Конспект урока внеклассного чтения. Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • познакомить учащихся с произведением;
  • помочь понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрыть её основной конфликт;
  • формировать навыки самостоятельного анализа текста.

Оформление: музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; оформление сцены (класса) в стиле 19 века; костюмы для участников инсценировок; выставка книг по творчеству М. Ю. Лермонтова.

Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!

М. Ю. Лермонтов

Слово учителя.

Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с драмой М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Эту пьесу автор считал «самым значительным драматическим произведением, которое он счёл достойным обнародования».

Вы уже знаете, что творчество Михаила Юрьевича Лермонтова развивалось после разгрома восстания декабристов. Разочарование в действительности, тоска по идеалу свободной и мятежной личности питала его ранние романтические стихи и зрелую лирику («Дума», «И скучно и грустно», «Пророк», поэма «Мцыри», драма «Маскарад»).

К началу работы над «Маскарадом» (1835 - 1836) Лермонтов очень хорошо изучил петербургский свет, и свои впечатления в известной мере отразил в произведении. Михаил Юрьевич «трижды продавал «Маскарад» в драматическую цензуру и дважды переделывал, чтобы увидеть его на сцене, но все редакции драмы были запрещены». «Я не понимаю, как автор мог допустить такой резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардтов», - писал с возмущением в своём докладе о «Маскараде» цензор Ольдекоп.

Историческая справка.

Славившиеся в ту пору вечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта посещались не только столичной знатью, но также членами царской фамилии во главе с императором. Не удивительно, что драма «Маскарад» была встречена Третьим отделением как дерзкий вызов великосветскому, придворному Петербургу.

Краткая сценическая история драмы «маскарад».

Драма Лермонтова так и не увидела света рампы при жизни её автора. Только в 1842 году, через год после смерти поэта, «Маскарад» был напечатан … в Петербурге в сборнике в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Полностью «Маскарад» вышел в свет лишь в 1873 году в Собрании сочинений М. Лермонтова.

Слово учителя.

Название пьесы символично: вся жизнь персонажей - это «пёстрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад». «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души, ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».

Были предположения, что в «Маскараде» «изображено реальное происшествие». А следы знакомства Лермонтова с конкретными лицами, типичными для столичного «общества» можно «отыскать в некоторых персонажах «Маскарада». Арбенин - одержимый карточной игрой писатель Н. Ф. Павлов (1803 - 1864), композитор А. А. Алябьев (1787 - 1850), нечистый на руку игрок граф Ф. И. Толстой («Американец») (1782 - 1846)».

Вопросы к классу.

Скажите, пожалуйста, каковы основные мотивы пьесы? (Карточная игра и костюмированные балы с их обязательной интригой.)

А с каким произведением, в котором автор обращается к теме карточной игры, мы с вами хорошо знакомы? («Пиковая дама» Пушкина (опубликовано в 1834 году).)

Какие произведения драматически близки «Маскараду» М. Ю. Лермонтова? («Горе от ума» А. С. Грибоедова, где изображение героя, противостоящего обществу, особенности стиха и стиля напоминают о встрече ранее; «улавливаются следы чтения Шекспира»; «Цыганы» и «Борис Годунов» А. С. Пушкина.)

Лермонтов, используя опыт Пушкина и Грибоедова, «пытался создать театр высокой романтики». Михаил Юрьевич, как автор пьесы «Маскарад», продолжил традицию обращения к теме маскарада и карточной игры, характерной для современной ему русской литературы (повесть А. А. Бестужева - Марлинского «Испытание» (1830), из которой заимствованы фамилии баронессы Штраль и князя Звездича). Карточная игра, костюмированные балы, которые проводились всегда с обязательной интригой, - распространённые увлечения современной Лермонтову дворянской молодёжи - стали основными мотивами пьесы. На этих характерных деталях быта основывается сюжет драмы. Но не следует умалять и их символическое значение.

Итак, мы продолжаем тему маскарада и тему карточной игры. Именно со сцены в игорном доме, где царствует «зелёное сукно», и начинается действие в «Маскараде» - драме по-юношески «дерзкой и в то же время зрело-горькой», лучшей изо всех творений Лермонтова.

Работа по выявлению восприятия.

С кем и при каких обстоятельствах мы знакомимся, открывая первые страницы драмы?

О ком это: «Портрет хорош, - оригинал-то скверен!»?

Кому принадлежат эти слова?

При каких обстоятельствах встречаются Арбенин и князь Звездич?

Слово учителя.

Из игорного дома Арбенин и Звездич едут на Невский проспект, в дом барона Энгельгардта, где устраиваются аристократические костюмированные балы-маскарады и где постоянно бывает царь - Николай I.

Историческая справка

Энгельгардт Василий Васильевич (1785 - 1837) - полковник в отставке, широко известный в Петербурге богач, крупный игрок, весельчак и острослов. В молодости был дружен с А. С. Пушкиным. Энгельгардт получил от правительства привилегию на проведение в своём доме на Невском проспекте публичных концертов и костюмированных балов. Вечера у Энгельгардта были чрезвычайно популярны.

Какую вы заметили связь между поведением Арбенина на балу и изученными ранее стихотворениями «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «И скучно и грустно» и др.?

Найдите подтверждения этим словам в тексте драмы. (Сцена II, действие I.)

(Арбенин.

Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердцу холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой.)

Слово учителя.

Название пьесы заключает в себе не только прямой, но и второй, иносказательный смысл. По мысли Лермонтова, маскарад - это весь блестящий Петербург, где под маской внешней благоприятности скрываются порок и преступление. И только на маскараде, скрыв под маской свои черты, это общество обнажает свои низменные пороки и страсти. А что же такое маскарад?

Справка из толкового словаря.

МАСКАРАД - бал, на который являются в масках, в характерных костюмах.

Инсценировка «звездич и маска».

(Действие I, сцена II, выходы 5 и 6.)

- Почему баронесса не призналась Звездичу в любви без маски?

Слово учителя.

Вот, какие слова (а мы их сегодня уже слышали) по этому поводу Лермонтов вложил в уста Арбенину:

Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты ужасны,
То маску с чувств снимают смело.

Сейчас нам с вами предстоит просмотреть ещё одну сцену, а затем вы постараетесь ответить на такой вопрос: «Почему князь Звездич так себя ведёт по отношению к Нине?»

Инсценировка «Звездич и Нина».

(Действие II, сцена I, выход 2.)

В воздухе уже чувствуется напряжённость, опасность. И что же дальше? Как разворачиваются события?

Инсценировка «Баронесса и Шприх».

(Действие II, сцена I, выход 7.)

Баронесса намекнула, и Шприх принялся за дело.

Так что же сделал Шприх?

Как поступил Арбенин со Звездичем?

Каковы были ответные действия Звездича?

Инсценировка «Нина и Арбенин».

(Действие II, сцена III, выход 5.)

Арбенин «наделён мятежным духом, умом, сильной волей». Узнав о том, что жена принимала участие в маскараде, он устраивает скандал, потому что прекрасно знает нравы и обычаи светского общества.

Инсценировка «Нина и Арбенин на балу».

(Действие III, сцена I, выход 4.)

План мести созрел, и Арбенин готов его осуществить. Уверив себя в виновности жены, Евгений «сам вершит суд и казнь, уничтожая то, что составляло смысл его жизни». Судьба Нины становится мерилом моральной правоты Арбенина.

Лермонтовский герой связан со светским обществом рождением и воспитанием, и напрасны его стремления к независимости и свободе. Евгений живёт по законам общества, которое считает порочным, и, пытаясь защитить свою честь, сам становится злодеем. Арбенин - это и «жертва», и «палач»: он не только страдает, но и несёт страдания другим.

Инсценировка «развязка».

(Действие IV, сцена I, выход 8.)

Какую роль сыграл Неизвестный?

Кто виноват в смерти Нины?

Почему драма называется «Маскарад»?

Итог урока.

А закончить наш урок хочется словами М. Ю. Лермонтова: «Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!» Согласны вы с этим?

Литература:

  1. М. Ю. Лермонтов. Сочинения в двух томах. - М. : Правда, 1990.
  2. М. Ю. Лермонтов. Маскарад. - М. - Искусство, 1966.
  3. Русские писатели, XIX век. Библиографический словарь. В 2 ч.- М.: Просвещение; «Учебная литература», 1996.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой.- 14-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 1982.-816 с.
  5. Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы/Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997.
  6. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся/ С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. - М.: Просвещение, 1989.
  7. Библиотека мировой литературы для детей. М. Ю. Лермонтов. Избранное. - М.: «Детская литература», 1976.