Тип урока: исследование.
Материалы для исследования: воспоминания современников, стихи, статьи М.И.Цветаевой “Поэт и время”, “Поэты с историей и поэты без истории”, сообщения учащихся.
Виды работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа и сопоставления, сообщения учащихся, просмотр видеоматериалов, работа с критической статьёй, заполнение таблицы (рабочей карточки ученика), чтение наизусть, работа с портретами поэта и воспоминаниями современников.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Марина Ивановна Цветаева – имя, которое мы знаем и помним, любовь к которому теперь навеки укрепилась, а когда-то была запрещена, преследовалась, не понималась.
Сегодня мы попытаемся понять судьбу и сложнейший поэтический мир М.И.Цветаевой. Вам предстоит проделать исследовательскую работу, в ходе которой вы заполните таблицы, лежащие у вас на столах. В них указаны цели нашего исследования, прочтите их.
После заполнения таблицы вы должны будете ответить на логическое задание, озвучьте его.
Вы уже видели моноспектакль, посвящённый юбилею М.И.Цветаевой. Скажите, каким человеком и поэтом предстала перед вами она? Ваше первое впечатление?
(ответы учащихся)
Посмотрим, изменится или укрепится ваше первое впечатление о М.И.Цветаевой в конце урока.
Предлагаю вам прослушать несколько отрывков из стихотворений разных лет М.И.Цветаевой и подумать, что объединяет все эти стихотворения?
Звучат отрывки из стихотворений “Молитва”, 1909 г.; “Идёшь, на меня похожий…”,1913 г.; “Уж сколько их упало в эту бездну…”, 1913г.; “С большою нежностью, потому…”, 1915 г.; “Знаю, умру на заре!”, 1920 г.
Что объединяет услышанные вами стихотворения? Какой вам кажется лирическая героиня в них?
Закономерно возникает вопрос, почему в разные годы поэт М.И.Цветаева обращается к мотиву смерти? Не было ли это её мироощущением? Обратимся к портретам-фотографиям автора прозвучавших строк. Что вы можете сказать об этом человеке? Может быть, какие-то детали особенно выделяются в чертах её лица? (глаза)
А теперь послушаем воспоминания современников, близких людей поэта, какой человек – Марина Цветаева предстаёт перед вами в них?
(сообщения учащихся)
Что вы теперь можете сказать о М.Цветаевой,
рассеивается или утверждается образ
трагического поэта в вашем представлении? А
может быть возникает новое ощущение?
(учащиеся замечают противоречивость
воспоминаний современников, но трагедии,
пессимизма в характере поэта не чувствуют)
Почему же близкие люди рисуют столь разные портретные черты М.И.Цветаевой? С чем в своей жизни она вступала в противоречие? Послушайте стихотворение “Душа и имя”, 1911-1912 г.
(противоречие внутреннее и противоречие с миром, неуспокоенность, несогласие с мирскими радостями, стремление к другим далям – вот основа характера поэта)
Подберите синонимы к слову “морская” (значение имени поэта) – неземная, возвышенная, свободная…
Вот какой разной, противоречивой, но в то же время устремлённой натурой предстаёт перед нами поэт Марина Цветаева. Попробуем понять истоки этого сложного характера и трагичности судьбы и творчества.
Дома каждая группа уже познакомилась с некоторыми фактами биографии поэта, восстановим события её жизни.
(групповая работа)
1 группа. Слушая сообщение первой группы, заполняем первую графу таблицы и думаем над вопросом, каким был мир детства М.Цветаевой?
(сообщение 1 группы, учащиеся отмечают, что будущий поэт росла вне реальности, её мир – книги)
Послушайте стихотворение “Книги в красном переплёте” (чтение наизусть), подумайте, какие эпитеты вы подобрали бы, характеризуя мир детства лирической героини.
(романтический, фантастический, нереальный)
Добавьте в таблицу сведения о воспитании М.Цветаевой из воспоминаний А.И.Цветаевой.
(видеофрагмент)
В 17 лет юная Марина пишет стихотворение “Молитва”. Послушайте его, а затем поработайте с текстом, ответив на вопросы (у всех есть на столах).
- Какими желаниями полна лирическая героиня этого стихотворения?
Как называет она своё детство?
Почему, любя свой мир, она просит о смерти в 17 лет?
Да, неизвестность взрослой жизни пугает её, как пугал М.Цветаеву, вступающую в этот мир. Что ждёт её там?
2 группа. Слушая сообщение 2 группы, заполняем вторую графу таблицы.
(учащиеся вписывают сведения, связанные с эмиграцией мужа и смертью младшей дочери поэта)
С этим периодом связано стихотворение “Две руки, легко опущенные…”, 1920 г. Послушайте его, подумайте над вопросами:
- какие чувства переполняют душу лирической героини стихотворения?
- какими качествами должна она обладать, чтобы справиться с этими чувствами?
Мужества и стойкости придётся набраться молодому поэту, потому что, кроме жизненных трагедий, её ждут трагедии творческие.
(сообщение учащегося о сборниках “Вёрсты”, об отъезде Цветаевой заграницу к мужу)
Помимо мужества и стойкости М.И.Цветаева обладала и другими качествами характера, которые ценила и в других людях. А вот какие это качества, попробуете определить вы, просмотрев фрагмент видеофильма. Внимательно вслушайтесь в слова стихотворения, которое будет звучать, оно поможет вам дополнить ваш ответ.
(в видеофрагменте звучит стихотворение “Я с вызовом ношу его кольцо”)
Какие качества человека, в данном случае мужчины, ценит М Цветаева в людях?
(рыцарство, благородство, честь, смелость…)
Это стихотворение перекликается и с другим, вошедшим в современное кино, как гимн этим мужским качествам, давайте послушаем его (звучит романс из кинофильма “О бедном гусаре замолвите слово” - “Генералам двенадцатого года”).
Итак, верная идеалам чести, М.И.Цветаева – офицерская жена, ничего не знавшая о муже с1917 по 1921 гг., потерявшая дочь, безусловно, обладала мужеством, силой духа и ещё одним качеством, без которого человек в подобных обстоятельствах мог бы озлобиться на весь мир, на весь белый свет. А вот какое это качество, ответите вы, прослушав стихотворение из цикла “Подруга” (“Хочу у зеркала, где муть…”)
(благородство, всепрощение, …)
Жить ради других – смысл её жизни, сама Цветаева писала: “Нельзя бросать человека в беде, я с этим родилась”.
В мае 1922 г. произойдёт долгожданное соединение М.Цветаевой и её мужа за границей. Но чем встретит её русская эмиграция, какую позицию поэта и человека придётся занять Марине Ивановне?
(смотрим видеофрагмент)
(отстранена, одинока, отвергнута…)
А.И.Цветаева сказала, что в эмиграции проявился свободолюбивый нрав её сестры. В чём же это выразилось?
3 группа.
Слушая сообщение 3 группы, заполняем третью графу таблицы.
М.И. не только не сдаётся, а как сказали ребята, трудится, формулируя свои позиции в поэзии, свою программу действий. Ребятам было дано задание, поработав со статьями М.И.Цветаевой “Поэт и время”, “Поэты с историей и поэты без истории”, сформулировать основополагающие принципы цветаевской поэтики, послушаем их.
(доклад учащихся)
Как видите, эти принципы не всем близки, у многих вызвали неприятие. Как всегда, искренность, гуманность и честность М.И.Цветаевой отшатнули от неё общество. Она и здесь одинока.
В начале 30-х годов С.Я. Эфрон подал прошение о получении советского паспорта, условием его получения было поставлено сотрудничество с органами НКВД. Эмиграция окончательно порывает с женой “агента Москвы”. Муж её уезжает на Родину, вновь разрыв с ним, который был для неё примером верности своим идеям, чести белогвардейского офицера. И вдруг – НКВД. Это не могло не сказаться на её душевном равновесии. Но она, далёкая от политики, как всегда просто разделяет долю своего мужа, своей семьи. Именно в этот период, в 1934 г., появляются стихи, звучащие с новой силой.
Она верна своим поэтическим принципам
Послушайте стихотворение “Вскрыла жилы…”, подумайте над вопросами (на столах у каждого):
С чем сравнивается творческий акт в стихотворении?
Как раскрывается идея сосуществования времён (прошлого и будущего)?
При помощи каких средств достигается эмоциональное напряжение?
Какие три понятия, связанные с жизнью художника, соединены в этом стихотворении?
Какое основное противостояние вновь подчёркивает поэт?
Каким человеком предстаёт перед вами М.Цветаева в данном сочинении?
Непримиримая, сильная, борющаяся Марина предстаёт в этом стихотворении. Но мы уже ни раз отмечали, что смысл её жизни не только в поэзии, а в стремлении жить ради близких людей. М.И. вновь жертвует собой. Если муж в России, что ей делать за границей?
4 группа. Послушайте стихотворения “Лучина”,1931 г. и “Родина”, 1932г. Какими едиными чувствами наполнены они? Какие новые качества человека М.Цветаевой раскрываются в них?
(искренность, патриотизм, национальная гордость…)
Но такая ли Россия ждёт по возвращении поэта?
(сообщение 4 группы)
Дополните записи, просмотрев видеофрагмент, ответьте на логическое задание урока: что же определило трагичность судьбы и творчества М.И.Цветаевой?
(время, эпоха, характер поэта, её принципы)
Подберите эпитеты, характеризующие то время – (жестокое, непонятное, трагическое…)
Когда Б.Л.Пастернак узнал о возвращении М.И. в Россию, он сказал: “Зря она вернулась, не ко времени, - а потом подумал и добавил, - а когда же будет время в наше безвременье?”
Закончим формулировку темы нашего урока (… “безвременьем” (Б.Л.Пастернак).
Ещё вы сказали, что и характер, человеческие принципы М.Цветаевой повлияли на трагичность её судьбы. Давайте вспомним, какие это качества (чтение верхних граф таблицы). Скажите, кому должны быть присущи такие качества?
(это мужские качества)
М.И.Белкина писала: “Она была наделена огромным талантом поэта, именно поэта. Но этот талант господь вложил в хрупкую оболочку, и эта оболочка не выдержала”.
Но почему же не могла молчать М.И.Цветаева?
(она – Поэт)
Вот почему она писала (работа с эпиграфом)
Звучит романс на слова ст. М.Цветаевой “Знаю, умру на заре…”
Мы продолжим работу по анализу произведений М.И.Цветаевой на следующем уроке.
А сейчас я прошу вас написать сочинение-миниатюру, выбрав тему:
1. М.И.Цветаева. Как я её понимаю.
2. М.И.Цветаева – трагический избранник времени.