Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Дидактическая цель урока:
- продолжить знакомство с произведениями раздела «И в шутку и всерьез» (К.Чуковский «Телефон»);
- формировать навыки чтения целыми словами;
- организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения.
Планируемые результаты:
- Предметные: Учить инсценировать литературное произведение, основываясь на анализе выразительных средств.
- Метапредметные:
- познавательные: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять само- и взаимопроверку выполненного задания
- коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;
Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личной ответственности за успех при выполнении учебной задачи; формировать умение выражать собственное отношение к герою в процессе инсценирования.
Учащиеся научатся: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения; высказывать свои впечатления о прочитанном, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.
Учащиеся получат возможность научиться:
- работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;
- анализировать и отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для инсценирования литературного произведения;
- творчески реализовать собственное отношение к героям в процессе подготовки и проведения инсценирования;
- сотрудничать с одноклассниками и учителем, осуществлять взаимоконтроль.
Формы организации работы учащихся на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
Используемые технологии:
- Коммуникативные технологии (работа в парах, группах)
- ИКТ
- Элементы игровых технологий
Средства обучения и оборудование:
- Учебник «Литературное чтение» (Л.Ф.Климанова, часть II)
- Выставка книг К.И.Чуковского.
- Портрет К.И.Чуковского.
- Карточки для планирования работы на уроке.
- «Чудо-дерево» с предметами из сказок (мыло, градусник, воздушный шарик, мочалка, телефон, блюдце, спички, монета)
- АРМ учителя (видеосказка «Телефон»)
- Карточки с заданиями для работы в группах, иллюстрации, клей, ручка.
- Реквизит для инсценирования (шапочки-маски, телефоны).
- Карточки для проведения рефлексии.
- Светофорчики-смайлики для взаимооценки и самооценки.
Ход урока
1. Оргмомент
Эмоциональный настрой на урок:
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
(приветствуют гостей кивком головы)
Чудесных открытий желаю всем вам!
- Тихо садитесь. Проверьте правильность посадки.
2. Трёхминутное чтение
3. Сообщение темы урока. Целеполагание
- Сейчас у нас с вами урок литературного чтения, и я хочу предложить вам совершить путешествие в сказку.
а ) Обзор выставки книг:
Мои дорогие девчонки, мальчишки,
Пока не берите тетрадки и книжки,
Глаза поднимите на чудо-указку -
Я вас приглашаю в волшебную сказку.
Кто автор ее вы ответите хором,
Лишь выставку книг вы окинете взором.
Вы по обложке названье прочтите
И мненье свое от других не таите.
На выставке представлены книги:
- Вот «Путаница», «Телефон», «Айболит» и «Тараканище»,
- Рядом стоит «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Крокодил» и «Бармалей».
А кто же написал всё - ответьте скорей.
Конечно же это - ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ.
(На доске записана тема урока «Добрый сказочник Корней Чуковский»; портрет писателя, выставка книг)
б) Постановка темы, целей урока:
- А это значит, что нас с вами ждет встреча с произведениями (дети читают с доски) доброго сказочника Корнея Чуковского.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться сегодня на уроке?
- Для чего вам это нужно?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми фактами из жизни К. Чуковского, почитаем, услышим и увидим его произведения.
4. Планирование урока
- Чтобы достичь поставленной цели, давайте с вами вместе спланируем наш урок. Выберите нужные пункты, которые подойдут к нашему уроку:
- Повторение изученного.
- Письмо.
- Решение примеров.
- Знакомство с новым произведением.
- Отжимание.
- Чтение и выполнение заданий к тексту.
- Подведём итоги.
- Будьте внимательны при выборе карточки помните, что у нас урок чтения.
5. Актуализация знаний обучающихся
1) Повторение и расширение биографических знаний, обучающихся:
- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?
- А вот сказочником Корней Иванович стал совершенно случайно.
(Рассказывают дети)
В его семье было четверо детей. Заболел его маленький сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:
«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Крокодил, Крокодил, Крокодилович…
Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю.
А однажды, работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так появился «Мойдодыр».
2) Игра «Чудо-дерево»
- Корней Иванович был большим фантазёром. Вот послушайте:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
- Этими строчками начинается его забавное стихотворение «Чудо-дерево».
У нас в классе тоже выросло необычное дерево, а растут на нем разные предметы, которые принадлежат его сказочным героям. Посмотрим, насколько хорошо вы их знаете.
(На дереве висят разные предметы; дети называют, из какой они сказки)
- Воздушный шарик ("Тараканище": А за ним комарики на воздушном шарике…)
- Мыло, мочалка ("Мойдодыр»: Тут и мыло подскочило, и вцепилось в волоса, и юлило, и мылило, и кусало, как оса…)
- Блюдце ("Федорино горе": А за ними блюдца…)
- Градусник ("Айболит": И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по животикам, и всем по порядку даёт шоколадку, и ставит и ставит им градусники…)
- Денежка (Муха-Цокотуха": Муха по полю пошла, муха денежку нашла ... )
- Спички. («Путаница»: А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли...)
- Молодцы, ребята! Среди вас действительно есть настоящие знатоки сказок дедушки Корнея!
6. Работа над сказкой «Телефон»
1) Подготовка к восприятию сказки «Телефон»
- На нашем чудо-дереве остался еще один предмет:
- Из какой сказки этот предмет? («Телефон»)
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
А вот что в этой сказке было дальше, мы сейчас с вами узнаем.
(Перед прослушиванием - задача: какие слова в сказке вам непонятны?)
2) Прослушивание сказки «Телефон» в исполнении автора (4 мин.)
- Дюжина - двенадцать.
- Дребедень - ерунда, чепуха.
- Газели - вид антилопы.
- Галдели - громко говорили.
- Пуд - русская мера веса (примерно 16кг).
3) Первичная проверка понимания.
Физминутка
Приём «Верные и неверные утверждения» (Да - прыжок; нет - хлопок)
Вы, ребята, не зевайте, дружно отвечайте!
Первым позвонил Медведь (Нет)
Да как начал он реветь (Да)
Слон просил прислать скорей баночку варенья? (Нет)
Потому что у Газели нынче день рожденья? (Нет)
Те две пары калош на прошлой неделе Крокодилы давно уже съели? (Да)
А просил Крокодил в этот раз калош полдюжины? (Нет)
Зайцы шоколада просили к ужину? (Нет)
Беспокоились газели, а сгорели ль карусели? (Нет)
Цапли объелись раков? (Нет)
Провалился под лёд Бегемот? (Нет)
Нелёгкая эта работа - из болота тащить Бегемота? (Да)
«Телефон» - это стихотворение или сказка?
- Это сказка в стихах. Почему именно такое название своему стихотворению дал Чуковский? Все герои разговаривают по телефону. Вся сказка построена вокруг этого аппарата.
4) Чтение сказки К.И.Чуковского «Телефон» вслух).
(Учебник «Литературное чтение»: стр.17-20)
5) Работа в группах.
Правила работы в группе:
- Умей договариваться;
- Не перебивай друг друга;
- Не кричать;
- Принимать общее решение;
- Не сердиться, не обижаться.
- Как только ваша группа выполнит задание, возьмитесь за руки «в замочек».
1 группа - Инсценировка сказки - 9 человек (1 отрывок - Слон; Крокодил 2 отрывок - Зайчатки, Мартышки, Цапли)
2 группа - Составление правил общения по телефону (8 человек).
- В сказке звери разговаривают с автором по телефону.
- Учат ли они нас правильному общению по телефону?
Правила записаны на карточке, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно проанализировать и вписать подходящее по смыслу пропущенное слово.
1. Не звоните по _________(пустякам)
2. Звоните только по _____________(важным) вопросам.
3.___________ (Внимательно) слушайте собеседника.
4. Используйте в разговоре __________ (вежливые) слова.
3 группа - Игра «О чем просили звонившие?»
- Почему сказка называется «Телефон»? О чем просили звери?
- Рядом с героями сказки «Телефон» прикрепить карточку с их просьбами:
слон |
калоши |
крокодил |
перчатки |
зайчатки |
шоколад |
мартышки |
«му да му» |
медведь |
книжки |
цапли |
карусели |
свинья |
капли |
газель |
соловья |
кенгуру |
бегемот |
носорог |
Мойдодыр |
Задание для 4-й группы:
Расположите звонивших зверей по порядку, в каком они звонили в тексте
7. Проверка выполненной работы в группах
1) Картинки звонивших согласно порядку в сказке.
2) Игра «О чем просили звонившие?» (оценка работы группы - светофорчики-смайлики)
3) Правила общения по телефону (оценка работы группы - светофорчики-смайлики)
4) Инсценирование отрывка сказки (оценка работы группы - светофорчики-смайлики)
8. Подведение итогов урока
- Подведём итог урока: чему учит нас эта сказка?
- Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. В свободное время вы можете почитать книги с нашей выставки.
Рефлексия содержания учебного материала:
- Как вы думаете, мы сегодня реализовали намеченный план?
- Какие цели мы ставили перед нашим уроком?
- Удалось вам достичь поставленной цели?
- Чем вам запомнился этот урок?
- Что нового вы унесёте с собой?
- Кого вы сегодня хотели бы поблагодарить за работу на уроке?
Рефлексия: стихотворение
- Урок полезен, все понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Еще придется потрудиться.
- Да, трудно все-таки учиться!