Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.
Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.
Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?
Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.
Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.
На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.
Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит
от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).
При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).
При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.
Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.
Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?
Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.
Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.
А дальше идёт изучение каждого склонения в
отдельности. Используются все возможности для
сопоставления склонений друг с другом, с тем
чтобы дети научились находить сходство их в
падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома,
степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать
безударные окончания по аналогии с ударными у
существительных, принадлежащих к одному и тому
же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по
комнате, по деревне – по воде).
Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием ( из деревни - из земли; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа - -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.
Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе, в парке, в Смоленске - в столе, в селе, в Орле).
3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).
Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.
Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.
В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.
Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.
Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” ( Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)
В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.
Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:
первая - с низкой степенью обучаемости;
вторая - группа со средней степенью обучаемости;
третья - группа с высокой степенью обучаемости.
Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”
Цели . 1. Учить сравнивать и писать ударные
и безударные окончания
имён существительных одного и того же склонения.
2. Формировать устойчивость и распределение
внимания, аналитико-синтетическое мышление,
навыки самопроверки.
Объяснение нового материала
К – №1
Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.
1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.
3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)
1-й уровень Выписать в тетрадь в три столбика окончания
имён (Работа детей 1-го уровня)
|
2-й уровень Используя пример в табли-це,
просклонять им. сущ.:
|
3-й уровень Используя данные табли-цы просклонять слова:
зарядка, класс, тетрадь.
|
2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).
- Какие ударные окончания выписали ребята,
выполняющие первую карточку? ( просмотр и
сравнение выполненного задания учениками 1-го
уровня);
- Посмотрите внимательно как выполнили задание
ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
- В окончании.
- Сравните окончания с первой карточки и со
второй. Сделайте вывод.
- Окончания ударные.
- Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в
сравнении с первыми двумя?
- На первых двух карточках окончания ударные, а на
третьей – безударные.
- Кто заметил ещё одну особенность?
- Ударные и безударные окончания имён
существительных пишутся одинаково.
- Какие слова можно использовать в помощь, когда
будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
- Прочитайте вывод на 82 странице учебника.
Первичная проверка нового материала
(дифференциация по уровню трудности)
- Теперь важно каждому проверить как он усвоил новый материал.
- Познакомьтесь с заданиями на карточках.
- Ребята, у которых , выполняют карточку №1, у которых , выполняют карточку №2 , у которых , выполняют карточку №3.
К – №2
1-й уровень | 2-й уровень |
3-й уровень |
|
К запруд.. - ______(_____) |
Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).
- Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
- Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
- Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.
Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.
- Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
- (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)
Закрепление изученного материала
К - №3
(задание можно проработать в двух вариантах)
В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)
Задание упражнения:
- Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.
Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.
- Первое предложение выполняется с комментированием.
- Самостоятельная работа
- Проверка выполненного задания.
1-й уровень - 2, 3 предложение;
2-й уровень - 2, 3, 4 предложение;
3–й уровень - 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.
Проводится с помощью карточек с безударными
падежными окончаниями:
-е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.
К- №4
В – 2.
( Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.
- Ознакомление с заданием.
- Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
- С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
- Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
- Проверка выполненного задания.
(осуществляется с 3-го предложения)
Формирование умений и навыков
К - №5
1-й уровень
Спишите, поставьте ударение, определите склонение и падеж им. существительных, вставьте и выделите пропущенное окончание.
О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…,
к побед…, для библиотек…, на горизонт…, об осен…, по горст…,
о мыш…, о капел… .2-й уровень
Спишите, поставьте ударение, определите склонение и падеж им. существительных, вставьте и выделите пропущенное окончание.
От кашк… к гвоздик…, по дорожк… к рощ…, по осинк… к сирен…,
на макушк… ел…, от деревн… к речк…, около грядк… на капуст…, от веточк…к ветв.. .
3-й уровень
Напишите словосочетания по данным
схемам. Окончания имён существительных должны
быть безударными.
В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по ( 1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ( (1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на ( 2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к ( 1скл., ж.р., Р.п.)
К - №6
1-й уровень
Запиши слова в два столбика по окончаниям.
На ладон…, на топол…, от бол…, по комнат…, о геро…, до полк…, в деоевн…,
В конкурс…, в зелен…, от радост…, о молодёж…, на свирел… .2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.
На брош… - __________________________
Около постельк… - ____________________
По колыбельк… - ______________________
О медал… - ___________________________
В бутылк… -__________________________
О ноч… - _____________________________
На снег… _____________________________
3-й уровень
- Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
- Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.
К - №7
( Дифференциация по объёму учебного материала)
Подобрать слова – помощники, указать склонение.
1-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п и В.п.;
2-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п.,
3-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п., Т.п., П.п.
записать только окончания
мякоть
пустыня
пароход
радость
берлога
победа
горизонт
капель
Волга
Театр
Радостьрека
земля
двор
конь
окно
степьР.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
К - №8
(Дифференциация по уровню трудности и творчества)
1-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень – Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор ( пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.
Профессии людей. Названия людей.
Подобрать синонимы к словам : солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.
К- №9
(Дифференциация по уровню трудности)
1-й уровень
Списать, раскрывая скобки. Поставить ударение, выделить окончание, определить склонение и падеж.Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на ( машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).
2-й уровень
Записать имена существительные в три столбика, поставить ударение, выделить окончание, указать падеж. (слова из задания для 1-го уровня).3- уровень
Найти и исправить допущенные ошибки, в скобках написать проверочное слово, выделить окончание, поставить ударение, определить падеж и склонение.Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.
Первичное закрепление темы:
“Правописание безударных окончаний имён существительных”
К- №10 (дифференциация по степени трудности)
1-й уровень
Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.
2-й уровень.
Списать, вставить и выделить окончания, определить склонение и падеж имён существительных.Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .
3-уровень.
Поставить имена существительные в нужном падеже с предлогом.
Кисть – Р.п., капля – Д.п., речка – П.п., (после) друг – Р.п., дубрава - Д.п.,
Колос – П.п., лес – П.п., горка – Д.п., дверь – Р.п., товарищ – П.п., мать – П.п.,
Мать – Р.п., солнце – П.п., дядя – Р.п., дядя – П.п.
К - №11
1-й уровень
Составить предложения, используя данные слова; у существительных выделить окончания, указать склонение и падеж.а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние.2-й уровень
Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
Указать склонение и падеж имён существительных.а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние. Расскажи о его значении.3-й уровень
Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга( ед.ч., Д.п.)
в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань( ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.