Цель: Рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.
Учитель: Сегодня речь пойдет о
любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его,
помогала творить и в итоге сделала его Мастером.
Ее имя Маргарита. Глава 19, названная ее именем,
начинается словами: “За мной, читатель! Кто
сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной,
вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык.
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу
тебе такую любовь!”
Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты
– явление исключительное, перечислите любовные
пары, известные по произведениям русской
классики.
Учащиеся перечисляют:
Евгений Онегин и Татьяна;
Ленский и Ольга;
Болконский и Ростова;
Безухов и Ростова;
Раскольников и С. Мармеладова и т.д.
Учитель: Достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод, а пока вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера.
Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13).
- Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.
Автор: Она шла по Тверской и несла в
руках отвратительные тревожные желтые цветы.
Черт их знает, как их зовут, но они первые
почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень
отчетливо выделялись на черном ее весеннем
пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И
меня поразила не столько ее красота, сколько
необыкновенное, никем не виданное одиночество в
глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в
переулок и пошел по ее следам…
И вообразите, внезапно заговорила она.
Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?
Мастер: Нет.
Маргарита: Вы вообще не любите цветов?
Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие.
Маргарита: А какие?
Мастер: Я розы люблю.
Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках…
Прослушав инсценированное чтение,
учащиеся говорят, что Булгаков использовал
контрастную цветовую гамму: желтое на черном.
Знакомые с цветовой гаммой Достоевского,
символикой цветов Блока, ученики отмечают, что
Булгаков использует традиции предшественников.
Герой произведения сам говорит о том, что желтый
– нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он
следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в
описание зарождения любви тревогу, предчувствие
трагизма, которое углубляется удивительной
булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед
нами, как из-под земли выскакивает убийца в
переулке, и поразила нас сразу обоих! Так
поражает молния, так поражает финский нож!”
- Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаем из ее
предыстории.
Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет.
Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист,
молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в
готическом стиле в одном из садов близ Арбата.
Она могла купить все, что ей нравятся. Никогда не
прикасалась к примусу и держала прислугу. Она
окружена интересными людьми.
- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!..
- восклицает автор. Попытайтесь ответить на этот
вопрос.
Маргарита Николаевна испытывала потребность
любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд –
“необыкновенное, никем не виданное
одиночество”.
Учитель напоминает: А муж? Ведь у нее
был молодой, красивый, добрый, честный муж,
который обожал ее?
Учащиеся рассуждают о том, что, по-видимому,
Маргарита Николаевна не испытывала к мужу
ответного чувства, хотя все время помнила, что он
у нее есть и, несомненно, уважительно относилась
к супругу. Они вспоминают, что именно муж явился
причиной того, что она не осталась с Мастером в ту
роковую ночь, когда он бесследно исчез.
Вспоминают ее слова: “Я не хочу, чтобы у него
навсегда осталось в памяти, что я убежала от него
ночью”. В этих словах и уважение, и благодарность
за комфорт, которым он окружил ее.
Можно напомнить учащимся стихотворение в прозе
И.С. Тургенева “Путь к любви”:
Все чувства могут привести к любви, страсти, все:
ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение,
страх и даже презрение. Да все чувства… исключая
одного: благодарности.
Благодарность – долг, всякий человек платит свои
долги, но любовь – не деньги”.
По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты
Николаевны.
Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая,
она на самом деле несчастна и одинока.
Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в
руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что,
если бы этого не произошло, она отравилась бы,
потому что жизнь ее была пуста”.
Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно
знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну.
Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал
“кровью сердца”.
- Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?
Сообщение учащегося о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника…
Делаем вывод, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.
- Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?
Учащиеся говорят, что она приходила в
подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку
(чего никогда не делала раньше) и готовила
завтрак. Она без конца перечитывала роман
Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она
вдохновляла автора и по сути являлась соавтором
создаваемого романа.
Одиночество кончилось. Она стала подругой
Мастера.
Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга.
- Из каких составляющих еще складывается образ возлюбленной по Булгакову?
Поразмыслив, мы приходим к выводу, что
возлюбленная по Булгакову - это подруга, ведьма,
королева.
То, что возлюбленная – это подруга, мы доказали.
Что это ведьма нетрудно представить, так как во
всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно
если ее задеть за живое.
Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у
Булгакова слегка косит, что свойственно юным
ведьмам.
И возлюбленная – это королева, ибо каждая
женщина – королева, когда ее любят.
При кажущейся парадоксальности подобные
реминисценции находим у В.Я. Брюсова:
Ты – женщина, ты книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его мечтах безумен каждый стих.Ты – женщина, ты ведьмовский напиток
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.Ты – женщина, и этим ты права
От века убрана короной звездной
Ты – в наших безднах образ божества…
По ходу романа эти образы: подруга,
ведьма, королева – углубляются и
конкретизируются:
Возможна демонстрация рисунка с творческим
решением этого триединства образа.
- Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.
Учащиеся отмечают, что Маргарита стала
надежной подругой не только в дни вдохновения и
счастья, но и в дни отверженности и болезни.
Она тоже “похудела, побледнела, перестала
смеяться”. Но всеми действиями показывала
решимость и готовность к борьбе.
В трудную для Мастера минуту, она решает уйти от
мужа.
Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе
с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий
Матвей…
- Вспоминаем, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?
(Становится ведьмой, продав душу дьяволу).
- А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.
Ученик делает пересказ – анализ эпизода “Погром в квартире Латунского”.
Обращаем внимание на внешние
художественные детали: испустила хищный
задушенный вопль, кромсала ножницами простыни,
громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый
молоток, громила рояль… - отражающие
психологическое состояние героини.
Неистовая ведьмовская ненависть исчезает,
уступив место разуму и милосердию, лишь при виде
испуганного ребенка.
Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради
встречи с Мастером.
Королевой она была для возлюбленного, и
королевой утверждает ее Воланд на своем балу,
увидев в ней породу.
- Покажите Маргариту в роли королевы. Докажите, что она достойна короны.
Заранее подготовленный учащийся делает пересказ – анализ эпизода “Маргарита на балу у Воланда”.
Учащиеся не упускают мысль, что
главная задача Маргариты – всех одарить
вниманием и любовью. “Если кто-нибудь не
понравится… нужно полюбить его, полюбить,
королева”.
Эти слова Коровьева перекликаются со словами
Иешуа:
“Все люди добры”. Снова становится очевидной
главная мысль романа о милосердии и всепрощении.
Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с
каждой минутой самочувствие Маргариты
ухудшается. Но она по-королевски сильна и
по-королевски горда. На эти страдания Маргарита
обрекает себя ради встречи с Мастером, но после
бала Воланд словно забывает о награде.
“Только бы выбраться отсюда. – думает Маргарита
– А там дойду до реки и утоплюсь”.
Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела
бы она сказать на прощанье, она надменно
отвечает:
- Я … очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.
И наконец, когда ей предлагают награду,
то она просит не за Мастера, а за Фриду , и это тоже
по-королевски: сдерживать слово, если имел
неосторожность подать кому-либо надежду.
Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она
доказала право на этот титул красотой,
изысканной любезностью, выдержкой, гордостью,
милостью к падшим.
В этой сцене реализуется одна из главных мыслей
романа: страдания очищают человека, и всякий, в
ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.
И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее
сокровенное желание, она не просит, а приказывает
как королева:
- Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!
- Так кто же сильнее в любви из 2-х возлюбленных?
Учащиеся называют Маргариту, приводят
доказательства.
А теперь вернемся к началу урока. Вы перечислили
любовные пары из русской классической
литературы.
- Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?
Учащиеся называют Ярославну, в которой
есть что-то от ведьмы: “Обернусь я, бедная,
кукушкой…” Она заклинает силы природы, которая
в финале способствует побегу Игоря.
Учащиеся называют М. Миронову из “Капитанской
дочки”.
В ней они видят смелость, решительность и
самоотверженность, сближающие ее с Маргаритой,
желание любой ценой спасти возлюбленного.
Возможна аналогия с Сонечкой Мармеладовой,
которая последовала за возлюбленным на каторгу и
спасла его душу.
Возможна аналогия с Олесей Куприна.
Безусловно, в русской литературе и до Булгакова
существовали страницы самоотверженной верной
любви. Но булгаковская пара познала все:
леденящий душу страх и психиатрическую больницу,
восторг полета, шабош ведьм, бал великих
грешников. Согласитесь, таких героев еще не знала
русская литература. И фантазия автора не
разрушает мысли о реальности и силе любви.
Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: “За
мной, мой читатель! И я покажу тебе … любовь!”
- Так что же есть любовь по Булгакову?
Учащиеся перечисляют.
Концепция любви по Булгакову
- дружба;
- сотрудничество;
- сопереживание;
- верность;
- самоотверженность;
- борьба;
- самопожертвование;
- счастье.
Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.