Конспект урока литературного чтения в 1-м классе на тему «Добрый сказочник Чуковский. "Телефон"»

Разделы: Литература, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 1

Ключевые слова: литературное чтение, К.И.Чуковский, К.И. Чуковский «Телефон»


Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель урока:

  • продолжить знакомство с произведениями раздела «И в шутку и всерьез» (К.Чуковский «Телефон»);
  • формировать навыки чтения целыми словами;
  • организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Учить инсценировать литературное произведение, основываясь на анализе выразительных средств.
  • Метапредметные:
    • познавательные: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять само- и взаимопроверку выполненного задания
    • коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;

Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личной ответственности за успех при выполнении учебной задачи; формировать умение выражать собственное отношение к герою в процессе инсценирования.

Учащиеся научатся: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения; высказывать свои впечатления о прочитанном, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;
  • анализировать и отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для инсценирования литературного произведения;
  • творчески реализовать собственное отношение к героям в процессе подготовки и проведения инсценирования;
  • сотрудничать с одноклассниками и учителем, осуществлять взаимоконтроль.

Формы организации работы учащихся на уроке:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;

Используемые технологии:

  • Коммуникативные технологии (работа в парах, группах)
  • ИКТ
  • Элементы игровых технологий

Средства обучения и оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение» (Л.Ф.Климанова, часть II)
  • Выставка книг К.И.Чуковского.
  • Портрет К.И.Чуковского.
  • Карточки для планирования работы на уроке.
  • «Чудо-дерево» с предметами из сказок (мыло, градусник, воздушный шарик, мочалка, телефон, блюдце, спички, монета)
  • АРМ учителя (видеосказка «Телефон»)
  • Карточки с заданиями для работы в группах, иллюстрации, клей, ручка.
  • Реквизит для инсценирования (шапочки-маски, телефоны).
  • Карточки для проведения рефлексии.
  • Светофорчики-смайлики для взаимооценки и самооценки.

Ход урока

1. Оргмомент

Эмоциональный настрой на урок:

Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
(приветствуют гостей кивком головы)
Чудесных открытий желаю всем вам!

- Тихо садитесь. Проверьте правильность посадки.

2. Трёхминутное чтение

3. Сообщение темы урока. Целеполагание

- Сейчас у нас с вами урок литературного чтения, и я хочу предложить вам совершить путешествие в сказку.

а ) Обзор выставки книг:

Мои дорогие девчонки, мальчишки,
Пока не берите тетрадки и книжки,
Глаза поднимите на чудо-указку -
Я вас приглашаю в волшебную сказку.
Кто автор ее вы ответите хором,
Лишь выставку книг вы окинете взором.
Вы по обложке названье прочтите
И мненье свое от других не таите.

На выставке представлены книги:

  • Вот «Путаница», «Телефон», «Айболит» и «Тараканище»,
  • Рядом стоит «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Крокодил» и «Бармалей».

А кто же написал всё - ответьте скорей.
Конечно же это - ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ.

(На доске записана тема урока «Добрый сказочник Корней Чуковский»; портрет писателя, выставка книг)

б) Постановка темы, целей урока:

- А это значит, что нас с вами ждет встреча с произведениями (дети читают с доски) доброго сказочника Корнея Чуковского.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться сегодня на уроке?

- Для чего вам это нужно?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми фактами из жизни К. Чуковского, почитаем, услышим и увидим его произведения.

4. Планирование урока

- Чтобы достичь поставленной цели, давайте с вами вместе спланируем наш урок. Выберите нужные пункты, которые подойдут к нашему уроку:

  • Повторение изученного.
  • Письмо.
  • Решение примеров.
  • Знакомство с новым произведением.
  • Отжимание.
  • Чтение и выполнение заданий к тексту.
  • Подведём итоги.

- Будьте внимательны при выборе карточки помните, что у нас урок чтения.

5. Актуализация знаний обучающихся

1) Повторение и расширение биографических знаний, обучающихся:

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?

- А вот сказочником Корней Иванович стал совершенно случайно.

(Рассказывают дети)

В его семье было четверо детей. Заболел его маленький сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:

«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Крокодил, Крокодил, Крокодилович…

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю.

А однажды, работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился «Мойдодыр».

2) Игра «Чудо-дерево»

- Корней Иванович был большим фантазёром. Вот послушайте:

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

- Этими строчками начинается его забавное стихотворение «Чудо-дерево».

У нас в классе тоже выросло необычное дерево, а растут на нем разные предметы, которые принадлежат его сказочным героям. Посмотрим, насколько хорошо вы их знаете.

(На дереве висят разные предметы; дети называют, из какой они сказки)

  • Воздушный шарик ("Тараканище": А за ним комарики на воздушном шарике…)
  • Мыло, мочалка ("Мойдодыр»: Тут и мыло подскочило, и вцепилось в волоса, и юлило, и мылило, и кусало, как оса…)
  • Блюдце ("Федорино горе": А за ними блюдца…)
  • Градусник ("Айболит": И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по животикам, и всем по порядку даёт шоколадку, и ставит и ставит им градусники…)
  • Денежка (Муха-Цокотуха": Муха по полю пошла, муха денежку нашла ... )
  • Спички. («Путаница»: А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли...)

- Молодцы, ребята! Среди вас действительно есть настоящие знатоки сказок дедушки Корнея!

6. Работа над сказкой «Телефон»

1) Подготовка к восприятию сказки «Телефон»

- На нашем чудо-дереве остался еще один предмет:

- Из какой сказки этот предмет? («Телефон»)

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.

А вот что в этой сказке было дальше, мы сейчас с вами узнаем.

(Перед прослушиванием - задача: какие слова в сказке вам непонятны?)

2) Прослушивание сказки «Телефон» в исполнении автора (4 мин.)

  • Дюжина - двенадцать.
  • Дребедень - ерунда, чепуха.
  • Газели - вид антилопы.
  • Галдели - громко говорили.
  • Пуд - русская мера веса (примерно 16кг).

3) Первичная проверка понимания.

Физминутка

Приём «Верные и неверные утверждения» (Да - прыжок; нет - хлопок)

Вы, ребята, не зевайте, дружно отвечайте!
Первым позвонил Медведь (Нет)
Да как начал он реветь (Да)
Слон просил прислать скорей баночку варенья? (Нет)
Потому что у Газели нынче день рожденья? (Нет)
Те две пары калош на прошлой неделе Крокодилы давно уже съели? (Да)
А просил Крокодил в этот раз калош полдюжины? (Нет)
Зайцы шоколада просили к ужину? (Нет)
Беспокоились газели, а сгорели ль карусели? (Нет)
Цапли объелись раков? (Нет)
Провалился под лёд Бегемот? (Нет)
Нелёгкая эта работа - из болота тащить Бегемота? (Да)

«Телефон» - это стихотворение или сказка?

- Это сказка в стихах. Почему именно такое название своему стихотворению дал Чуковский? Все герои разговаривают по телефону. Вся сказка построена вокруг этого аппарата.

4) Чтение сказки К.И.Чуковского «Телефон» вслух).

(Учебник «Литературное чтение»: стр.17-20)

5) Работа в группах.

Правила работы в группе:

  • Умей договариваться;
  • Не перебивай друг друга;
  • Не кричать;
  • Принимать общее решение;
  • Не сердиться, не обижаться.

- Как только ваша группа выполнит задание, возьмитесь за руки «в замочек».

1 группа - Инсценировка сказки - 9 человек (1 отрывок - Слон; Крокодил 2 отрывок - Зайчатки, Мартышки, Цапли)

2 группа - Составление правил общения по телефону (8 человек).

- В сказке звери разговаривают с автором по телефону.

- Учат ли они нас правильному общению по телефону?

Правила записаны на карточке, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно проанализировать и вписать подходящее по смыслу пропущенное слово.

1. Не звоните по _________(пустякам)

2. Звоните только по _____________(важным) вопросам.

3.___________ (Внимательно) слушайте собеседника.

4. Используйте в разговоре __________ (вежливые) слова.

3 группа - Игра «О чем просили звонившие?»

- Почему сказка называется «Телефон»? О чем просили звери?

- Рядом с героями сказки «Телефон» прикрепить карточку с их просьбами:

слон

калоши

крокодил

перчатки

зайчатки

шоколад

мартышки

«му да му»

медведь

книжки

цапли

карусели

свинья

капли

газель

соловья

кенгуру

бегемот

носорог

Мойдодыр

Задание для 4-й группы:

Расположите звонивших зверей по порядку, в каком они звонили в тексте

7. Проверка выполненной работы в группах

1) Картинки звонивших согласно порядку в сказке.

2) Игра «О чем просили звонившие?» (оценка работы группы - светофорчики-смайлики)

3) Правила общения по телефону (оценка работы группы - светофорчики-смайлики)

4) Инсценирование отрывка сказки (оценка работы группы - светофорчики-смайлики)

8. Подведение итогов урока

- Подведём итог урока: чему учит нас эта сказка?

- Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. В свободное время вы можете почитать книги с нашей выставки.

Рефлексия содержания учебного материала:

  • Как вы думаете, мы сегодня реализовали намеченный план?
  • Какие цели мы ставили перед нашим уроком?
  • Удалось вам достичь поставленной цели?
  • Чем вам запомнился этот урок?
  • Что нового вы унесёте с собой?
  • Кого вы сегодня хотели бы поблагодарить за работу на уроке?

Рефлексия: стихотворение

  • Урок полезен, все понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Еще придется потрудиться.
  • Да, трудно все-таки учиться!