Урок русского языка во 2-м классе (1–4) по теме: "Родственные (однокоренные) слова. Признаки однокоренных слов"

Разделы: Начальная школа


Тема: Родственные (однокоренные) слова. Признаки однокоренных слов.

 Дидактические цели:

1. Познакомить с понятием “однокоренные слова”.
2. Развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам.
3. Формировать умение подбирать однокоренные слова.
4. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

- таблица “Признаки однокоренных слов”
- таблица с вопросами.

Ход урока.

1. Организационный момент. У: Встали ровно, красиво. Повернитесь и поприветствуйте наших гостей.
2. Сообщение темы урока. У: Тема нашего урока – “Родственные слова”.

Откройте тетрадь.

Запишите число.

Классная работа.

3. Минутка чистописания.  

У: Сейчас мы будем учиться красиво писать, а какую букву, вы определите сами, расшифровав данную запись.

На доске 1     3      5
                а       в      ?

Д: Буква а первая в алфавите, в - третья, значит, пятая по счёту - д.

У: Какие звуки обозначает буква д ?
     Дайте характеристику звукам.
     Из каких элементов состоит д ?

Д: овал, петелька.

У: Длинную наклонную линию ведём вниз, не доходя 1/3 в нижней доп. строке, петелька, перехлёст на нижней линеечке рабочей строки.

У: Прочитайте слова.
     Чем они похожи?
     К какой части речи они относятся?

Д: дом      день       домик      денёк
    Начинаются с согл. д.

У: Напишите слова.
     На какие группы можно разделить эти слова?

Д: 1 слог - 2 слога
     День - букв больше звуков, в остальных словах буквы = звукам
     В одну группу - дом, домик, в другую - день, денёк.

У: Что общего в значении каждой пары слов?
     Есть ли в этих парах слов общая часть?
     Как называются такие слова?
     Как называется общая часть родственных слов?

4. Постановка целей урока. У: Сегодня на уроке мы выделим

1. Признаки родственных слов;
    ответим на вопросы:
2. Что такое корень слова?
3. Как иначе называются родственные слова?

Будем учиться сравнивать слова и выделять родственные.

5. Изучение нового материала.

Сказка Знакомство с корнем.(Сценка. Действ. лица: корень слова, корень растения).

У: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Встретились однажды корень куста и корень слова.

- Здравствуй, я корень, а ты кто?
- Я тоже корень.
- Я в земле живу. А ты где живёшь?
- А я в словах живу.
- Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево.

А от тебя что растёт?

- Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:

( Учитель просит детей прочитать.)

ЛЁТ, ЛЕТАТЬ, ЛЁТНЫЙ, ПОЛЁТ, САМОЛЁТ, ЛЕТО.

- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

У: - Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Вывод. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли. Это первый признак родственных слов. Какой же корень у этих слов?

У: Что же такое корень слова?

У: Посмотрите, тут ещё одно слово спряталось - ЛЕТО. Чем оно похоже на данные слова? Будет ли это слово родственным? Почему?

Д: Лето - время года, летать - передвигаться по воздуху.

У: Какой ещё признак есть у родственных слов?

Вывод.  

Д: Общее значение.

У: Какие слова называются родственными?

На доске :  корень - признаки - общее значение
                            родственных слов

6. Работа по учебнику. У: Давайте прочитаем, как об этом пишется в учебнике. Сведения на с. 139. Как иначе называются родственные слова?
7. Упражние в нахождении корня. У: Сейчас мы будем учиться находить корень в родственных словах.

1 ряд           2 ряд           3 ряд

заморозки            лесной            холодно

морозец              лес                холод

морозный       лесник               холодный

мороз            лесок            холодок

заморозить            перелесок            холодильник

У: Прочитайте. Спишите. Подумайте, будут ли эти слова родственными.

8. Упраж-ие в распознав-ии родственных слов (самост. работа). У: Поучимся распознавать родственные слова.

Где слова родные, однокоренные?

Выпишите из каждой строчки только родственные однокоренные слова, обозначая корень.

1 вариант

белка, беленький, белить
лист, лиса, лисёнок
лось, лоскут, лосёнок

2 вариант

пёс, песочный, песок
моряки, морской, моржи
семя, семечко, семья

У: Проверка. Какие слова выписали? Докажите, что они однокоренные. Какого признака не хватает “лишнему” слову?

Вывод. По каким признакам можем распознавать родственные (однокоренные) слова?
9 Упраж-ие в распознавании родственных слов (выборочный диктант). У: Объясни значение слов гора, горелка.

Д: Гора - значительная возвышенность, горелка - приспособление, в котором происходит горение газа или жидкого топлива.

У: Я диктую, а вы записываете слова в 2 столбика.

У: Горка, горный, горение, горит, гористый, горняк.
     Проверка.

Вывод. По каким признакам можно выделить однокоренные слова?
10. Итог урока. У: Какие слова называются родственными?
     Что такое корень слова?
     Как иначе называется родственные слова?
     Назовите два признака родственных слов.

Оценка учащихся.

Домашнее задание: с.139 правило, упр.294 (устно), 295.