Тема: Родственные (однокоренные) слова. Признаки однокоренных слов.
Дидактические цели:
1. Познакомить с понятием “однокоренные
слова”.
2. Развивать умение распознавать однокоренные
слова по двум признакам.
3. Формировать умение подбирать однокоренные
слова.
4. Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- таблица “Признаки однокоренных слов”
- таблица с вопросами.
Ход урока.
1. Организационный момент. | У: Встали ровно, красиво. Повернитесь и поприветствуйте наших гостей. |
2. Сообщение темы урока. | У: Тема нашего урока – “Родственные
слова”.
|
3. Минутка чистописания. | У: Сейчас мы будем учиться красиво писать, а какую букву, вы определите сами, расшифровав данную запись. На доске 1 3 5 Д: Буква а первая в алфавите, в - третья, значит, пятая по счёту - д. У: Какие звуки обозначает буква д ? Д: овал, петелька. У: Длинную наклонную линию ведём вниз, не доходя 1/3 в нижней доп. строке, петелька, перехлёст на нижней линеечке рабочей строки. У: Прочитайте слова. Д: дом день
домик денёк У: Напишите слова. Д: 1 слог - 2 слога У: Что общего в значении каждой пары слов? |
4. Постановка целей урока. | У: Сегодня на уроке мы выделим 1.
Признаки родственных слов; Будем учиться сравнивать слова и выделять родственные. |
5. Изучение нового материала. Сказка Знакомство с корнем.(Сценка. Действ. лица: корень слова, корень растения). |
У: Посмотрите, кто пришёл к нам в
гости. Встретились однажды корень куста и корень
слова. - Здравствуй, я корень, а ты кто? А от тебя что растёт? - Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня: ( Учитель просит детей прочитать.) ЛЁТ, ЛЕТАТЬ, ЛЁТНЫЙ, ПОЛЁТ, САМОЛЁТ, ЛЕТО. - Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь! - А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя! У: - Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно. |
Вывод. | Как у всех веток одного куста есть общий
корень, так и у всех родственных слов всегда
есть общий корень – общая для всех часть, от
которой все они произошли. Это первый признак
родственных слов. Какой же корень у этих слов? У: Что же такое корень слова? У: Посмотрите, тут ещё одно слово спряталось - ЛЕТО. Чем оно похоже на данные слова? Будет ли это слово родственным? Почему? Д: Лето - время года, летать - передвигаться по воздуху. У: Какой ещё признак есть у родственных слов? |
Вывод. | Д: Общее значение. У: Какие слова называются родственными? На доске : корень - признаки - общее значение |
6. Работа по учебнику. | У: Давайте прочитаем, как об этом пишется в учебнике. Сведения на с. 139. Как иначе называются родственные слова? |
7. Упражние в нахождении корня. | У: Сейчас мы будем учиться находить
корень в родственных словах. 1 ряд 2 ряд 3 ряд заморозки лесной холодно морозец лес холод морозный лесник холодный мороз лесок холодок заморозить перелесок холодильник У: Прочитайте. Спишите. Подумайте, будут ли эти слова родственными. |
8. Упраж-ие в распознав-ии родственных слов (самост. работа). | У: Поучимся распознавать
родственные слова. Где слова родные, однокоренные? Выпишите из каждой строчки только родственные однокоренные слова, обозначая корень. 1 вариант белка, беленький, белить 2 вариант пёс, песочный, песок У: Проверка. Какие слова выписали? Докажите, что они однокоренные. Какого признака не хватает “лишнему” слову? |
Вывод. | По каким признакам можем распознавать родственные (однокоренные) слова? |
9 Упраж-ие в распознавании родственных слов (выборочный диктант). | У: Объясни значение слов гора,
горелка. Д: Гора - значительная возвышенность, горелка - приспособление, в котором происходит горение газа или жидкого топлива. У: Я диктую, а вы записываете слова в 2 столбика. У: Горка, горный, горение, горит, гористый,
горняк. |
Вывод. | По каким признакам можно выделить однокоренные слова? |
10. Итог урока. | У: Какие слова называются
родственными? Что такое корень слова? Как иначе называется родственные слова? Назовите два признака родственных слов. Оценка учащихся. Домашнее задание: с.139 правило, упр.294 (устно), 295. |