Урок по развитию речи. Мастерская слова : "Размышления по поводу… Дороги трудны, но хуже без дорог…". 3–4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель урока :

1. Развивать речь учащихся, умение слушать и понимать других.
2. Показать каждому ученику возможности русского языка.
3. Учить связно излагать свои мысли на заданную тему.
4. Учить пользоваться орфографическим словарем.
5. Вселять в ученика веру в свои силы.

1. Организационный момент. ( Индуктор )

Звучит песня “Ночная дорога” ( кассета “Песни нашего века. Избранное.” )

Мы сегодня с вами работаем на мастерской слова по очень трудной, на мой взгляд, теме “Дороги трудны, но хуже без дорог…”. Подходит к концу начальная школа, пройден первый этап школьного пути и сегодня вы поразмышляете над тем, зачем нам вообще проходить какие-то пути, в жизни, чему они нас учат и что дают.

Перед вами на парте один личный листок и один на группу

2. Работа над созданием образного ряда. ( Рабочий материал )

Индивидуальный этап работы.

Я прочитаю вам сейчас ряд слов. После прочтения вы должны выбрать те слова, которые вы связываете со своим понятием “дорога”. Это может быть либо одно слово, либо два антонимичных слова.

Слова : два конца, вера, надежда, прощание, незнакомец, встреча, разлука, конец, начало, здравствуй, прощай, друг, враг, прошлое, настоящее, радость, грусть, ожидание.

Вы выбрали для себя те слова, которые ассоциируются у вас с дорогой, жизненным путем. Представьте теперь ту дорогу, которую вы уже в своей жизни преодолели и какую еще предстоит пройти. Что вы встретите на своей дороге ? Допишите слова, опираясь на свое слово-образ.

Групповой этап работы.

Сейчас вы воспользуетесь помощью ваших друзей. Ваши листочки со словами пропутешествуют по кругу, и каждый допишет в ваш листочек еще те слова-образы, которые возникнут у него после прочтения вашего ассоциативного ряда.
( Работа в группах по 4 человека. Передача листочков по кругу. )

Индивидуальный этап работы.

Ваши листочки со словами вернулись к вам пополненными. Прочитайте тот ряд, который у вас теперь написан, возможно, вам еще захочется его продолжить.

Допишите прилагательные и глаголы, которые возникают у вас при чтении вашего образного ряда.

3. Работа над умением связывать слова в текст и анализировать текст.

Этап социализации.

Одно и тоже слово в нашей речи может быть обыграно по-разному, а в соединении с другими словами дать совершено неожиданный результат. Именно в этом мы и попробуем сейчас свои силы.

Каждый ряд даст всего лишь одно слово, которое так или иначе можно связать с нашей сегодняшней темой размышления. Причем 1 ряд даст существительное, 2 ряд – прилагательное, 3 ряд – глагол.
( Слова, данные детьми, записываются на доску.)

Попробуйте теперь в своих группах ( 4 человека ) на общем листе бумаги записать небольшой текст ( 2-3 предложения ) по нашей сегодняшней теме с использованием слов с доски.
( После написания группа озвучивает свой текст на весь класс. В результате из набора одних и тех же слов с доски получаются разные варианты текстов. Ребята оценивают полученные тексты, обращают внимание на наиболее удавшиеся обороты. Они понимают, насколько может быть разнообразен язык при написании сочинения, и это разнообразие возникает потому, что у каждого свои мысли по теме, свои эмоции, которые не повторяются. )

Вы попробовали свои силы, а теперь расшифруйте небольшие поэтические строчки. Подумайте, что хотел сказать своими словами автор.
( Работа в группах по 6 человек.

Цитаты :

1. “Верь в дорогу…”.
2. “Нет дороги окончанья, есть зато ее итог…”
3. “И каждый был открыт таким, как был…”
4. “И мы когда-нибудь куда-нибудь вернемся…”
После работы в группе идет озвучивание своего мнения на класс. )

4. Работа по написанию своего сочинения. ( Разрыв )

Индивидуальный этап работы.

Сейчас перед вами стоит самый сложный этап работы. При помощи тех опорных слов, которые есть на вашем листочке, выразить свое мнение по нашей сегодняшней теме.
( Дети самостоятельно карандашом пишут свое сочинение. )

Этап социализации.

Сейчас вы по своему желанию можете прочитать написанное вами сочинение.
( Возможно, после чтения сочинения у одноклассников возникает желание что-то подправить в услышанном, похвалить. Если ученик написанное сочинение читать не хочет , его нельзя заставлять. При желании ученик может дать прочитать свое сочинение на класс учителю. )

5. Переписывание чернового варианта на чистовой. Проверка наиболее трудных слов по орфографическому словарю.

6. Рефлексия.

Вы задумались над самыми сложными вещами, которые встречаются в жизни : для чего я родился, что мне предстоит пройти в жизни и как это сделать достойно.

Я вам желаю удачи на вашем пути.

Приложение