Тема урока: Правописание парных согласных в середине и на конце слова.
Цель:
- Закреплять знания о парных звонких и глухих согласных.
- Формировать умение проверки слов с парными согласными.
- Развивать умение учащихся работать в группе.
Оборудование:
- А.В.Полякова, «Русский язык» 3 класс (1-4).
- Карточки с текстом.
Ход урока.
1. Организационный момент. Связь с предыдущим уроком.
- Урок русского языка.
- Вспомните, какую тему вы изучали на прошлом уроке?
- Парные согласные звуки.
- С какой целью?
- Нужно ли проверять написание парных согласных?
2. Сообщение темы и цели.
- Цель урока: продолжать закреплять навык проверки парных согласных на конце и в середине слова. Для этого вы будете выполнять различные задания со словом.
- Что вы знаете о слове?
- Слово состоит из звуков.
- Что вы знаете о звуках?
- Звуки бывают гласные и согласные.
- Что вы знаете о согласных звуках?
- Согласные звуки бывают звонкие и глухие.
На доске появляется схема:
3. Работа в парах.
Игра «Найди букве пару». Детям раздаются карточки с буквами парных звонких и глухих согласных. Учитель предлагает детям соединить карточки по парам. При проверке работы необходимо задать вопрос:
- Почему у звука [ б ] пара [ п ]?
- Произносится одинаково, только первый звук звонко, а второй звук глухо.
- В чем заключается трудность правописания парных согласных?
- Произносится всегда глухо, а писать надо буквы звонких и глухих согласных.
- Как же правильно выбрать букву?
- Существует правило.
- Расскажите друг другу правило проверки слов, с парными согласными используя роли «учитель-ученик».
4. Актуализация знаний.
- Чтобы проверять, надо уметь найти ошибкоопасное место в слове.
Предлагаются слова: ФЛАГ, РОЗА, ГУДКИ, МОРЖИ.
- Выбрать слово, которое, как произносится, так и пишется. (РОЗА)
- Почему?
- Гласные и согласные в сильной позиции.
- Из четырех слов только одно. Настолько важно в русском языке знать правила проверки и применять их.
- Выбрать слова с парными согласными, которые требуют проверки.
(ФЛАГ, ГУДКИ)
- Почему?
- Согласные находятся в слабой позиции: на конце слова и перед суффиксом.
- Измените, слово МОРЖИ так, чтобы парный согласный был в слабой позиции.
- МОРЖ.
Учитель диктует предложенные выше слова с заданием, подчеркнуть слабые позиции.
5. Закрепление навыка проверки слов разными способами.
- Продолжаем работу над словом с целью закрепления навыка проверки слов с парными согласными.
На доске слова: ЗУБКИ – ЗУБЫ
- Что можно сказать об этих словах?
- Однокоренные.
- В каком слове ошибкоопасное место?
- ЗУБКИ.
- Почему?
- Согласный находится в середине слова перед суффиксом «к».
- Выбрать из ряда однокоренных слов проверочные слова.
ЗУБОК, ЗУБ, ЗУБАСТЫЙ, ЗУБНОЙ.
Дети выполняют работу самостоятельно.
Проверка.
( ЗУБОК, ЗУБАСТЫЙ)
- Кто выбрал слово ЗУБНОЙ? Докажи.
Когда мы произносим, звонкий согласный слышится звонко потому, что после него стоит звонкий согласный.
Вывод: Это и есть второй способ проверки слов с парными согласными.
6. Игровой момент.
Учитель предлагает отдохнуть, выполняя физминутку:
Я приглашаю на ЗАРЯ.КУ
Мелкие ША.КИ,
ЛЕ.КИЕ ПРЫ.КИ.
Вот и вся ЗАРЯ.КА
МЯ.КАЯ ПОСА.КА.
- Вы что-нибудь поняли?
- Давайте выручать физминутку, чтобы отдохнуть.
7. Работа в группах.
Задание: Кто быстрее восстановит текст физминутки, та группа будет её проводить.
Я приглашаю на ЗАРЯДКУ
Мелкие ШАЖКИ,
ЛЕГКИЕ ПРЫЖКИ.
Вот и вся ЗАРЯДКА
МЯГКАЯ ПОСАДКА.
8. Выполнение заданий по применению знаний.
* Определение слов с парными согласными, которые надо проверять:
МЕД, СЛАДКИЙ, МЕДОВЫЙ, МЕДОК, УЛЕЙ.
- Выписать эти слова и проверить.
- Какое животное очень любит мед?
- Медведь.
- Что вы знаете о медведе?
- (сведения о медведе).
*Работа в группах.
- Прочитайте текст упражнения 205.
- Что узнали нового об этом животном?
- Выбрать и записать два предложения, в которых есть такие слова:
1.__________ [т'].
2.__________ [т] ______.
Проверка:
В первом предложении это слово (МЕДВЕДЬ), а во втором (СЛАДКИЙ).
- Давайте выберем знатоков парных согласных. Каждая группа предлагает по одному представителю. Им выдаются карточки с тремя утверждениями. Выбрать нужно одно верное.
Утверждения:
а) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял только гласный.
б) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный.
в) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял твердый согласный.
Так выбираются знатоки русского языка по теме данного урока.
9. Домашнее задание на выбор.
№ 206 или задание повышенной трудности № 207.
10. Итог урока.
- Какие открытия для себя вы сделали сегодня?
- Какие знания, приобретенные на этом уроке, могут пригодиться?