Конспект урока литературы в 10-м классе

Разделы: Литература


ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство с лирикой Н.А.Некрасова и формирование собственной позиции учащихся.

ЗАДАЧИ:

Обучающая:

  • Актуализировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении творчества Н.А.Некрасова.
  • Охарактеризовать нравственную проблематику стихотворений Некрасова о народе.
  • Выяснить позицию автора по отношению к русскому народу.
  • Продолжить анализ художественно-поэтического мира Некрасова.

Развивающая:

  • Закреплять умение интерпретации произведения и навыки стиховедческого анализа.
  • Развивать навыки выразительного чтения стихотворений.
  • Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитывающая:

  • Воспитать этические чувства, любовь к русской поэзии.
  • Дать почувствовать учащимся важность обсуждаемой проблемы и ее актуальность;
  • Обеспечить условия для раскрытия личностных позиций, творческого потенциала учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Мультимедийная презентация (Приложение 1)
  • Мультимедийный проектор
  • Индивидуальные рабочие карточки для учащихся.
  • Магнитофон.
  • Репродукции картин русских художников второй половины XIX века.

Ход урока

Эпиграфы.

Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Н.А.Некрасов.

Ты проснешься ль,
Исполненный сил?
Н.А.Некрасов.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

III. Проверка домашнего задания:

  1. В чем заключается новаторство поэзии Некрасова?
  2. Каковы основные темы лирики Некрасова?
  3. Н.А.Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа. Почему поэт так внимательно следил за судьбой русского народа? Откуда такое понимание бед народных?

IV. Работа с эпиграфами.

  1. Прочитайте эпиграфы. Эти эпиграфы представляют две противоположные точки зрения на русский народ. Какова основная мысль выражена в эпиграфах? Какая частица указывает на усталость, нетерпимость?
  2. В чем заключается противоположность отношения к народу?

V. Анализ стихотворений.

Учащиеся заполняют таблицы на индивидуальных карточках. (Приложение 2)

«В дороге». (1845г.)

  1. Слово учителя. Итак, каким же мы видим народ на страницах книги? Каким он предстает перед нами? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к самому Некрасову, т.е. к его стихам.
    Первое стихотворение, которое получило положительный отклик В.Г.Белинского, было «В дороге» (1845 г.). Именно после него Белинский назвал Некрасова «истинным поэтом». (Запись на доске и в карточках).
  2. Чтение отрывка наизусть.
  3. Вопросы для анализа:
    • как строится стихотворение?
    • какие голоса звучат в стихотворении?
    • что мы узнаем о жизни ямщика?
    • какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника? Почему? у читателя? (Заполнение таблицы).
    • какую роль выполняют в тексте просторечья?

«Тройка». (1847 г.) (Заполнение таблицы).

  1. Чтение стихотворения наизусть.
  2. Вопросы для анализа:
    • кто является лирическим героем стихотворения?
    • какая жизнь ожидает молодую крестьянку?
    • как поэт передает неизбежность происходящего?
    • как вы понимаете название стихотворения, его символику?
    • каким настроением проникнуто стихотворение? (Заполнение таблицы).

«Плач детей». (1861г.)

  1. Со времени создания «В дороге» прошло много лет. После «Тройки» цензура не пропускала многие стихотворения Некрасова (вплоть до 1854 г.). Но поэт не перестал писать о трагедии русского народа, его бедах и страданиях. Героями его стихотворений (мы уже видели) были женщины, ямщики, крестьяне, бурлаки и, конечно же, дети.
  2. Чтение стихотворения наизусть.
  3. Вопросы для анализа:
    • какой изображает Некрасов «золотую пору малолетства»?
    • какие звуки мы «слышим» во время чтения?
    • почему нет описания природы?
    • какое настроение создает оно у читателя? (Заполнение таблицы).

Вывод (по таблице)

Общий вопрос: в чем Некрасов пытается убедить читателя?

Литературоведы утверждают, что лирика Некрасова близка к фольклору.

- Как вы понимаете эти слова?

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Что в прочитанных стихотворениях подтверждает эти слова?

VI. Народная тема в других жанрах искусства.

  1. Слово учителя. Во второй половине 19 века тема народная стала актуальной не только в поэзии, но и других жанрах искусства: живопись, музыка. Каждый их творцов пытался по-своему отразить то, что его волновало.
  2. Задание: послушайте песню на стихи Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» (1865г.).
  3. Вопрос: сумела ли музыка передать настроение стихотворения?
  4. Рассмотрите репродукции картин 19 века. Что общего у живописи с поэзией Некрасова?

VII. Заключительная творческая работа.

  1. Слово учителя.
  2. Сочинение-размышление «Еще народу русскому пределы не поставлены…»

Домашнее задание: продолжение темы. Прочитать поэму «Кому на Руси…»