“Клен ты мой опавший…”
(Песня)
“Кто сказал что дубу
можно простудиться?”
И.Токмакова.
“Во поле березка стояла
Во поле кудрявая стояла”
Фольклор.
И Н Д У К Т О Р
- (Звучит тихая классическая музыка).
- Произнесите вслух, что записали. Остальные вслушиваются в эти слова и понравившиеся (слова) записывают на свой листок.
- Пишут на доске слово Д Е Р Е В О.
- Произнесите вслух те слова, которые захотелось произнести.
- Игра “Растет дерево”.
- Сядьте и напишите о дереве с помощью слов (словосочетаний), которые у вас возникли во время игры.
- Послушайте стихи о дереве. Дети по выбору читают о березе, о дубе, об осине, о ели. Запишите те слова или словосочетания, которые вам запомнились.
- Произнесите вслух слова, которые вам больше всего понравились.
- Закончите мои предложения. (Сначала устно, потом по выбору письменно).
- Прочитайте самые интересные предложения о вашем дереве.
- Учитель читает предложения о дереве. Дети поднимают руки, если что-то подобное слышали и объясняют смысл.
- Напишите слова одинокое дерево и опишите, как вы это понимаете (устная работа).
- Напишите слова плодородное дерево. Найдите слова, которые помогут вам описать такое дерево.
- На отдельном листке нарисуйте дерево и всех тех, кого вы хотели видеть рядом с ним.
- Звучит музыка. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на своем листке с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.
- Написание сочинений.
Прислушайтесь. Слышите звуки? Это звуки природы. Они живут в каждом из нас. Кто-то их слышит сильнее, кто-то совсем тихо… Вспомните слово, которое крепко, сильно, корнями связано с природой. Запишите это слово на листок.
Ответы детей: корень, листья, кустик, природа, ствол, листва, дупло, кора, растение, сучок, ветки, лекарство, свежесть.
Вслушайтесь. Всмотритесь в это слово. Запишите его на листок, а в столбик (или строчку) напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями и знаниями о дереве.
Ответы детей: игрушки, белка, гусеница, мебель, корабль, инструменты, спички, почва, мост, бумага, дом, животное, земля, плод, насекомые, доски, червяк.
Участникам игры раздаются карточки с ролями. Ты будешь
веткой:
стволом;
листиком;
сучком;
известкой;
скворечником;
ветром;
саженцами;
солнцем;
дождем;
гнездышком;
птичкой.Дети запоминают роли. Учитель выбирает себе роль садовника.
- Я посажу дерево и мне нужно…(Дети должны быстро встать на ноги и выполнить свою роль).
Ответы детей: большое дерево, маленькое дерево, душистое дерево, лиственное дерево, пушистое дерево, красивое дерево, кучерявое дерево, зеленое дерево, могучее дерево.
Мой дуб…. Моя береза… Мой клен… Я у дерева… Возле дерева мне интересно… Я люблю…. Я хочу… Мне жаль… Тебе ветерок… Почему ты так рано…
Ответы детей: Мне жаль, что береза завяла. Мне жаль, что эти мальчики сломали дерево. Я у дерева собирала ягоды и песню пела. Я у дерева была в гостях.
Дерево – источник жизни.
Дерево – жилище для зверей и людей.
Дерево – и одевает, и согревает, и кормит, и поит.
Рисунки детей и запись: заяц, гриб, цветок, дятел, птица, мама, бабочка, родные, друзья, лиса, лягушка.
Ответы детей (отрывки работ).
- “Солнце было жаркое, а под кленом тенек” - Андрей З.
- “Береза накапливает энергию из космоса и отдает её людям” - Артем П.
- “Еловые шишки любят белки, дятлы, дрозды” - Настя Р.
- “Из древесины березы делают мебель, посуду. Сок березы вкусный и полезный. Береза людей и кормит, и поит, и обогревает, и радует красотой”. – Юля К.
- “В стихах говорится, что елка хозяйка леса”. – Таня П.
- Рефлексия.
Пожелания вашему дереву.
Руки вверх – растет дерево.
Руки в стороны – так растут ветки.
Руки скрещены – много солнца.
Глаза вверх – мир и сочувствие природе.
Глаза вниз – покой Земле!
Глаза вправо – расти Земля!
Глаза влево – цвети Земля!
Глаза прямо – дерево это чудо из чудес!
Литература
- “НШ” № 5, 1998
- Пришвин М. “Лесной доктор”
- Конов А. “Большое дерево”
- Вяземский П. “Береза”
- Никитин И. “Лес”
- Вейцман М. “Высокие деревья”
- Пришвин М. “Этажи леса”
- Бунин И. “Северная береза”
- “Вавилонская башня и другие библейские предания” — Адам и Ева
- Энциклопедия для детей – Растения
- Запартович Б. “С любовью к природе”