Творческая мастерская слова "Дерево"

Разделы: Начальная школа


“Клен ты мой опавший…”
(Песня)

“Кто сказал что дубу
можно простудиться?”
И.Токмакова.

“Во поле березка стояла
Во поле кудрявая стояла”
Фольклор.

И Н Д У К Т О Р

  1. (Звучит тихая классическая музыка).
  2. Прислушайтесь. Слышите звуки? Это звуки природы. Они живут в каждом из нас. Кто-то их слышит сильнее, кто-то совсем тихо… Вспомните слово, которое крепко, сильно, корнями связано с природой. Запишите это слово на листок.

    Ответы детей: корень, листья, кустик, природа, ствол, листва, дупло, кора, растение, сучок, ветки, лекарство, свежесть.

  3. Произнесите вслух, что записали. Остальные вслушиваются в эти слова и понравившиеся (слова) записывают на свой листок.
  4. Пишут на доске слово Д Е Р Е В О.
  5. Вслушайтесь. Всмотритесь в это слово. Запишите его на листок, а в столбик (или строчку) напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями и знаниями о дереве.

    Ответы детей: игрушки, белка, гусеница, мебель, корабль, инструменты, спички, почва, мост, бумага, дом, животное, земля, плод, насекомые, доски, червяк.

  6. Произнесите вслух те слова, которые захотелось произнести.
  7. Игра “Растет дерево”.
  8. Участникам игры раздаются карточки с ролями. Ты будешь

    веткой:
    стволом;
    листиком;
    сучком;
    известкой;
    скворечником;
    ветром;
    саженцами;
    солнцем;
    дождем;
    гнездышком;
    птичкой.

    Дети запоминают роли. Учитель выбирает себе роль садовника.

    - Я посажу дерево и мне нужно…(Дети должны быстро встать на ноги и выполнить свою роль).

  9. Сядьте и напишите о дереве с помощью слов (словосочетаний), которые у вас возникли во время игры.
  10. Ответы детей: большое дерево, маленькое дерево, душистое дерево, лиственное дерево, пушистое дерево, красивое дерево, кучерявое дерево, зеленое дерево, могучее дерево.

  11. Послушайте стихи о дереве. Дети по выбору читают о березе, о дубе, об осине, о ели. Запишите те слова или словосочетания, которые вам запомнились.
  12. Произнесите вслух слова, которые вам больше всего понравились.
  13. Закончите мои предложения. (Сначала устно, потом по выбору письменно).
  14. Мой дуб…. Моя береза… Мой клен… Я у дерева… Возле дерева мне интересно… Я люблю…. Я хочу… Мне жаль… Тебе ветерок… Почему ты так рано…

    Ответы детей: Мне жаль, что береза завяла. Мне жаль, что эти мальчики сломали дерево. Я у дерева собирала ягоды и песню пела. Я у дерева была в гостях.

  15. Прочитайте самые интересные предложения о вашем дереве.
  16. Учитель читает предложения о дереве. Дети поднимают руки, если что-то подобное слышали и объясняют смысл.
  17. Дерево – источник жизни.

    Дерево – жилище для зверей и людей.

    Дерево – и одевает, и согревает, и кормит, и поит.

  18. Напишите слова одинокое дерево и опишите, как вы это понимаете (устная работа).
  19. Напишите слова плодородное дерево. Найдите слова, которые помогут вам описать такое дерево.
  20. На отдельном листке нарисуйте дерево и всех тех, кого вы хотели видеть рядом с ним.
  21. Рисунки детей и запись: заяц, гриб, цветок, дятел, птица, мама, бабочка, родные, друзья, лиса, лягушка.

  22. Звучит музыка. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на своем листке с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.
  23. Написание сочинений.

Ответы детей (отрывки работ).

  • “Солнце было жаркое, а под кленом тенек” - Андрей З.
  • “Береза накапливает энергию из космоса и отдает её людям” - Артем П.
  • “Еловые шишки любят белки, дятлы, дрозды” - Настя Р.
  • “Из древесины березы делают мебель, посуду. Сок березы вкусный и полезный. Береза людей и кормит, и поит, и обогревает, и радует красотой”. – Юля К.
  • “В стихах говорится, что елка хозяйка леса”. – Таня П.
  1. Рефлексия.

Пожелания вашему дереву.

Руки вверх – растет дерево.
Руки в стороны – так растут ветки.
Руки скрещены – много солнца.
Глаза вверх – мир и сочувствие природе.
Глаза вниз – покой Земле!
Глаза вправо – расти Земля!
Глаза влево – цвети Земля!
Глаза прямо – дерево это чудо из чудес!

Литература

  1. “НШ” № 5, 1998
  2. Пришвин М. “Лесной доктор”
  3. Конов А. “Большое дерево”
  4. Вяземский П. “Береза”
  5. Никитин И. “Лес”
  6. Вейцман М. “Высокие деревья”
  7. Пришвин М. “Этажи леса”
  8. Бунин И. “Северная береза”
  9. “Вавилонская башня и другие библейские предания” — Адам и Ева
  10. Энциклопедия для детей – Растения
  11. Запартович Б. “С любовью к природе”