Цели:
- обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательных в единственном числе по родам, изменение по числам; употребление в речи прилагательных – антонимов, синонимов);
- формировать умениt точно употреблять в речи прилагательные;
- воспитывать уважение к художественному слову.
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок начинается с поэтической минутки. Три ученика читают строки из “Сказки о рыбаке и рыбке”, которые они выбирают для выразительного чтения.
Учитель
Вот мы и открыли наш урок поэтической минуткой, вспомнили знакомые строки из сказки А.С. Пушкина. А тема нашего урока… (дети читают название темы с доски). Языковым материалом урока будут имена прилагательные из сказки, строки которой только что прозвучали.
II. Творческая работа.
Учитель называет существительные, обозначающее предмет или лицо из сказки, а дети подбирают к нему прилагательное, обозначающее признак этого предмета, причем прилагательное должно быть из сказки. Составленное словосочетание записывается в тетрадь.
Землянка (ветхая), море (синее), корыто (новое), рыбка (золотая), душегрейка (соболья), вороты (дубовые), слово (ласковое), волны (сердитые), откуп (дорогой), терем (высокий).
III. Лексическая разминка.
Учащиеся читают словосочетания, выясняют значения прилагательных, задумываются над образностью прилагательных.
Вопросы-задания для лексической разминки:
- Что значит ветхая землянка? А землянка не ветхая как называется? Прилагательное новая противоположно ветхому или старому?
- Море синее. А какое еще может быть море? В словаре эпитетов русского литературноного языка можно найти 138 эпитетов к слову море! А заметили ли вы, что для характеристики моря очень часто Пушкин использует эпитет синее? Вспомните строки из других сказок: в “Сказке о царе Салтане…”
В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут…
Или в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
- Корыто новое. А противовоположное? Какое корыто было у старухи?
- Рыбка золотая. Почему автор использует прилагательное “золотая”? Вспомните, какое прилагательное автор употребляет для уточнения значения слова “золотая”? (Я сегодня поймал, было, рыбку, золотую рыбку, не простую).
- Золотая рыбка, золотые перстни. Какое значение имеет имя прилагательное “золотые” в словосочетании “золотые перстни”?
- Дорогой откуп.
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Назовите противоположное по значению прилагательное слову “дорогой” (дешёвый).
Назовите прилагательные, которые использует А.С. Пушкин для описания одежды старухи, когда она стала столбовою дворянкой?
Парчовая (кичка)
Соболья (душегрейка)
Обозначают признак по отношению к материалу (кичка из парчи и т.д.).
В каком словосочетании есть еще прилагательные, обозначающие признак по отношению к материалу?
Дубовые, тесовые (ворота)
- Почему сказал автор о волнах сердитые?
- Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово. Это хорошее качество? Назовите противоположное. (Грубое).
Какие имена прилагательные автор использовал в переносном значении?
Мы записали лишь некоторые прилагательные.
А сейчас давайте вспомним:
- Что такое имя прилагательное?
- Что оно обозначает?
- Какие признаки может обозначать прилагательное?
- Может ли прилагательное обозначать внутренние качества людей, животных?
Подтвердите эту мысль примером из сказки. (Как названы старуха? Стража? Слуги?)
- Запись словосочетаний.
Сварливая баба, грозная стража, усердные слуги.
Выяснение значений прилагательных.
- Какой по характеру была старуха? (Корыстолюбивая, жадная, скупая).
- А рыбка? (Справедливая, добрая).
Итог лексической разминки:
- Почему имя прилагательное называют частью речи?
- Что такое прилагательные — антонимы и синонимы?
- С какой целью А.С. Пушкин использовал в сказке прилагательные? (Мысль должна быть выражена точно, ясно, ярко, выразительно, живописно).
IV. Упражнения в определении признаков прилагательного как части речи.
- Какие грамматические признаки определяем мы у прилагательных? (Число, род).
- Как определить число и род?
- Что можно сказать об изменении имен прилагательных по родам?
1. Определите род и число прилагательных в записанных словосочетаниях.
- У каких прилагательных вы не определили род?
- Почему?
- Какие еще могут быть окончания у прилагательных м., ж., с. р. и во мн. числе?
м.р. – ой, -ый, -ий.
ж.р. – ая, -яя, .
с.р. – ое, -ее, .
мн.ч. –ые, -ие.
2. Как вы думаете, к какой части речи может быть отнесено слово такой структуры:
и расскажите о грамматических признаках этого слова.
(Учащиеся находят прилагательное такой структуры в предложении, которое учитель предлагает записать).
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины.
(Заморские — чужеземные, иностранные).
3. Упражнение в определении роли прилагательного в предложении. Запись под диктовку предложения.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
- Разобрать по членам предложения.
- Указать связь прилагательного с существительным.
- Каким членом предложения является прилагательное?
V. Работа над значением поговорок.
Прочитайте поговорку и подумайте, откуда она появилась, и что она означает?
Остаться у разбитого корыта.
(Остаться ни с чем; потерять все, что было приобретено).
Запись поговорки по памяти. (Подчеркнуть прилагательное).
Найдите, пожалуйста, в тексте сказки строки, где А.С. Пушкин использовал одну из русских поговорок.
Поделом тебе старый невежа.
Впредь тебе невежа наука.
Не садися не в свои сани!
Смысл? (Не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу).
Давайте подумаем, в каких случаях эти поговорки можем мы употребить в речи?
VI. Итог урока.
Чем заинтересовал урок?
Какие прилагательные не прозвучали на уроке? Прочтите эти строки.
А сейчас разгадаем кроссворд на тему: Слова из “Сказки о рыбаке и рыбке”.
- Большая рыболовная сеть. (Невод).
- Синоним к слову “звать”. (Кликать).
- Антоним к слову “мелкое”. (Глубокое).
- Старинный женский головной убор. (Кичка).
- Слово — обращение рыбки к старику. (Старче).
- Небольшая светлая комната. (Светелка).
- Прилагательное к слову “пряник”. (Печатный).
- Предложение – поговорка. (Не в свои сани не садись).
- Антоним к слову “простая”. (Золотая).
- Персонаж сказки. (Рыбка).
- Антоним к слову “разбитое”. (Новое).
- Одно из прозвищ, которыми старуха называла старика. (Простофиля).
- Прилагательное к слову “невежа”. (Старый).
- Синоним к слову “выгода”. (Прибыль).
- Существительное от глагола “выкупить”. (Выкуп).
Урок окончен. Благодарю за работу.
Оценивание учащихся.