Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т.д.). Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. При этом стоит обратить внимание на то, что деятельность бывает продуктивной и репродуктивной. Указанное деление является в некоторой степени формальным, так как и продуктивная, и репродуктивная деятельности связаны между собой. Однако, в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей.
Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, затем воспроизводит. Цель — формирование ЗУНов, развитие внимания, памяти.
Продуктивная деятельность связана с работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение.
Обучение по программе “Школа 2100” предполагает продуктивную деятельность и относится к проблемному типу обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Процесс творческой деятельности включает 4 основных этапа: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения, реализацию продукта.
Для учителя, начинающего работать по программе развивающего обучения, этапы постановки и разрешения проблемы являются одними из самых трудных. В рамках этой статьи мне бы хотелось поделиться своими находками в данной области.
Существует несколько путей постановки проблемы:
1. Создание проблемной ситуации.
Ситуация содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников
- а) удивление;
- б) затруднение.
Этот путь наиболее сложный, т.к. в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако, именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы. Проблемная ситуация возникает там, где наличных знаний недостаточно и надо их либо переосмыслить, либо включить в другую систему знаний, которая требует их нахождения, а затем применения в нестандартных условиях.
Решая проблемную ситуацию, человек либо находит новое, перекомбинируя хорошо ему известное, либо пытается отыскать неизвестное в известном, т.е. свести неизвестное к уже усвоенному ранее и тем самым разрешить проблему. Поэтому создание проблемной ситуации и ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления.
Фрагмент урока русского языка, 2 кл.
Тема: Правописание букв Ъ и Ь.
На доске запись:
Не за то волка / бйут / что сер, а за то, что овцу / сйэл /
— Как понимаете эту пословицу?
— Почему два слова записаны в транскрипции? (Есть звук / й /, сигнал опасности, надо подумать что писать).
— Спишите пословицу в тетрадь, заменив транскрипционную запись буквенной.
(Возникло затруднение, дети спрашивают, какую букву писать).
Почему этот вопрос возник у вас? (Работа Ь и Ъ одинаковая, предупредить о наличии звука / й /, а перед ю и е может быть написана любая из этих букв).
Действительно:
“Оба знака хороши,
Достойны оба чести.
Ведь стоят они у нас
В очень нужном месте”.
— У меня есть два варианта разрешения данной ситуации.
- Я просто скажу вам, что писать.
- Вы попробуете сами разрешить эту проблему.
(Дети выбирают 2 вариант).
В результате наблюдения за двумя группами слов
съехал | вьюга | |
отъехал | колья | |
въехал | ульи | |
подъехал | варенье | |
льет |
дети легко находят объяснение написания Ь и Ъ, формулируют вывод, который затем сверяют с правилом в учебнике.
Как закрепление вновь полученных знаний проходит работа с частично затранскрибированной пословицей.
Ото / лйут / ся волку о / вэчйи / слезки.
Выполняя буквенную запись, дети еще раз обратят внимание на то, что приставка должна оканчиваться на согласный, а в слове отольются это условие не соблюдено, а значит хотя и есть приставка, а пишется Ь.
2. Подводящий (или побуждающий) диалог.
Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к формированию темы урока. Как правило, подводящий к теме диалог выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.
Фрагмент урока русского языка.
Тема: Удвоенные согласные.
Спишите транскрипционную запись в тетрадь.
/ ана прачитала ашышках раскас /
— Кто же прочитал рассказ о шишках? Она или Анна?
— Почему возникло разночтение? (В словах нет ударения).
— Я ставлю ударение в первом слове, а в остальных вы сами.
— Так кто же прочитал рассказ? (Анна).
— Все ли вас устраивает в моей транскрипционной записи? (Нет, не отмечена долгота звука / н /. Дополняют запись / ана /).
Сделайте буквенную запись этого предложения, подробно комментируя буквы и графически выделяя орфограммы. (Анна, пишем с большой буквы, эта орфограмма не зависит от обозначения звука, люди так договорились. Пишу удвоенную н, т.к. звук долгий, это не орфограмма, подчеркивать не буду…)
На доске и в тетрадях появляется запись:
Анна прочитала рассказ о шишках.
— Все орфограммы объяснили, кроме слова рассказ.
— Много ли таких слов в русском языке, где написание удвоенной согласной надо запоминать? (Да).
— Легко ли ориентироваться по долготе звука для написания удвоенной согласной? (Нет).
— А все потому, что долгота звука не характерна для русского языка. И все же есть у удвоенных согласных секрет, позволяющий понять причину их написания, пусть не у всех, но хотя бы части слов. Хотите его узнать? (Да).
— Это и есть тема нашего урока. Зафиксируем ее на доске.
— Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенными согласными. Свои выводы оформите графически.
Работа в группах идет с набором слов:
рассказ | группа | |
беззаботный | касса | |
рассмешил | профессия |
Вывод, сделанный детьми:
"В первой группе слов удвоенная согласная — результат словообразования, на стыке приставки и корня. Во второй группе удвоенная согласная написана в корне. Причина написания неизвестна, видимо, так договорились люди".
— Но ведь для договора должны быть причины…Когда возникает затруднение, к чему мы обычно обращаемся? (К словарям).
— Предлагаю на выбор: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический.
Дети, посовещавшись в группах, выбирают этимологический. Свой выбор аргументируют.
После работы со словарями дети делают вывод: все слова иностранного происхождения. На доске появляется запись:
- Gruppe
- Kasse
- Profession
— Как вы думаете, легко ли жить словам иноязычного происхождения в русском языке? (Думаем, что нет, т.к. они здесь чужие).
— Конечно, ведь им приходится приспосабливаться к нашим законам. Дети замечают, что “у себя на родине” слова тоже писались с удвоенной согласной. (Так, наверное, люди договорились — оставить им удвоенные согласные “на память”. Это их связь с родиной…)
Совместно с детьми оформляется вывод: Удвоенные согласные в корне — один из опознавательных признаков слов иноязычного происхождения. Это традиционно написание, основанное на этимологии.
Сообщение темы урока в готовом виде, но с применением специального приема: “яркое пятно, актуальность”. Этот путь, как и предыдущие, обеспечивает возникновение интереса к теме.
Фрагмент урока во 2 классе.
Тема: Слова, к которым нельзя задать вопрос.
В самом начале урока на этапе записи числа и минутки чистописания, прохожу между рядами и нарочито громко ахаю, вздыхаю, издаю возгласы удивления, радости… Дети чувствуют подвох, оживляются.
— Почему я произносила такие слова? (Восхищались, огорчались…)
— Зачем я их произносила? (Чтобы мы поняли, как вы относитесь к нашим работам, эмоции свои выражали).
— Можно ли то, что я произносила назвать словами? (Да).
— Задайте к ним вопрос. (Замешательство).
— Сформулируйте тему нашего урока. (Слова, к которым нельзя задать вопрос).
— У этих слов интересное название. Я произносила слова, когда проходила между мест, где вы сидели. Слова эти называются междометия. (Выход на ассоциативный уровень позволяет запомнить это слово 90% детей, хотя это и не требуется по программе).
Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”. Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать, т.е. применять, искать условия и границы его применимости, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя – создать для этого все условия.
Литература:
- Селевко Г.К. “ Современные образовательные технологии”.
- Мельникова Е.Л. “ Технология проблемного обучения”.
- Ксензова Г.Ю. “ Перспективные школьные технологии”.
- Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. “Педагогическое мастерство и педагогические технологии”.
- Гин А. “ Приемы педагогической техники”.