Конспект урока "Шорский фольклор. Сказки шорского народа"

Разделы: Литература


Образовательная цель урока:

  • знакомство с фольклором шорского народа, с содержанием шорских сказок;
  • формирование представление о их жанровом своеобразии;
  • выявление основной идеи сказки.

Развивающая цель:

  • развитие навыков логического мышления, умения работать с текстом, с дополнительным материалом;
  • развитие устной и письменной речи обучающихся и их творческого воображения.

Воспитательная цель:

  • воспитание интереса к художественному слову, интереса к культуре шорского народа;
  • воспитание толерантности;
  • выяснение на примерах общих тем литературы вопроса о том, какие качества ценятся во все времена.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • определить особенности шорского фольклора;
  • закрепить знания о жанрах фольклора;
  • определить основные идеи шорских сказок.

2. Развивающие:

  • формировать у обучающихся навыки анализа художественного текста;
  • развивать устную речь и логическое мышление;
  • развивать умение выразительно читать.

3. Воспитательные:

  • воспитывать патриотизм и уважение к культуре других народов, общечеловеческие нравственные ценности, культуру общения.

Межпредметные связи:  русский язык, история, природоведение, география, изобразительное искусство.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма - урок внеклассного чтения.

Методы и приемы:

  • рассказ учителя;
  • выразительное чтение;
  • беседа по вопросам;
  • самостоятельная работа;
  • сравнительный анализ;
  • творческая работа.

Теория литературы: фольклор, сказочный эпос, главный герой, основная идея, подтекст.

Оборудование: компьютер (мультимедиа), диск со слайдами.

Ход урока

I. Организационный этап

Задача: подготовить обучающихся к работе

(приветствие, проверка готовности к уроку).

II. Этап подготовки к активному восприятию нового материала

Задача: организовать и направить к образовательной цели познавательную деятельность обучающихся.

1. Повторение сведений о фольклоре.

Беседа по вопросам:

- Что такое фольклор?

(Фольклор – устное народное творчество).

- Какие жанры фольклора вы знаете?

(Песни, пестушки, потешки, приговорки, пословицы, поговорки, загадки, игры, былины, сказки и т.д.)

Приложение 1 (Слайд 1 - Обобщение сказанного).

Приложение 2.

В фольклористике (науке, изучающей фольклор) принято различать жанры фольклора в зависимости от их принадлежности к эпосу, лирике или драме.

История фольклора уходит далеко в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическим представлением человека о мире. Фольклору свойственен синкретизм – единство слова, музыки, танца, декоративного искусства.

Фольклор отличается от литературы следующими чертами: устной формой бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусств.

Приложение 1 (Слайд 2 - Отличие литературы от фольклора).

2. Сообщение темы, целей изучения нового материала.

Приложение 1 (Слайд 3 - Тема урока)

III. Этап восприятия нового материала

Приложение 1 (Слайд 4 -Эпиграф о Шории).

Приложение 1 (Слайд 5,6 - Пейзажи Шории).

Беседа по вопросам:

- Какие картины и образы возникают у вас после прочтения этого стихотворения?

(Бескрайние просторы, тайга, окутанная снегами, цветущие луга, где легко и привольно дышится, чистые озера и т.д.).

- Как вы думаете, какими качествами может быть наделен народ, проживающий в Шории?

(Сильный духом и телом, живущий в согласии с природой, умеющий приспосабливаться к суровому климату Сибири).

Рассказ учителя об истории и культуре шорского народа.

Фольклор каждого народа неповторим, как и его история, обычаи, культура.

Шорцы – потомки древних тюрков VI века н.э. , а Горная Шория, входящая в состав современной территории Кемеровской области, раньше являлась исторической и географической частью северного Алтая. Сюда приезжали купцы из Китая, а монгольские воины заказывали оружие и мечи. Хакасия, Тува, Горная Шория и Горный Алтай представляли собой единое культурное пространство.

Приложение 1 (Слайд 7 – Карта).

Шорцы – народ, живущий на юге Кемеровской области (Горная Шория), главным образом в бассейне реки Томь и её притоков Кондомы и Мрассу. В русских исторических документах XVII – X VIII веков шорцев называли кузнецкие, кондомские и мрасские татары.

Приложение 1 (Слайд 8 - Карта).

Принято выделять у шорцев конца XIX - начала XX вв. две этнографические группы: северную –“абинскую” и южную горнотаежную –“шорскую”. В основу деления этих групп положены, главным образом, особенности хозяйства и уровень социально-экономического развития населения.

Приложение 1 (Слайд  9 - Этнографические группы).

По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов. Их основными занятиями были: охота, рыболовство, у некоторых групп – примитивное земледелие; большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда наименование кузнецкие татары).

У южных шорцев главным занятием оставались охота, собирательство и рыболовство. У северных шорцев преобладало стойловое скотоводство, земледелие, торговля и извоз, изготовление и сбыт глиняной посуды. Относительно хорошо были развиты пчеловодство и рыболовство, сбор кедрового ореха.

Приложение 1 (Слайд 10 - Основные занятия).

Жильем для шорцев служили бревенчатые срубные юрты, одаги (летний шалаш в виде усеченной пирамиды), русские избы (у северных групп), крестовые дома (у богатых).

Приложение 1 (Слайд 11 – Жилище шорцев).

Ремесло у шорцев носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Наиболее развитым было ткачество. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева ( изготовление седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды, рукояток ножей, плетей, пистонниц, мерок для пороха).

Приложение1 (Слайд 12 – Ремесло шорцев).

На одежде шорцев конца XIX – начала XX вв. все ощутимее сказывалось влияние элементов русской культуры. Шили её из покупного гладкого черного сатина или из домотканой ткани “кендыря”.

Приложение 1 (Слайд 13,14 –Одежда шорцев).

Домашняя утварь у шорцев была преимущественно деревянная или берестяная, изготавливалась самими хозяевами. Для хранения зерна, переноски воды, меда использовали берестяные туеса “тозек”, “куспак”. Изготавливали берестяные короба “эпчек”, трехгранные сольницы “саа-раг”, ложки “кажык”, чашки “аяк”.

Приложение 1 (Слайд 15,16 - Домашняя утварь).

Шорский фольклор был представлен несколькими жанрами: героическими поэмами “кай”, сказками бытового и фантастического содержания “навак”, “черчек”, “нарт-пак”, рассказами и легендами “порунгу чоок”, “каепчоок”, “эрбек”, загадками “таптак”, пословицами и поговорками “кеп тос”, “тагпак сое”, “улгер сое”, свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми, жанровыми, историческими песнями “сарын” - древними героическими поэмами и охотничьими песнями.

Приложение 1 (Слайд 17 - Жанры шорского фольклора).

Героические поэмы и песни относятся к музыкально – поэтическому творчеству. Исполнялись оно под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента “комус”. Он делался из ствола ивы, а дека обтягивалась кожей или вырезалась из ивовой пластины. У низовских шорцев встречалась и русская балалайка.

Приложение 1 (Слайд 18 - Музыкальный инструмент).

Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни.

На этом уроке мы познакомимся с одним из самых интересных жанров шорского фольклора – сказками.

Беседа по вопросам:

- Что такое сказка?

(Сказка –эпический жанр устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

- Какие виды сказок вам известны?

(Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные).

- По каким основным признакам мы различаем виды сказок?

(Волшебные(фантастические) - наличие, чуда, волшебства, очевидной фантастики, столкновение с волшебной силой.

Бытовые – в основе сюжета необычные происшествия в рамках реальных человеческих отношений, вместо волшебства используется смекалка, реальные жизненные конфликты получают необычное сказочное разрешение (реализм условен).

Сказки о животных – специфический состав действующих лиц, конфликты отражают реальные жизненные отношения людей, облегченная композиция)

Приложение 1 (Слайд 19 - Обобщение сказанного).

Наиболее распространенными у шорцев являлись сказки бытового и фантастического содержания.

Какие незнакомы слова вам встретились при домашнем прочтении шорских сказок ?

Словарная работа: Ульгень – добрый властелин духов, Шалыг- злой дух тайги, “шергей” – деревянный силок, комус – музыкальный инструмент.

Приложение 1 (Слайд 20 - Словарная работа).

(Тексты сказок для чтения и анализа по выбору учителя ) - Приложение 2

Выразительной чтение сказки

“Как птицы огонь добывали” по ролям.

Поговорим о прочитанном.

Беседа по вопросам:

- К какому виду относится сказка “Как птицы огонь добывали”.

(Сказка относится к бытовая сказка ).

- Почему Ульгень разгневался на людей?

Найдите ответ в тексте.

(Человек не хотел самостоятельно добывать еду, шить одежду, искать способы добычи огня.

“...Одному человеку было плохо:..”... )

- Какие качества проявили птицы, добывая огонь для человека?

(Находчивость, смелость и т.д.).

- Какие эпитеты вы подобрали бы характеризуя человека?

(Слабый, беззащитный, беспомощный и т.д.)

- Птиц?

(Отзывчивые, добрые, бесстрашные и т.д.)

- Случайно ли в сказке орлица помогает человеку добыть огонь?

(Неслучайно, орел – очень сильная выносливая птица, издавна орлов обучали, и они помогали человеку охотиться)

- Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку? Чему она учит?

(Человек – величайшее из творений на Земле. Он должен быть сильным и смелым, должен учиться бороться с суровой природой ).

Приложение 1 (Слайд 21- Орел).

Выразительное чтение сказки

“Темир – Тау - Железная гора”.

Поговорим о прочитанном.

Беседа по вопросам:

- К какому виду относится сказка “Темир-Тау – Железная гора”.

(Сказка относится к бытовым).

- О чем эта сказка?

(Сказка объясняет возникновение города, в котором добывают железо).

- О чем просил деревянного божка Шалыга шор-анчи?

(Шор-анчи просил, чтобы Шалыг послал ему удачу).

- Почему шор-анчи выбросил мешок с камнями?

(Он не знал, что из камня можно добывать железо, а мех ценился, с помощью него шор-анчи стал купцом)

-Как люди нашли способ добычи железа из камня? Найдите в тексте.

(“...Молодой охотник бросил камешек в жаркий очаг...”

- Какие качества проявили люди, чтобы Хозяин гор отдал им свои богатства?

(Силу, настойчивость и т.д.).

- Чему учит сказка?

(Только сильным, настойчивым и бесстрашным природа открывает свои недра).

Приложение 1 (Слайд 22-Горы).

Самостоятельное чтение сказки

“Отчего у глухаря глаза красные”.

Поговорим о прочитанном.

Беседа по вопросам:

- К какому виду относится сказка “Почему у глухаря глаза красные”.

(Сказка относится к бытовым).

- Почему эта птица получила такое название. Ответ найдите в тексте.

(“... Он в густой тайге свои песни пел и ничего не слышал...

А глухарь опять ничего не слышал и не видел,...”)

- Как шорский народ объясняет, почему у глухаря глаза красные?

(Глухарь жил обособленно, не обращал внимания на окружающих, не интересовался тем, что происходит в тайге, все время беззаботно распевал песни. Опомнился только зимой, когда стало трудно одному, и “... понял, что один – одинешенек в морозной тайге остался. Сильно опечалился он, горько заплакал...”.

- Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?

( Со всеми нужно жить в дружбе и согласии, ведь вместе любую беду пережить легче.)

Приложение 1 ( Слайд 23-Глухарь).

Коллективное чтение сказки

“Как созвездие Кан – Ергек появилось”

Поговорим о прочитанном.

Беседа по вопросам:

- К какому виду относится сказка “Как созвездие Кан-Ергек появилось”.

(Сказка относится к фантастическим).

- Что объясняется в сказке?

(Народ с помощью фантастики объясняет, как появилось созвездие Кан –Ергек (Орион) и почему люди его так называют).

IV. Обобщение

Беседа с обучающимися

1. Что нового вы узнали на уроке о жизни и занятиях шорцев?

2. Какими жанрами (кроме сказок) представлен шорский фольклор?

3. Что общего в шорских сказках и русских народных? В чем отличие?

Приложение 1 (Слайд 24 - Сходство и различия сказок).

4. О чем рассказывает шорский народ в своих сказках?

(В сказках шорцев мудрость и опыт предков, мечты о сильном человеке и жизни в согласии с природой).

Приложение 1 (Слайд 25).

V. Подведение итогов.

“ Можно ли оценить душу народа, его многовековой опыт жизни в тайге, его поэзию, его мудрость, нажитую в ежедневной борьбе с холодом? Да и кто осмелиться оценить главное качество фольклора – наставление предков потомкам, как жить, как искать счастья, как общежительствовать с Природой?” - так говорил в своей статье А.В. Преловский о ценности устного народного творчества коренных народов.

Содержание шорских народных сказок убеждает нас в справедливости этого высказывания.

Домашнее задание.

  • Нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам.
  • Письменно ответить на вопрос: чему учат шорские сказки?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас для школьников. Кемеровская область. М.- Просвещение, 2002.

2. Галаганов, З.П. История Кузбасса/ З.П. Галаганов// Кемерово: СКИФ, Кузбасс, 2006.

3. Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 5класс./ И.В.Золотарёва// М.- ВАКО, 2002.

3. Казаркин, А. П. Литературное краеведение в Кузбассе. Учебное пособие / А.П.Казаркин // Кемерово: Кемеровское кн. изд-во.- 1993.

4. Коровина, В.Я., Журавлев, В.П., Коровин,В.И. Литература в 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях/ В.Я. Коровина , В.П. Журавлев, В.И. Коровин // М. - Просвещение, 2006.

5. Лутовинова, Е. Русский фольклор Кузбасса. Пособие для учителей. / Е.Лутовинова// Кемерово: Кемеровское кн. изд-во.- 1993.

7. Мищенко, М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь / М.И. Мищенко // М.- Айрис, 2005.