располагаться
- Для связи между компьютерами в локальной сети используется
- Интернет – это сеть
- WWW расшифровывается как
- Гипертекст – это
- Для просмотра гипертекста нужна программа
- Наиболее распространенная программа для просмотра гипертекста
- Для отправки электронных писем используют
- Известен электронный адрес Paul@mserver.ru. Определите имя абонента.
- Известен электронный адрес Paul@mserver.ru. Определите имя сервера.
- Сервер – это
- Обозначение России в электронном адресе
а) su;
б) ru;
в) us;
г) ur. - Для работы с электронной почтой часто
используют программу
а) Word;
б) Outlook Express;
в) Paint;
г) Internet Explorer.
- Тренажер Solo относится к
а) учебным программам;
б) игровым программам;
в) системным программам;
г) инструментальным программам.
а) системные;
б) прикладные;
в) правильные;
г) инструментальные.
а) в одной комнате;
б) в пределах области;
в) между городами;
г) между странами.
а) спутник;
б) модем;
в) кабель;
г) телефон.
а) локальная;
б) глобальная;
в) региональная;
г) местная.
а) Всемирная связь;
б) Всемирная сеть;
в) Всемирная паутина;
г) Всемирная услуга.
а) текст со ссылками на другие документы;
б) большой текст;
в) сложный текст;
г) умный текст.
а) текстовый редактор
б) браузер;
в) текстовый процессор;
г) поисковый робот.
а) Word;
б) Outlook Express;
в) Paint;
г) Internet Explorer.
а) WWW;
б) телеконференции;
в) электронную почту;
г) электронную доску объявлений.
а) Paul;
б) mserver;
в) mserver.ru;
г) ru.
а) Paul;
б) mserver;
в) mserver.ru;
г) ru.
а) лучший компьютер;
б) самый большой компьютер;
в) главный компьютер;
г) крайний компьютер.
Правильные ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
В | А | В | Б | В | А | Б | Г | В | А | Б | В | Б | Б | А |
Работа с компьютерной презентацией “Твой гороскоп”.
Презентация построена по принципу гипертекста. Необходимо ответить на 10 вопросов, используя переходы по ссылкам. Краткие ответы на вопросы заносятся в бланк ответов.
Электронное письмо Деду Морозу.
План работы:
Выполнив один вид работы, дети приступают к другому виду работы. Учитель следит за соблюдением регламента, дает необходимые консультации, обеспечивает бесперебойную работу оборудования и программ.
Подведение итогов работы.
В конце урока необходимо сообщить детям правильные ответы. Дети обмениваются бланками ответов и проверяют работы друг друга. Учитель собирает тексты писем для последующей отправки, при этом высказывает замечания и отмечает удачные работы.
Учитель. Итак, мы сегодня подвели
итоги работы по теме “Коммуникационные
технологии”. Если у вас остались вопросы,
задайте их. (Дети задают вопросы)
Поздравляю вас с Новым годом. Пусть все ваши
желания исполнятся. А сейчас урок закончен, всем
спасибо.
Заключение
Описанный выше урок проводится в конце 2-й четверти, поэтому задания приурочены к Новогодним праздникам. Во время изучения темы на занятиях дети писали письма маме, другу, директору цирка и даже знакомому слону в Африку. При изучении технологии WWW мы использовали различные электронные справочники, а также web-странички, созданные старшеклассниками. В качестве домашнего задания детям было предложено создать web-страничку на бумаге. Дети успешно справились с заданием и создали интересные странички. Вот темы некоторых из них: “Веселая азбука”, “Творчество М.Ю. Лермонтова”, “Сказка о пустыне” и др. Тема “Коммуникационные технологии” вызвала живой интерес у детей, и опыт показал, что она может изучаться и без подключения к Интернет.