Цели:
1. Дать понятие «экономика», взаимоотношения
людей в рамках экономики, составные части
экономики.
2. Дать представление о некоторых природных
материалах, из которых изготовлены предметы быта
человека.
3. Развивать умения группировать, анализировать,
обобщать.
Организационный момент.
Гидрометеоцентр.
Загадка:
Ветки белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
- О каком времени года идёт речь? (Зима)
- Сколько месяцев составляет зима? (Декабрь, январь, февраль.)
- Можем ли мы уверенно назвать дату окончания зимы? (Нет)
Вести зелёной почты - Кто знает, как в народе называют зимние месяцы? ( декабрь – студень, январь – сечень, февраль – лютый).
- Заканчивается календарная зима в феврале, но в природе зима длится около пяти месяцев. Русский народ за долгую зиму успевает соскучиться по весне, по теплу и хочет побыстрее зиму проводить. Существует даже праздник проводов зимы. Как он называется? (Масленица)
- Существует поверье, что на Масленицу зима с весной встречается.
Слушание закличек о Масленице из фольклора Омской области.
Какие приметы, пословицы, поговорки вы нашли?
- Изменилась ли неживая природа по сравнению с началом зимы?
- Кто является главным дирижёром сезонных изменений в природе? (Солнце)
Работа по таблице.
СОЛНЦЕ
- состояние неба
-почва
- водоёмы
ТЕМПЕРАТУРА - продолжительность дня
Справка из книги рекордов Гиннеса:
сильная мерзлота более 1.370 м глубины - почва в Сибири у реки Вилюй.
-Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня.
ЗАДАНИЯ:
1. Давайте обобщим все признаки и зимние явления в природе. Я предлагаю вам разгадать кроссворд.
<Рисунок1>
Ответив правильно на все мои вопросы, вы прочитаете, какой основной цвет зимы.
Вопросы к кроссворду:
1) Большие кучи снега, оставшиеся после метели. Что это?
2) Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы.
3) Выпадение снега при сильном ветре.
4) Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко.
5) Сильная метель со снегом и ветром.
2. Картинная галерея (2 уч-ся): два художника будут рисовать у доски зарисовку «Капризы зимы».
3. У доски. Выписать явления, характерные для зимы: снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, половодье, иней, изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица, наст, молния.
Справка из книги рекордов Гиннеса: величайший снегопад в США в 1924 г.
ПРОВЕРКА.
- Как изменения в неживой природе повлияли на живую природу?
- А вот как это отразилось на жизни животных леса, спросим у самих лесных зверей.
СЦЕНКА: заяц, медведь, лиса, ёжик.
- Что опасно для животных: холод или голод? (Голод)
- Чем опасно приближение весны? (Разливом рек)
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ТЕНЬ-ТЕНЬ».
- Вот что творится в лесу! Все рады солнышку. А кто из зверей лишний? (Коза - домашнее животное)
- Как изменения в природе повлияли на труд и здоровье человека?
ВЫВОД: в природе всё взаимосвязано.
Изучение темы урока.
- Ребята, давайте подумаем, есть ли у нас потребности, т.е. то, что нам необходимо для жизни? (Одежда, лекарства...)
- А где мы их берём? Откуда мы знаем, как это делать? На все эти вопросы нам поможет ответить новое понятие, с которым мы сегодня познакомимся. Я думаю, вы приятно удивитесь и забудете о малом возрасте. Вам предстоит узнать, из чего состоит понятие «экономика».
Оказывается, с экономикой сталкивается любой человек. Вы едете в автобусе, покупаете хлеб, читаете книгу, а экономика всегда рядом.
Если перевести с древнегреческого на наш язык, это дом - искусство ведения домашнего хозяйства.
А для того, чтобы мы знали, как всё это делать, существуют правила, законы, поэтому экономика- это наука о хозяйствовании.
Кто ведёт это хозяйство и для кого? (Человек для человека)
Цель экономики - жизнь и благополучие людей.
Что необходимо затратить, чтобы получить продукт? (Труд. Рассмотреть на примере посадки картофеля.)
Вот мы хорошо потрудились и в итоге получаем продукт (товары, услуги, т. е. всё, что продаётся и покупается).
А чтобы этот товар покупался и продавался, что необходимо? (Разбор ситуации «Вы пришли в магазин». Вывод: стоимость, деньги, цена).
А сейчас мы узнаем, какие отрасли хозяйства включает экономика?
Чтение статьи учебника стр.58.
ЭКОНОМИКА:
- торговля
- сельское хозяйство
- транспорт
- промышленность
- строительство
- Как вы думаете, связаны ли они между собой?
ЗАДАНИЕ: придумать пример:
1 ряд - торговля и промышленность,
2 ряд - строительство и транспорт,
3 ряд - сельское хозяйство и транспорт.
Рассмотрим Омскую область. Работа с атласами Омской области.
ЗАДАНИЕ: прочитать стр. 8-9 и ответить на вопрос - участвует ли наша область в экономической жизни страны? Какие продукты даёт наша область стране?
ВЫВОД: экономика нужна для того, чтобы людям было приятно и удобно жить.
Экономика удовлетворяет желания и потребности людей, и чтобы всегда всё было в ней стабильно, нужно уметь ею управлять, должно быть выработано экономическое поведение.
Чтение сказки стр. 255-257.
- Чем не умели управлять жители? (экономикой)
- Вернёмся к схеме: экономика - это наука о продуманном, бережном, осторожном, рачительном хозяйствовании.
- Чего не хватало жителям? (Знаний, образования)
Совет выдающегося Американского управляющего автомобильной корпорацией «Крайслер» Ли Якокки: «Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем делай что-нибудь. Не жди, пока что-нибудь произойдёт само собой. Это нелегко, но если ты станешь работать, не покладая рук, то сможешь достичь всего, к чему стремишься».
Закрепление.
Для того чтобы изготовить какой-то продукт, товар, необходимы:
- Природные богатства
- Знания
- Труд людей
- Цены
И это вы сейчас мне докажите сами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО БРИГАДАМ:
- 1 бр.- глиняная кружка
- 2 бр.- книга
- 3 бр.- деревянная ложка
- 4 бр.- носовой платок
- 5 бр.- шерстяная кофта
-Что нужно, чтобы ваши вещи вступили в экономическую деятельность?
Экономика тесно взаимодействует с человеком и окружающей его средой. Естественная природа - это кладовая экономики. Эта кладовая безгранична?
СОСТАВЛЕНИЕ ЛОЗУНГА:
Расходовать экономно!
Не вредить экологии - окружающей среде!
Девочка читает наизусть стихотворение об охране природы.
Итог урока.
- Что такое экономика?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: заполните таблицу на стр. 19 «Отрасли экономики» в печатной тетради.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Я хотел бы организовать своё дело по производству... Как? Зачем? Твоя роль?»