Цель занятия: ввести учащихся в процесс познания, помочь детям преодолеть страх перед письменной работой, сделать так, чтобы каждый ребенок смог выразить свои чувства, настроения, мысли в творческой работе в конце мастерской.
1. Индукция (наведение). Создание определенного настроя, включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения. Дети слушали и читали стихи, рассматривали репродукцию картины, выразили свое мнение.
2. Самоконструкция (индивидуальная работа). На этом этапе дети работали со словами. Здесь включились в работу память, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, отбирать самое необходимое.
3. Социализация (обнародование). Это этап озвучивания своих записей, сопоставление и сравнение своих слов со словами, прочитанными одноклассниками. Этот этап необходим, так как расширяет словарный запас детей, дает возможность самоутвердиться, ведь у каждого есть, что сказать.
Этапы самоконструкции и социализации проходили в 3 приема (работа с существительными, прилагательными и глаголами).
4. Афиширование (представление работ). Заканчивается мастерская написанием своих собственных работ по теме урока. Каждый ребенок уверенно приступил к работе. С удовольствием ребята зачитывали получившиеся работы и были уверенны, что у них получилось хорошо, а значит каждый почувствовал себя творцом, писателем, увидел свой индивидуальный стиль написания.
5. Рефлексия. Дети оценили свои работы, знания, ощущения, подвели итог своей работе.
На доске репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”.
Как февраль ни злися,
Как ты март ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет,
А.Н.Майков.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово.
– Мы с Егором нашли в “Хрестоматии” очень красивое стихотворение И.З.Сурикова. Егор прочитает его, а вы послушайте его и определите тему этого стихотворения.
Высказывания детей.
– Рассмотрите репродукцию и прочитайте отрывок из стихотворения А.Н.Майкова, определите тему сегодняшнего занятия. О чем мы будем писать сегодня?
Предположения детей.
– Многие писатели и поэты посвятили свои произведения этому прекрасному времени года. Это – Сергей Есенин, А.Н. Плещеев, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев и многие, многие другие. Может быть кто-то из вас желает прочитать стихи о весне?
Желающие читают стихи, рассказы, загадки.
II. Беседа.
– Сегодня на занятии каждый из вас может
попробовать себя в роли писателя или поэта. Вы
можете выбрать любой жанр: стихотворение,
загадку, сказку, рассказ; главное, чтобы ваши
слова шли от самого сердца, от вашей души.
Произнесите слово ВЕСНА торжественно, ласково,
удивленно, загадочно.
А теперь каждый из вас может записать в 1 колонку
несколько существительных, которые пришли вам на
ум, когда вы произносили слово ВЕСНА.
Дети пишут.
– Все, кто желает, могут прочитать свои слова. Если вам, ребята, понравится какое-то слово, вы можете его дописать на свой листочек.
Учащиеся зачитывают слова, дописывают. Учитель читает свой ряд слов последним.
– А теперь давайте вспомним, какие слова придают нашей речи точность, выразительность, делают нашу речь богатой и красивой? (Прилагательные)
– Подберите к каждому имени существительному, записанному в первой колонке, подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите их во 2 колонку. Если трудно найти подходящее слово, можно работать в паре.
Дети пишут.
– Давайте зачитаем найденные слова и по желанию допишем на свой листочек понравившиеся слова.
Дети читают, дописывают. Учитель зачитывает свой ряд последним.
– А теперь сядьте свободно, вытяните ноги, опустите руки, закройте глаза. Послушайте небольшой отрывок из произведения Н.В.Гоголя и мысленно понаблюдайте за действиями весны.
“... Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду.... Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. Что яркости в зелени! Что света в воздухе! Что птичьего крику в лугах!...”.
– А теперь откройте глаза, сядьте правильно и запишите действия и движения весны, которые вы представили, в третью колонку.
Зачитывают, дописывают.
– Посмотрите на свои листы. Как много красивых слов мы нашли, какой богатый словарик у вас получился!
III. Творческая работа.
– Сейчас, ребята, наступает самый таинственный момент нашего занятия. Пользуясь составленным словариком, вы попробуете сами создать свое произведение о весне. Прислушайтесь к своим мыслям, чувствам. Что вам по душе? Может быть у вас сегодня получится стихотворение, или сказка, или загадка? А может быть повествовательный текст? Запишите свои мысли на отдельный лист. Итак – проба пера!.
Дети работают.
– Кто желает прочитать вслух свое произведение?
Желающие читают. (Работы детей в Приложении)
– А хотите послушать, что у меня получилось?
Читаю:
Пахнет талым снегом и свежими опилками. По звонким и уже глубоким ручейкам плывут кораблики из бересты, коры, бумаги.
В луже моют свои перышки задиристые воробьи. Они громко чирикают. Наверно, спорят, кого из них солнышко любит больше.
А ласковый солнечный лучик заглянул в открытое настежь окно и пощекотал спящего кота.
Щенок, родившийся зимой, удивленно таращит глаза на огромную сосульку, которая весело поет: “ Кап-кап! Дзынь-дзынь!”
На улице звонкий смех ребятишек, стук топора, щебет птиц. И за этим шумом никто не услышал, как лопнула первая почка, и на свет родился еще крошечный, но уже совсем настоящий клейкий листочек.”
IV. Подведение итогов.
– Ребята, мы с вами сегодня побывали в роли
писателей. Как вы оцениваете свою работу?
– Какое задание вам показалось трудным?
– Какое задание было самым интересным?
– Понравилось ли вам занятие, где мы писали свои
собственные произведения! На следующем занятии
мы поработаем над орфографией ваших работ и
оформим работы в книжечку.
Приложение.
ВЕСНА
Наступила теплая весна.
Почки толстеют,
Проталинки становятся все больше,
Березы зеленеют.
Солнышко все выше,
Капель звенит,
И воробей чирикает на крыше.
Кишенюк Вадим. 8,5 лет
Наступила красавица весна! Растаял последний снег, побежали звонкие ручьи. Появилась душистая трава. Ребята сделали кораблики и пускают их по ручью. Как весело весной!
Тимофеев Антон. 9 лет.
ЗАГАДКА
Она в марте к нам шагает.
Ее каждый узнает. (Весна)Гречкин Коля. 8лет.
ВЕСНА
Идет весна. Ребята чувствуют весеннюю свежесть. Птицы вьют гнезда. По дорогам растеклись большие лужи. Дети пускают кораблики по ручьям. Все рады весне!
Литовских Саша. 9 лет.
ВЕСНА
Красавица любимая –
Тетушка весна.
Плывет она на лодочке
На наши берега.
Она сосульки все растопит,
И зазвенит капель.
А птицы прилетают
С ней встретиться скорей.Мосунов Егор. 8,5 лет