Цели урока:
1. Обогатить словарный запас детей.
2. Показать смысловые нюансы некоторых близких по значению слов.
3. Развивать читательское воображение с опорой на текст.
Оборудование:
- учебник для 2 класса, I часть. Авт: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение.
- карточка “Ф Н Т З А А И Я”
- карточки со словами:
“ФАНТАЗИЯ”, “ВЫДУМКА”, “СОЧИНЕНИЕ”, “ЗАТЕЯ”, “ВООБРАЖЕНИЕ”, “МЕЧТА”;
“ФАНТАЗИРОВАТЬ”, “ВЫДУМЫВАТЬ”, “СОЧИНЯТЬ”, “ЗАТЕВАТЬ”, “ВООБРАЖАТЬ”, “МЕЧТАТЬ”;
“ФАНТАЗЁР”, “ВЫДУМЩИК”, “СОЧИНИТЕЛЬ”, “ЗАТЕЙНИК”, “МЕЧТАТЕЛЬ”, “ВООБРАЖАЛА”;
- выставка рисунков детей по теме “ Моя Вообразилия”
- магнитная доска с закрывающимися створками
- магниты
- портрет К.Д.Бальмонта
- на доске – тема урока “ К. Бальмонт “У чудищ”
- бусы
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы урока.
- Начинаем урок литературного чтения.
- Если вы из букв составите слово, то узнаете, чему будет посвящен урок.
Ф Н Т З А А И Я (ФАНТАЗИЯ)
III. Словарная работа.
- Подберите синонимы к слову “ФАНТАЗИЯ”. (ВЫДУМКА, ЗАТЕЯ, МЕЧТА, СОЧИНЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ)
- Образуйте от слова ФАНТАЗИЯ однокоренной глагол. (ФАНТАЗИРОВАТЬ)
- Подберите синонимы. (ВЫДУМЫВАТЬ, ЗАТЕВАТЬ, МЕЧТАТЬ, СОЧИНЯТЬ, ВООБРАЖАТЬ)
- Как называют человека, который любит фантазировать? (ФАНТАЗЁР, ВЫДУМЩИК, ЗАТЕЙНИК, МЕЧТАТЕЛЬ, СОЧИНИТЕЛЬ)
- Прочитайте слова и найдите лишнее слово (на обратной стороне доски):
МЕЧТАТЕЛЬ, ВЫДУМЩИК, ФАНТАЗЁР, ВООБРАЖАЛА, СОЧИНИТЕЛЬ, ЗАТЕЙНИК
- Объясните свой выбор.
(Воображала – человек, который много воображает о себе, гордец (гордячка))
IV. Знакомство с автором.
- Сочинителем, мечтателем, выдумщиком, фантазёром можно назвать Константина Дмитриевича
Бальмонта (на доске портрет).
Константин Дмитриевич Бальмонт – русский писатель. Он много ездил по родной стране с концертами и выступлениями о поэзии, но однажды ему навсегда пришлось покинуть Россию. Живя во Франции, он продолжал сочинять. Наибольшую популярность среди юных читателей имеет сборник поэта “Фейные сказки”, посвященный дочери Нинике.
V. Знакомство с произведением К. Бальмонта “У чудищ” .
- Сейчас мы познакомимся со стихотворением К. Бальмонта “У чудищ”, которое вошло в этот сборник.
Попробуйте предположить, о чём это стихотворение.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение и определите, совпали ли наши предположения.
К. Бальмонт
У чудищ
Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кащею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
- Кто желает прочитать вслух?
- Какие чудища встретились при чтении произведения? (Баба-Яга, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч)
- Подберите из стихотворения синонимы к слову “Баба-Яга”:
Яга
Старуха
Старая
Ведьма
- Почему рядом с Бабой-Ягой оказались мыши? (Они представители другого мира)
- А кто главный герой данного произведения? (Автор)
- Прочитайте первые две строфы, дайте характеристику главному герою.
хитрец (надел шапку-невидимку, перехитрил “строгую” Ягу)
хулиган (украл бусы)
насмешник (рылись в крошках, скрылся в дымке, посмеивается в ус)
- Прочитайте третью строфу, дополните характеристику главного героя.
смелый (рискует, когда приближается к Змею и к Кащею)
- Для чего герои сказок обычно отправляются в лес? (Спасают друзей...)
- А с какой целью исследует сказочные дебри автор?
поэт, фантазёр (смелый поэт) (собирает жемчуга для песен, замыслы, идеи, выведывает тайны)
- Как вы думаете, автор раньше встречался уже с этими чудищами? (У Бабы-Яги уже бывал. – “Там всё как прежде”)
- Как автор попал в сказку? (Сила воображения, избушка на курьих ножках – граница между нашим миром и волшебным)
VI. Итог.
- А мы можем попасть в сказку? (Человек, обладающий фантазией, может создавать самые немыслимые образы)
VII. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение по сказочным мотивам “В гостях у…” (героев выбираем по желанию)