Образовательная цель урока:
- знакомство с фольклором шорского народа, с содержанием шорских сказок;
- формирование представление о их жанровом своеобразии;
- выявление основной идеи сказки.
Развивающая цель:
-
развитие навыков логического мышления,
умения работать с текстом, с дополнительным
материалом;
- развитие устной и письменной речи обучающихся и их творческого воображения.
Воспитательная цель:
-
воспитание интереса к художественному слову,
интереса к культуре шорского народа;
- воспитание толерантности;
- выяснение на примерах общих тем литературы вопроса о том, какие качества ценятся во все времена.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- определить особенности шорского фольклора;
- закрепить знания о жанрах фольклора;
- определить основные идеи шорских сказок.
2. Развивающие:
- формировать у обучающихся навыки анализа художественного текста;
- развивать устную речь и логическое мышление;
- развивать умение выразительно читать.
3. Воспитательные:
-
воспитывать патриотизм и уважение к культуре
других народов, общечеловеческие нравственные
ценности, культуру общения.
Межпредметные связи: русский язык, история, природоведение, география, изобразительное искусство.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма - урок внеклассного чтения.
Методы и приемы:
- рассказ учителя;
- выразительное чтение;
- беседа по вопросам;
- самостоятельная работа;
- сравнительный анализ;
- творческая работа.
Теория литературы: фольклор, сказочный эпос, главный герой, основная идея, подтекст.
Оборудование: компьютер (мультимедиа), диск со слайдами.
Ход урока
I. Организационный этап
Задача: подготовить обучающихся к работе
(приветствие, проверка готовности к уроку).
II. Этап подготовки к активному восприятию нового материала
Задача: организовать и направить к образовательной цели познавательную деятельность обучающихся.
1. Повторение сведений о фольклоре.
Беседа по вопросам:
- Что такое фольклор?
(Фольклор – устное народное творчество).
- Какие жанры фольклора вы знаете?
(Песни, пестушки, потешки, приговорки, пословицы, поговорки, загадки, игры, былины, сказки и т.д.)
Приложение 1 (Слайд 1 - Обобщение сказанного).
В фольклористике (науке, изучающей фольклор) принято различать жанры фольклора в зависимости от их принадлежности к эпосу, лирике или драме.
История фольклора уходит далеко в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическим представлением человека о мире. Фольклору свойственен синкретизм – единство слова, музыки, танца, декоративного искусства.
Фольклор отличается от литературы следующими чертами: устной формой бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусств.
Приложение 1 (Слайд 2 - Отличие литературы от фольклора).
2. Сообщение темы, целей изучения нового материала.
Приложение 1 (Слайд 3 - Тема урока)
III. Этап восприятия нового материала
Приложение 1 (Слайд 4 -Эпиграф о Шории).
Приложение 1 (Слайд 5,6 - Пейзажи Шории).
Беседа по вопросам:
- Какие картины и образы возникают у вас после прочтения этого стихотворения?
(Бескрайние просторы, тайга, окутанная снегами, цветущие луга, где легко и привольно дышится, чистые озера и т.д.).
- Как вы думаете, какими качествами может быть наделен народ, проживающий в Шории?
(Сильный духом и телом, живущий в согласии с природой, умеющий приспосабливаться к суровому климату Сибири).
Рассказ учителя об истории и культуре шорского народа.
Фольклор каждого народа неповторим, как и его история, обычаи, культура.
Шорцы – потомки древних тюрков VI века н.э. , а Горная Шория, входящая в состав современной территории Кемеровской области, раньше являлась исторической и географической частью северного Алтая. Сюда приезжали купцы из Китая, а монгольские воины заказывали оружие и мечи. Хакасия, Тува, Горная Шория и Горный Алтай представляли собой единое культурное пространство.
Приложение 1 (Слайд 7 – Карта).
Шорцы – народ, живущий на юге Кемеровской области (Горная Шория), главным образом в бассейне реки Томь и её притоков Кондомы и Мрассу. В русских исторических документах XVII – X VIII веков шорцев называли кузнецкие, кондомские и мрасские татары.
Приложение 1 (Слайд 8 - Карта).
Принято выделять у шорцев конца XIX - начала XX вв. две этнографические группы: северную –“абинскую” и южную горнотаежную –“шорскую”. В основу деления этих групп положены, главным образом, особенности хозяйства и уровень социально-экономического развития населения.
Приложение 1 (Слайд 9 - Этнографические группы).
По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов. Их основными занятиями были: охота, рыболовство, у некоторых групп – примитивное земледелие; большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда наименование кузнецкие татары).
У южных шорцев главным занятием оставались охота, собирательство и рыболовство. У северных шорцев преобладало стойловое скотоводство, земледелие, торговля и извоз, изготовление и сбыт глиняной посуды. Относительно хорошо были развиты пчеловодство и рыболовство, сбор кедрового ореха.
Приложение 1 (Слайд 10 - Основные занятия).
Жильем для шорцев служили бревенчатые срубные юрты, одаги (летний шалаш в виде усеченной пирамиды), русские избы (у северных групп), крестовые дома (у богатых).
Приложение 1 (Слайд 11 – Жилище шорцев).
Ремесло у шорцев носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Наиболее развитым было ткачество. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева ( изготовление седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды, рукояток ножей, плетей, пистонниц, мерок для пороха).
Приложение1 (Слайд 12 – Ремесло шорцев).
На одежде шорцев конца XIX – начала XX вв. все ощутимее сказывалось влияние элементов русской культуры. Шили её из покупного гладкого черного сатина или из домотканой ткани “кендыря”.
Приложение 1 (Слайд 13,14 –Одежда шорцев).
Домашняя утварь у шорцев была преимущественно деревянная или берестяная, изготавливалась самими хозяевами. Для хранения зерна, переноски воды, меда использовали берестяные туеса “тозек”, “куспак”. Изготавливали берестяные короба “эпчек”, трехгранные сольницы “саа-раг”, ложки “кажык”, чашки “аяк”.
Приложение 1 (Слайд 15,16 - Домашняя утварь).
Шорский фольклор был представлен несколькими жанрами: героическими поэмами “кай”, сказками бытового и фантастического содержания “навак”, “черчек”, “нарт-пак”, рассказами и легендами “порунгу чоок”, “каепчоок”, “эрбек”, загадками “таптак”, пословицами и поговорками “кеп тос”, “тагпак сое”, “улгер сое”, свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми, жанровыми, историческими песнями “сарын” - древними героическими поэмами и охотничьими песнями.
Приложение 1 (Слайд 17 - Жанры шорского фольклора).
Героические поэмы и песни относятся к музыкально – поэтическому творчеству. Исполнялись оно под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента “комус”. Он делался из ствола ивы, а дека обтягивалась кожей или вырезалась из ивовой пластины. У низовских шорцев встречалась и русская балалайка.
Приложение 1 (Слайд 18 - Музыкальный инструмент).
Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни.
На этом уроке мы познакомимся с одним из самых интересных жанров шорского фольклора – сказками.
Беседа по вопросам:
- Что такое сказка?
(Сказка –эпический жанр устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).
- Какие виды сказок вам известны?
(Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные).
- По каким основным признакам мы различаем виды сказок?
(Волшебные(фантастические) - наличие, чуда, волшебства, очевидной фантастики, столкновение с волшебной силой.
Бытовые – в основе сюжета необычные происшествия в рамках реальных человеческих отношений, вместо волшебства используется смекалка, реальные жизненные конфликты получают необычное сказочное разрешение (реализм условен).
Сказки о животных – специфический состав действующих лиц, конфликты отражают реальные жизненные отношения людей, облегченная композиция)
Приложение 1 (Слайд 19 - Обобщение сказанного).
Наиболее распространенными у шорцев являлись сказки бытового и фантастического содержания.
Какие незнакомы слова вам встретились при домашнем прочтении шорских сказок ?
Словарная работа: Ульгень – добрый властелин духов, Шалыг- злой дух тайги, “шергей” – деревянный силок, комус – музыкальный инструмент.
Приложение 1 (Слайд 20 - Словарная работа).
(Тексты сказок для чтения и анализа по выбору учителя ) - Приложение 2
Выразительной чтение сказки
“Как птицы огонь добывали” по ролям.
Поговорим о прочитанном.
Беседа по вопросам:
- К какому виду относится сказка “Как птицы огонь добывали”.
(Сказка относится к бытовая сказка ).
- Почему Ульгень разгневался на людей?
Найдите ответ в тексте.
(Человек не хотел самостоятельно добывать еду, шить одежду, искать способы добычи огня.
“...Одному человеку было плохо:..”... )
- Какие качества проявили птицы, добывая огонь для человека?
(Находчивость, смелость и т.д.).
- Какие эпитеты вы подобрали бы характеризуя человека?
(Слабый, беззащитный, беспомощный и т.д.)
- Птиц?
(Отзывчивые, добрые, бесстрашные и т.д.)
- Случайно ли в сказке орлица помогает человеку добыть огонь?
(Неслучайно, орел – очень сильная выносливая птица, издавна орлов обучали, и они помогали человеку охотиться)
- Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку? Чему она учит?
(Человек – величайшее из творений на Земле. Он должен быть сильным и смелым, должен учиться бороться с суровой природой ).
Приложение 1 (Слайд 21- Орел).
Выразительное чтение сказки
“Темир – Тау - Железная гора”.
Поговорим о прочитанном.
Беседа по вопросам:
- К какому виду относится сказка “Темир-Тау – Железная гора”.
(Сказка относится к бытовым).
- О чем эта сказка?
(Сказка объясняет возникновение города, в котором добывают железо).
- О чем просил деревянного божка Шалыга шор-анчи?
(Шор-анчи просил, чтобы Шалыг послал ему удачу).
- Почему шор-анчи выбросил мешок с камнями?
(Он не знал, что из камня можно добывать железо, а мех ценился, с помощью него шор-анчи стал купцом)
-Как люди нашли способ добычи железа из камня? Найдите в тексте.
(“...Молодой охотник бросил камешек в жаркий очаг...”
- Какие качества проявили люди, чтобы Хозяин гор отдал им свои богатства?
(Силу, настойчивость и т.д.).
- Чему учит сказка?
(Только сильным, настойчивым и бесстрашным природа открывает свои недра).
Самостоятельное чтение сказки
“Отчего у глухаря глаза красные”.
Поговорим о прочитанном.
Беседа по вопросам:
- К какому виду относится сказка “Почему у глухаря глаза красные”.
(Сказка относится к бытовым).
- Почему эта птица получила такое название. Ответ найдите в тексте.
(“... Он в густой тайге свои песни пел и ничего не слышал...
А глухарь опять ничего не слышал и не видел,...”)
- Как шорский народ объясняет, почему у глухаря глаза красные?
(Глухарь жил обособленно, не обращал внимания на окружающих, не интересовался тем, что происходит в тайге, все время беззаботно распевал песни. Опомнился только зимой, когда стало трудно одному, и “... понял, что один – одинешенек в морозной тайге остался. Сильно опечалился он, горько заплакал...”.
- Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?
( Со всеми нужно жить в дружбе и согласии, ведь вместе любую беду пережить легче.)
Приложение 1 ( Слайд 23-Глухарь).
Коллективное чтение сказки
“Как созвездие Кан – Ергек появилось”
Поговорим о прочитанном.
Беседа по вопросам:
- К какому виду относится сказка “Как созвездие Кан-Ергек появилось”.
(Сказка относится к фантастическим).
- Что объясняется в сказке?
(Народ с помощью фантастики объясняет, как появилось созвездие Кан –Ергек (Орион) и почему люди его так называют).
IV. Обобщение
Беседа с обучающимися
1. Что нового вы узнали на уроке о жизни и занятиях шорцев?
2. Какими жанрами (кроме сказок) представлен шорский фольклор?
3. Что общего в шорских сказках и русских народных? В чем отличие?
Приложение 1 (Слайд 24 - Сходство и различия сказок).
4. О чем рассказывает шорский народ в своих сказках?
(В сказках шорцев мудрость и опыт предков, мечты о сильном человеке и жизни в согласии с природой).
V. Подведение итогов.
“ Можно ли оценить душу народа, его многовековой опыт жизни в тайге, его поэзию, его мудрость, нажитую в ежедневной борьбе с холодом? Да и кто осмелиться оценить главное качество фольклора – наставление предков потомкам, как жить, как искать счастья, как общежительствовать с Природой?” - так говорил в своей статье А.В. Преловский о ценности устного народного творчества коренных народов.
Содержание шорских народных сказок убеждает нас в справедливости этого высказывания.
Домашнее задание.
- Нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам.
- Письменно ответить на вопрос: чему учат шорские сказки?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атлас для школьников. Кемеровская область. М.- Просвещение, 2002.
2. Галаганов, З.П. История Кузбасса/ З.П. Галаганов// Кемерово: СКИФ, Кузбасс, 2006.
3. Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 5класс./ И.В.Золотарёва// М.- ВАКО, 2002.
3. Казаркин, А. П. Литературное краеведение в Кузбассе. Учебное пособие / А.П.Казаркин // Кемерово: Кемеровское кн. изд-во.- 1993.
4. Коровина, В.Я., Журавлев, В.П., Коровин,В.И. Литература в 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях/ В.Я. Коровина , В.П. Журавлев, В.И. Коровин // М. - Просвещение, 2006.
5. Лутовинова, Е. Русский фольклор Кузбасса. Пособие для учителей. / Е.Лутовинова// Кемерово: Кемеровское кн. изд-во.- 1993.
7. Мищенко, М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь / М.И. Мищенко // М.- Айрис, 2005.