ЦЕЛИ:
- изучение орфограммы правописания гласных после шипящих (ча-ща) и закрепление её при письме слов и предложений;
- развитие орфографической зоркости при письме слов со слогами ча-ща;
- коррекция фонематического слуха при дифференциации слов на материале стихотворения, мышления и связной устной и письменной речи при словообразовании на материале учебника;
- воспитание мотивации к обучению, аккуратности при оформлении записей в тетрадях и на доске, умения слушать товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- тетради для чистописания,
- фигурки Зайчонка, Лисёнка, Бельчонка,
- 3 пары нарисованных лыж,
- фигурки мальчиков Ча и Ща и девочки Яны,
- фигурки рыбок с предложениями, учебник.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
(Дежурный объявляет начало урока. Дети записывают число в тетрадях).
Учитель. Ребята, сегодня наш урок пройдёт в форме соревнования. Кто же будет участвовать?
(Распределение детей по командам болельщиков в зависимости от ряда и отгаданной загадки. За каждой командой закрепляется зверёк: Зайчонок, Бельчонок, Лисёнок).
Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (Лиса)
2. Повторение.
Учитель.
Внимание! Внимание!
Начинаются соревнования!
Зверушек ждёт старт,
Все построились в ряд
И слушают внимательно
Первое задание.
Стартуют Бельчонок, Зайчонок и Лисёнок. Вот и первый тур соревнований: стоят ЛЫ, а дальше точки... Нужно вставить какой-то слог, чтобы получилось слово.
Дети. Нужно добавить слог ЖИ. Получится слово ЛЫЖИ.
Учитель. Какое правило мы соблюдаем при записи этого слова?
Дети. ЖИ и ШИ пиши с гласной буквой И.
Учитель. Итак, вперёд вырвался...(например, Лисёнок), т.к. его болельщики первыми правильно выполнили это задание.
А у нас – бег с препятствиями. И вот первое препятствие: перед спортсменами — дорожки из слов. Внимание! В моих словах найдите спрятанные слова. Помогите спортсменам разобраться, запишите новые слова, объясните их правописание.
ЗАКРУЖИЛИСЬ, МАШИНА, БЕЖИТ, ЧАЙКА, КАМЫШИ, ПУШИСТЫЙ.
(Жили, шина, ежи, чай, мыши, уши).
(Для детей 3-й педагогической группы в помощь указаны стрелки. Дети записывают получившиеся слова, объясняя их написание).
3. Сообщение темы урока.
Учитель. Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?
Дети. Лишнее слово ЧАЙ, т.к. остальные слова на правописание слогов ЖИ-ШИ, а в этом слове другое правило.
Учитель. Какое правило встретилось в слове ЧАЙ?
Дети. Слоги ЧА, ЩА пиши с гласной буквой А.
Учитель. Молодцы и вы, и спортсмены! Сегодня мы работаем над темой: “Правописание ЧА, ЩА”. На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило.
4. Гимнастика для рук.
(Один из дежурных проводит пальчиковую гимнастику).
А у нашей внучки
Маленькие ручки,
А на ручках пальчики –
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя,
Пальчик Феня,
Таня, Ваня и Роман.
Вот какие пальчики –
Девочки и мальчики.
5. Минутка чистописания.
Учитель. Откройте тетрадочки для чистописания. Вам нужно продолжить дорожку для спортсменов, и эта дорожка будет состоять из слогов ЧА и ЩА. У какой команды дорожка будет самая ровная и красивая, та и вырвется вперёд на наших соревнованиях.
(Дети прописывают в тетрадочках для чистописания слоги ЧА и ЩА).
Учитель. Вперёд вырвалась команда ... А мы продолжаем наши соревнования – работаем над темой урока.
6. Работа над темой урока.
(На доске появляются фигурки мальчиков Ча и Ща и девочки Яны).
Учитель.
Жили-были Ча и Ща –
Очень честные друзья:
Ча и Ща всем признавались,
Что только с буквой А писались.Девочка Яна к ним в гости пришла,
Буковку Я с собой принесла.
Вместо А – Я она написала
(Правила нашего она не читала).Стало грустно вдруг друзьям.
Почему, понятно вам?
А Яна двойки получает.
Отчего-почему? – не знает.
А вы, ребята, знаете?
Дети. Яна неправильно писала слоги ЧА и ЩА.
Учитель.
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,
С буквой А ты всегда их пиши!
Повторите правило, которое вам рассказали друзья Ча и Ща.
(Дети повторяют правило).
Учитель. Вспомните, какие слова повторялись в стихотворении? Объясните их значение.
Дети. Роща, туча, свеча, чаща, пища, саранча. (Объяснение значения слов с помощью учителя. Запись слов на доске и в тетради).
Учитель. Болельщики какого спортсмена назвали больше слов? Этот спортсмен и двигается дальше. А теперь пора нашим спортсменам отдохнуть, а нам – сделать разминку.
7. Физпауза.
(Дежурный проводит зарядку для глаз и гимнастику в стихах по своему выбору из ранее выученных).
8. Закрепление темы.
Учитель. Новое препятствие для наших зверей – река. А новый этап в соревнованиях – подлёдный лов.
(Открываются фигурки рыбок, на обратной стороне которых написаны предложения. В предложениях нужно изменить слова в скобках по смыслу).
РЕШЕНА ТРУДНАЯ (ЗАДАЧИ).
РЫБАК ПОЙМАЛ БОЛЬШОГО (ЛЕЩ).
У МЕНЯ ПОГАСЛА (СВЕЧИ).
(Дети выходят к доске “ловят” рыбку, читают предложение на обратной стороне рыбы, изменяют слово по смыслу. Если ребёнок верно составил предложение, то забирает “улов” с собой и с места комментирует письмо. Для детей 3 педагогической группы выдаются индивидуальные карточки с предложениями).
Учитель. А теперь такое же задание попробуйте выполнить самостоятельно по учебнику. Откройте учебник, переверните страничку. Посмотрите на правую страницу посередине. Упражнение 13.
(Самостоятельная запись предложений. Для 3 группы – одно предложение, для 1-й и 2-й групп – два предложения).
9. Итог урока.
Учитель. Над каким правилом мы сегодня работали?
Дети.
Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,
С буквой А ты всегда их пиши.
Учитель. Какие слова с этим правилом нам встречались?
Дети. Роща, туча, саранча, пища, свеча, задача, чай.
Учитель. К финишу все спортсмены добрались вместе. А болельщики получили следующие отметки...
10. Задание на дом.
Учитель. Посмотрите на упражнение 12 на этой же странице, вверху. Задание в нём такое же, как мы выполняли в классе: в данных предложениях изменить слова в скобках по смыслу. Запишите задание на дом: стр. 73, упр. 12.