Программа "Школа 2100" (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


    Образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития. Объектом воздействия является ребенок, на которого в процессе обучения, воспитания и развития влияют многие факторы: семья, ДОУ, школа, учреждения культуры, социум.
    В современных условиях многие субъекты исключены, и в большинстве случаях на ребенка воздействуют только семья, социальная сфера и школа.
    Наряду с этим сельская школа оказывается в неравных условиях по сравнению с городскими. Являясь единственным в своей округе образовательным учреждением, она не имеет возможности вести отбор детей на конкурсной основе. Отсюда и второе ограничение: сельская школа не может давать повышенный уровень образования всем ученикам, как это предполагает статус лицея или гимназии.
    Еще одной проблемой является ухудшение социально-экономических условий в стране. В основной массе сельские дети не посещают детские сады, поэтому приходят в школу слабо подготовленными, неадаптированными, с неразвитой моторикой руки, со слабой ориентацией в окружающем мире, с бедным словарным запасом.
    За последние годы написано много самых прогрессивных концепций, разработано сотни авторских программ, родились десятки моделей школ.
    А ученикам в массе своей по-прежнему худо: большая половина из них не усваивает программу.
    На мой взгляд, традиционная программа не в полной мере учитывает современные требования к обучению, поэтому, познакомившись на курсах с программой “Школа 2100” решила обучать детей по этой программе. Меня заинтересовал новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы, учебной литературы и тесная межпредметная связь, сквозные герои, которые помогают активизировать учебный процесс.
    Считаю, что среди многих программ — программа “Школа 2100” приемлема для сельской школы и имеет возможность раскрыть и развить способности каждого ребенка, дает возможность качественного образования.
    Программа отличается от других тем, что в ней нет существующих в отдельности предметов, а есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель — развитие функционально грамотной личности.

    Задачи данной программы:
- всестороннее развитие личности, т.е. не обучение чтению, счету, письму, а развитие качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе.

    Ведущие принципы - принципы деятельности, комфортности и непрерывности.

    Взяв за основу программу “Школа 2100” и исходя из особенностей класса, для себя ставлю следующие задачи:

1. Развивать интеллектуальную, творческую личность.
2. Формировать потребность к познанию и высокой школьной мотивации.
3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    Целями всех занятий первого года обучения становится развитие умений говорения, слушания, обогащения активного и пассивного словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи, развитие мышления , творческих способностей.
    Учебник рассчитан на первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития, умением читать и писать.
    Развитие и совершенствование этих умений продолжается на протяжении всех лет обучения.
    Приведу несколько аргументов, подтверждающих актуальность этих задач.
    Сегодня мы переживаем информационный взрыв и не всегда способны справиться с потоком новых знаний. Как писал академик С.И. Вавилов: “Современный читатель находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка”.
    Когда сегодняшний ребенок закончит ВУЗ, объем информации увеличится в 4 раза. И поэтому задача курса “Чтение и начальное литературное образование” - подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению. Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приемами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.
    Для этого применяю различные формы и типы творческих уроков: конкурсы, викторины, уроки-праздники, путешествия во сказкам. Также провожу тестирование, которое выявляет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.
    Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания:

- рисуют портрет сказочного человека;
- составляют рассказ о герое, не называя его, чтобы дети узнали его по приметам;
- конкурс на лучший фантик (с изображением любимого героя);
- музей пластилиновых фигур;
- составление пожелания персонажу.

    Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих. В процессе чтения идет работа над развитием речи, над расширением словарного запаса. Для этого применяю группу заданий, которые можно назвать словесными играми, потому что они проводятся на материале слов или групп слов и пробуждают у учеников интерес и внимание к этой единице языка. (Приложение 1)

Например:

1. В течение 20 секунд запомнить слова, а затем записать по памяти:
картина, палитра, пейзаж, акварель.

2. Вставить потерянные буквы в слова:
От…ч..ство, Р…с…ия, гр…жд…нин, ст…лица, М…сква.

3. Подчеркнуть слова, которые находятся в тесной связи с первым словом
Сад : растение, садовник, собака, забор, лопата.

Чтение: глаза, книга, картинки, печать, слово.

    Уже в период обучения грамоте дети узнают много новых слов, с которыми в традиционной программе могут встретиться в среднем или старшем звене.

Например:
У странника панама стара. А Панама — страна.
Сократ — оратор. Платон — ритор.

    А сколько новых географических названий встречается на страницах учебника: Курган, Сумы, Лимпопо, Осло, Монако и много других.

    Считаю еще одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс:

1) работа с текстом до чтения;
2) работа с текстом во время чтения;
3) работа с текстом после чтения.

    При проверке техники чтения были выявлены результаты:

справляются - 94% учащихся,
правильно читают — 63% учащихся,
эмоционально читают — 62% учащихся.

    Дети, обучающиеся по данной программе, отличаются образной речью и мышлением. В начальной школе начинают читать тексты художественной литературы, а в среднем звене научно-публицистические, историко-архивные тексты. Например, таких авторов, как А. Блок, П. Ершов, А. Пушкин, Ю. Ким, И. Бунин, Э. Хемингуэй.
     Хочу сказать о программе русского языка, которая непосредственно связана с чтением. Ведется большая работа по развитию речи, по расширению словарного запаса, который начинается на уроках чтения. Для этого учу детей пользоваться толковым словарем для толкования незнакомых и устаревших слов, которые встречаются на уроках чтения и русского языка.
    Отличие данной системы от традиционной в том, что у детей у формируется орфографическая зоркость, т.к. уже в 1-м классе идет знакомство с составом слова, лексическим значением в сочетании со звукобуквенным анализом. Для себя ставлю следующие задачи:

1. Развивать у детей чувство гордости, уважения и любви к родному языку.
2.Учить детей осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой.
3. Воспитывать потребность совершенствовать устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой, выразительной.

    Чтобы выполнить поставленные задачи, ведется работа над лексическим значением слов, применяются различные методы: словесный, наглядный, практический.
Применяю много индивидуальных заданий с учетом способностей учащихся. Использую различные формы уроков: урок-КВН, путешествие по сказке, урок любознательных, комбинированные уроки, которые прослеживаются в период обучения грамоте.
Например, половину первого урока работаем по азбуке, знакомимся с буквами, читаем, объясняем новые слова, работаем по сюжетной картинке, вторая половина - письмо. Второй урок наоборот. Урок развития речи: в азбуке работаем по сюжетной картинке о пиратах, которая продолжается при работе в прописи по письму и математике. Включаю в эти уроки игровые моменты. Провожу уроки-дискуссии, обучая ребят правильно и грамотно общаться, задавать вопросы и отвечать на них. Продолжается постоянная работа над словами родного языка как современного, так и древнего, начатая на уроках чтения.
    Для написания под диктовку и списывания использую отрывки из произведений русских поэтов и писателей, сказок и тексты из прочитанного на уроках чтения. Все это нужно для активизации детей на уроке, лучшего усвоения материала, развития мышления, речи.
    Для создания новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно разрешить поставленные задачи создаю проблемные ситуации.
    Достигая разные цели обучения, придерживаюсь принципа: главное увидеть в ребенке не то, что он не знает, а увидеть и развить то, что он умеет и знает .
    Для реализации задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся формирую здоровый образ жизни не только на воспитательных часах, но и использую вставки о здоровье и на уроках русского языка, где включаю пословицы о здоровье и провожу небольшие беседы:
Чистота — залог здоровья.
Кто долго жует, тот долго живет, и другие.
На чтении при знакомстве со сказкой “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” провожу беседу об использовании для питья чистой воды и т.п.
    Хотелось бы отметить принцип преемственности и непрерывности в программе “Школа 2 100”, которая предлагает новое содержание и единый подход к технологии обучения. Программа имеет полное методическое обеспечение.
    Считаю, что, исходя из опыта работы, для реализации данной программы необходимо:

1) полный учебный и методический комплект, который базируется на комплексной образовательной программе;
2) основа программы должна опираться на лучшие традиции обучения и быть развивающей для массовой общеобразовательной школы;
3) учителю должны быть созданы условия для творческой работы, в том числе должна быть включена компьютеризация;
4) должна осуществляться преемственность д/сад - школа.

    В заключении хотелось бы отметить, что использование данной программы показывает, что учащимся сельских школ дается возможность получить качественное образование, не уступающее лицейскому и гимназическому.

Кроме этого, программа “Школа 2100” предполагает свою модель выпускника, т.е. функционально грамотной личности.
Она должна:
- обладать огромным потенциалом умения постоянно пополнять свои знания;
- уметь адаптироваться в любой социальной среде и изменять эту среду вокруг себя;
- быть личностью, не впадающей в депрессию;
- быть толерантным к миру (не один в мире, а жить среди людей);
- быть личностью, умеющей адекватно развивать свои мысли.