Ученический проект как одна из форм организации групповой работы младших школьников

Разделы: Начальная школа


Реализация на практике программы развивающего обучения Л.В.Занкова помогает мне и моим ученикам постоянно находиться в творческом поиске.

Одной из приоритетных задач этой программы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка, предметно-пространственной здоровье-сберегающей среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от возра-стной специфики его развития. Чтобы эти задачи успешно решались, учитель использует частично-поисковый метод и проблемное изложение учебного материала. Между тем почти полностью исключённым из практики современной школы оказался проектный ме-тод, достоинствами которого являются высокая степень самостоятельности, инициативно-сти и их познавательной мотивированности. В процессе работы над совместным проектом младшими школьниками приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности. В целом, как подчёркивал В. Гузеев, «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе само-определения, творчества и конкретного участия»[2,260].

Создание совместного ученического проекта можно рассматривать как средство развития познавательных интересов учащихся, так и как одну из форм организации со-вместной деятельности ученика и учителя, ученика и ученика, ученика и группы учеников, которые могут формироваться как учителем, так и по желанию детей. Следует заметить, что формирование групп для участия в создании проекта должны быть под контролем учителя, чтобы составы групп по интеллектуальному развитию были приблизительно равны, иначе дети (если будет слабый состав группы) могут не завершить работу над своей частью проекта. Однако сегодня, когда в практике обучения осуществляется переход на современные образовательные технологии, работа по созданию совместных ученических проектов не затрагивает начальную школу. Этому есть объяснение. Учителя начальных классов зачастую не знают о специфике применения проектного метода, недооценивают его возможностей, работают «по старинке».

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.

Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рацио-нальное, оригинальное решение).

Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно. Пугать и настораживать учителя должно прежде всего то, если ребёнок не работает в группе, старается «отсидеться», пассивен при обсуждении, неинициативен.

Вторым показателем готовности младших школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определённая их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действия на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития являются широта, мера самостоя-тельности и обоснованности. К интеллектуальной зрелости можно отнести наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

Для формирования выделенных показателей на уроках в 2-3 классах в качестве подготовки к последующей работе по совместному проектированию проводилась деловая игра «Учёный совет класса», в ходе которой дети, объединяясь в группы, обсуждали вопросы интересующие их тем: «Семь чудес Света известны, а какое может быть восьмым», «Почему в одну реку нельзя войти дважды?», «Происхождение жизни на Земле: версии и доказательства», «Грибы - особое царство живой природы», «Чудесная кладовая»; спорили, доказывали, принимали решения, защищали свои суждения, делали выводы.

Опыт свидетельствует, что для создания ученического проекта эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1-2 урока) к долговременных, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий - подготовительный (определяются тема и цели, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, проводит консультации, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Среди проектов, которые вызвали у учащихся сильный положительный эмоционально-познавательный отклик, можно назвать такие: личный проект «Пластилиновый град», ли-тературный проект «Палитра времён года» - иллюстрированный сборник сочинений, стихотворений, посвящённых каждому времени года, отзывов к любимым произведениям писателей-натуралистов, общеклассный проект «Дымковская ярмарка - Свистунья». В процессе работы над этим проектом было всё так, как положено на настоящей ярмарке: и гости, и ряженные, и коробейники, и частушки под перебор русской гармони, и, конечно, глиняные свистульки. Учащиеся разделились на мастерские по 4-5 человек в каждой, было предложено самостоятельное задание - слепить из пластилина дымковскую игрушку, используя приём росписи пластилином, раскрасить её и представить на ярмарку. Создавая общую поделку, у детей формируются такие качества, как умение планировать свою работу, распределять её каждому участнику группы, они учатся общаться между собой, слушать мнения других участников проекта, совместно выбирать орнамент для росписи поделки. При защите проектного задания дети могут включить произведения устного народного творчества: потешки, песенки, заклички, умелое использование кото-рых сделает этот вид работы живым и интересным. По окончании работы все игрушки выставляются на ярмарке в городе школьных мастеров.

В творческих заданиях по курсу «Мы и окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков) заложены темы, которые могут быть разработаны как ученические проекты. Дети совместно работали над групповыми проектами «Путь из варяг в греки» (3кл), «Фестиваль материков» (3кл.), после изучения темы «Россия при Петре 1» (4кл.) дети выполняли общеклассный проект «Петербургская тетрадь», в которую вошли странички: «Мосты над Невой», «По залам Эрмитажа», «Петродворецкие фонтаны», «Азбука Санкт-Петербурга», «С именем Петра». В процессе работы определили круг исследуемых вопросов, были представлены интересные факты строительства города, иллюстративный материал, что помогло детям представить историю прекрасного города.

В качестве примера предлагаю один из конспектов урока по окружающему миру с использованием проектного метода.

Совместный проект «Новый Свет - Америка».

Цели: Расширить знания детей о материках Северная и Южная Америки, познакомить с типичными представителями растительного и животного мира, культурой коренного населения; развивать познавательный интерес, навык делового общения, умение выделять главное в процессе работы с энциклопедической литературой; воспитывать чувство товарищества.

Организация работы над проектом:

1) тема совместного проекта определяется за неделю до проведения урока, чтобы дети могли начать сбор материала;
2) учитель создаёт необходимые условия для работы над проектом: делит учеников на три группы, формулирует тему работы для каждой группы, готовит список эн-циклопедической литературы, оказывает помощь в подборе иллюстративного материала и музыкального сопровождения;
3) ученики самостоятельно готовят индивидуальный материал по теме работы своей группы;
4) операционный этап: учитель проводит консультации в группах и контролирует их работу; ученики выступают в роли создателей проекта и защищают его после выполнения;
5) на создание всего проекта отводится 2урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Парты сдвигаются, образую три рабочих места для каждой группы)

Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы вместе, каждый в своей группе, будете работать над одной из страниц нашего общего проекта.

2. Постановка темы проекта и распределение подтем страниц для каждой группы.

Учитель. Постарайтесь определить тему проекта. Мы несколько уроков знакомились с удивительной частью Света географического мира, в которую входят два материка, они омываются тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим, природа этих материков представлена всеми природными зонами. Какая это часть Света? И какие это материки?

Дети. Это часть Нового Света Америка, в которую входят два материка: Северная Аме- рика и Южная Америка.

У. И тема нашего проекта звучит так: «Новый Свет - Америка».

О чём вы могли бы рассказать на страницах проекта? (В ходе совместного обсуждения определяются подтемы страниц: 1 страница - «Природа Америки», 2 страница - «Корен-ное население Америки и его культура», 3 страница - «Открытие и завоевание Америки»).

3. Работа над проектом.

А) самостоятельное обсуждение над темой страницы проекта.

У. Используя подготовленный материал, вы начинаете работать над своей темой вместе. Подумайте, как организовать свою работу, как вы будете распределять материал на странице, какие иллюстрации можно поместить к вашим сообщениям, кто из вас будет оформлять и выполнять записи. Если у вас возникнут вопросы, то можно обратиться ко мне за консультацией.

Б) Совместная консультация с учителем.

- Консультация в 1 группе.

У. Тема вашей страницы очень интересна - «Природа Америки». О чём бы вы хотели рассказать на своей страничке?

Д. Мы решили рассказать об удивительных горах Андах, о животных этих материков, но у нас много самого разного материала, и мы затрудняемся в выборе, о котором из них лучше написать.

У. Думаю, вы согласитесь со мной, что лучше написать о тех животных, которые проживают только на этих материках, и у них есть что-то своё особенное в поведении, в условиях проживания. О чём ещё необходимо рассказать на странице?

Д. Мы думаем, что будет интересно узнать о дереве секвойе и гигантском кактусе, кото-рый произрастает в пустынях Америки.

У. Как вы поместите весь материал?

Д. Всю страницу разделим на три части: на первой полосе - материал о горах Андах, вторую полосу заполним сообщениями о животных: бизоне, калибре, тукане, страусе Эму, дикобразе, а в третьей части напишем о растениях. Если у нас останется свободное место, то поместим материал «Это интересно знать».

У. Из каких источников взят ваш материал?

Д. Мы пользовались детской энциклопедией «Животный мир материков», статьёй из первого тома энциклопедии «Что такое? Кто такой?», журналом «Юный натуралист».

- Консультация во 2 группе.

У. Какая тема вашей страницы? О ком и о чём вы хотели бы рассказать на своей страни-це? Как построите свою работу?

Д. Тема нашей страницы - «Коренное население Америки и его культура». Мы посмотрели весь материал, который подготовили к проекту, разделили его на части, определили последовательность частей, пронумеровав их. Сначала начнём с материала Андрея, далее используем материал Яны и Саши, закончим материалом Даши, иллюстрируем страничку рисунком с обложки доклада Андрея.

У. Я думаю, что доклад Андрея нужно оставить с этой обложкой, не вырезая индейца, а лучше поместить фотографию индейцев в народных костюмах, которые сотканы нацио-нальным способом. Я предлагаю просмотреть материал из «Древа познания».

Д. А можно поместить рисунки жилищ индейцев?

У. Я думаю, что это сделает вашу работу интересней. Во время защиты проекта можно использовать музыкальные фрагменты латиноамериканских мелодий.

- Консультация в 3 группе.

У. О чём можно рассказать на вашей странице проекта?

Д. У нас тема «Открытие и завоевание Америки», необходимо рассказать о первом путешествии Христофора Колумба к берегам Америки, в нашем учебнике совсем немного материала о его путешествии, мы хотим ответить на вопрос: «Почему Америка называется Америкой, а не Колумбией?».

У. Как вы думаете, этого материала достаточно для вашей темы? (Учителю следует обратить внимание на вторую часть темы «Завоевание Америки» и нацелить детей на дополнительный сбор информации).

В) Самостоятельная работа в группах.

4. Защита проекта.

По окончании работы над страницами проекта, каждая группа представляет свою работу. Попутно можно задавать вопросы: «Что интересного вы узнали в процессе работы над проектом. О чём вы хотите рассказать? С какими трудностями вам пришлось столкнуться?»

5. Итог урока.

У. Чему вы научились, работая над проектом? (Все странички вывешиваются на доске под общим названием «Новый Свет - Америка». Учитель проводит оценивание работ).

Завершив работу над совместным проектом, дети с интересом изучали материал, который был помещён в проект участниками других групп. В целом, по моим наблюдениям и детскому отношению к выполняемой работе, данный проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого ряда образовательных и развивающих задач.

Использованная литература

  1. Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии // Педагогическое образование. 2000. №4.
  2. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж, 1998.
  3. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.