Цели урока:
- анализ художественного текста, формирование универсальных способов мыследеятельности;
- воспитание чувства ответственности за другого человека;
- эмоциональное воздействие на души учащихся.
Эпиграф:
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Лис
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1 | Слайд 1 Тема «Зорко одно лишь сердце» |
|
2 | Слайд 2 Эпиграф Зорко одно лишь сердце Самого главного глазами не увидишь. Лис |
|
3 | Слайд 3 Цель урока. Определить значение крылатых выражений «Зорко одно лишь сердце», «Самого главного глазами не увидишь», «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» |
|
4 | Чтение диалога рассказчика и маленького принца гл. 2 с. 286 (Нарисуй мне барашка…) | |
5 | Слайд 4 Пустыня. Слайд 5 Маленький принц. Гиперссылка |
|
6 | Вопросы: | |
– Кто этот «маленький забавный человечек с вьющимися золотыми волосами»? | Маленький принц с загадочной планеты | |
Слайд 6 Планета Маленького принца |
||
– Вследствие чего Маленький принц оказался на планете Земля? | Однажды на его планете проросло зернышко, занесенное неведомо откуда, которое впоследствии оказалось прекрасной розой. Он обиделся на розу и покинул ее. | |
Слайды 7-8 | Гл. 8 с. 294-296 | |
– Как доказать, что Роза была прекрасной? | Она была так прекрасна, что дух захватывало Маленький принц не смог сдержать восторга: – Как вы прекрасны! Красавица Предчувствовал, что увидит чудо Чудесный цветок |
|
Слайды 9-10 Роза |
||
– Почему Маленький принц почувствовал себя несчастным рядом с такой красотой?Кстати, кто видит противоречие всложившейся ситуации? | Противоречие: несмотря на то, что роза прекрасна, он чувствует себя несчастным Это была ужасная кокетка Гордая, с чувством собственного превосходства. Она не хотела явиться в свет точно какой-нибудь мак. Не страдала избытком скромности («Заметьте, я родилась вместе с солнцем») Была горда и обидчива. (– Я не трава, – обиженно заметил цветок). – Капризна. |
|
– Каким образом Маленький принц разрешил это противоречие? | Он покинул планету. | |
Слайд 11 – Почему винит себя, а не Розу в том, что оказался неведомо где, вдали от нее? |
Потому что он не смог рассмотреть в этом капризном цветке любовь к нему, тихую нежность, великодушие | |
Гиперссылка ВЕЛИКОДУШИЕ: Исследуйте, каким образом появилось в русском языке такое прекрасное слово. Определите лексическое значение слова. Подберите синонимы. |
Работа со словарем. | |
– Почему в современном толковом словаре нет слова ВЕЛИКОДУШИЕ, а в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля есть? | К сожалению, уходят слова, уходят и люди, которым свойственны такие качества как великодушие. На смену им приходят равнодушные, малодушные люди. | |
Как доказать, что Роза – великодушна. | Несмотря на то, что Маленький принц покидает ее, она желает ему счастья: «Постарайся быть счастливым» | |
– Как доказать, что Роза любила Маленького принца? | Только любящий человек может быть великодушным, может понять и простить любимого. | |
Слайд 12 Чтение диалога прощания Розы с принцем. Гл.9. с 298 |
||
Слайд 13 Гиперссылка Песня «Уходи, уходи». На фоне музыки чтение стихотворения Сильвы Капутикян |
||
Да, я сказала «уходи», Но почему ты не остался? Сказала я: «Прощай, не жди», Но как же ты со мной расстался? Моим словам наперекор Глаза мне застилали слезы… Зачем доверился словам? Зачем глазам не доверял? |
Логическую цепочку Каким образом связано с глазами Сердце – душа – глаза (зеркало души) – контекстные синонимы. |
|
– Почему о человеке судят в большей степени по глазам, а не по словам? Решите логическую задачку «Четвертый лишний» |
Слова могут обмануть, а глаза – нет. Глаза – зеркало души. Получается, что в контексте слова «Глаза» и «душа» обозначают одно и тоже, то есть являются... синонимами (контекстными) |
|
Слайд 14 Глаза, сердце, душа, слова. – Почему СЕРДЦЕ не является четвертым лишним? |
Слова Сердце является тоже контекстным синонимом |
|
Слайд 15 Розы в саду. | ||
– Почему когда Маленький принц увидел сад, в котором росло 5000 точно таких же цветов, он почувствовал себя несчастным и заплакал? Найдите противоречие в данной ситуации. – Почему принц заплакал? |
Несмотря на то, что он увидел розы, он заплакал «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза…» | |
Слайд 17 – Прав или не прав Маленький принц? |
Нет, потому что его роза не была обыкновенной, но он еще не знал об этом. | |
И тут появился Лис ГЛ. 21 | . | |
Лис и его секреты. гл. 21 с. 217 | ||
Чтение диалога «Поиграй со мной…; | ||
Гиперссылка А как это приручить? | ||
Слайд 18 Быть прирученным – это хорошо или плохо? |
Если любишь цветок… – этого довольно. Смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. |
|
Чтение диалога с. 220 | ||
Найти противоречие | Несмотря на то, что мне плохо, мне хорошо. | |
Почему Маленький принц вновь почувствовал себя несчастным? | Он тосковал по розе, он переживал за нее: вдруг она погибнет. Понял, что он в ответе за свою розу. | |
Слайд 19 Тесты. Кроссворд. Музыка. Вопросы-суждения |
Контроль: ответы на тестовые задания, решение кроссворда, ответы на вопросы – суждения. | |
Рефлексия Что интересного, нового, полезного узнали? Что понравилось и не понравилось? Каким образом оцениваете свою работу на уроке? |
||
Подведение итогов | Дом. задание: составить кроссворды, чайнворды, рисунки, вопросы-суждения к сказке по выбору учащихся. |