Цели:
- Показать связь истории и литературы на примере повести “Капитанская дочка”.
- Рассмотреть глубину характера Е.Пугачёва.
- Рассмотреть Е.Пугачева как историческую фигуру и как литературного героя.
- Развивать навыки анализа литературного героя, речь.
- Воспитывать интерес учащихся к эпохе 18 века, к личности Пугачёва, воспитывать нравственные качества.
Оборудование: учебники, иллюстрация “Пугачёв в окружении соратников”, таблица.
А разве нет удачи удалому?
А.С.Пушкин
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
– Мы продолжаем анализировать повесть А.С. Пушкина “ Капитанская дочка”.
“В моей “Капитанской дочке” не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: “Капитанская дочка”,а думаю : “Пугачёв”, – так Пушкина прочитала Марина Цветаева, известная русская поэтесса.
– Задумывались ли вы над тем, какова его роль в романе? В истории России?
Тема нашего урока – “Образ Пугачёва в повести “Капитанская дочка”.
Цель урока: рассмотреть глубину личности Пугачёва, рассмотреть его как историческую фигуру и как литературного героя.
III. Анализ личности Емельяна Пугачёва.
– В первую очередь, Пугачёв – историческая личность. Что вы узнали из истории о фигуре Пугачёва?
(Сообщение учащихся).
История вывела Пугачёва из-под своих таинственных покров, сделав символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, сказочной. Безусловно, такой человек не мог не заинтересовать Пушкина и как писателя, и как историка. Именно этот человек, самозванец, глава восставших, стал одним из героев произведения.
– Как входит он в пушкинские страницы? (Пересказ эпизода, описывающего буран.)
– Почему именно в буран? (Буран – стихия, символизирующая жизнь главных героев, Гринёва и Пугачёва. Это преддверие главной темы – бунта.)
– Какое слово задерживает внимание? (Вожатый.)
– Да, вожатый, Но стоит ли оно нашего внимания? (Это"ключ" к особой роли, которую предстоит сыграть Пугачёву.)
– Действительно, сцена встречи полна предзнаменований и пророчеств.
— “Или волк ,или человек,"– говорит Гринёв о Пугачеве во время метели. Может быть, это тоже намёк ? (То волком, то человеком окажется Пугачёв.)
– Нелегко относиться к Пугачёву однозначно. Что вас поразило в нём? Во внешности? (Глаза, речь.)
Лукавство, связь с народом
– О чём говорят глаза?
– Как вы к нему относитесь? (Ответы детей.)
– У вас мнения разделились . И это не случайно , потому что Пугачёв – сложная фигура. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. В нём уживается жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и помочь ему . Он может хмуриться и добродушно улыбаться.
Жестокость, лукавство
– Пугачёв по-разному общается с людьми. Сравнение его с другими персонажами помогут лучше понять характер самозванца. (Савельич–Пугачёв: все они представители народа. Но Савельич – рабское начало. Он настолько не понимает , что считает злодеем.)
Свободолюбие
– Вспомните калмыцкую сказку, которую рассказал Емельян Пугачёв Гринёву? Что заключено в ней? (В ней"мужицкий царь" изложил своё жизненное кредо, своё представление о настоящей жизни– короткой, но яркой , свободной . Кстати, и проживает он, как и орёл из сказки, тридцать три года).
– В каких словах ещё проявляется его свободолюбие? ("Улица моя тесна, воли мне мало")
– Как автор показывает, что бунт обречён, и скорая гибель Пугачёва неминуема? (Описывает "свиту" предводителя)
(Эпизод с песней)
– Во взаимоотношении с каким героем мы видим проявление у Пугачёва только положительных черт? (С Гринёвым.)
– Какие это качества? (Честность, широта натуры, добродушие, память на добро, искренность.)
– В чём проявляется искренность?
(Например, он говорит: “А разве нет удачи удалому?” И не особо убеждает его в своём царском происхождении).
– В чём заключается широта натуры " вожатого"? ("Казнить, так казнить, миловать, так миловать". Раз помиловав Гринёва, он верен принципу до конца.)
– !В чём различие его с Екатериной II? (Та помиловала безвинного.)
– Какие ещё качества героя вы увидели? (Смелость.)
а) Смелость. " Приступ." " ... картечь хватила в самую середину толпы . Мятежники отхлынули в обе стороны ...Предводитель их остался один впереди... "
б) Швабрин бросил на Пугачёва зловещую тень…
– Литературоведы отмечают ,что в Пугачёве проявляются некоторые романтические черты. Докажите.
- одиночество;
- демонизм;
- мотив разбойников;
- романтич.символика: буран, сон;
- глаза.
IV. Прослушивание песни "Из-за леса, леса темного".
– Знал ли автор эту песню? Сравните её и повесть.
– Как Пушкин относится к рус. бунту?!
– Пугачёв в романе не тождественен своему историческому прототипу. Почему? (Дан глазами Гринёва.)
V. Итог.
– И всё-таки, каково ваше отношение к Пугачёву? (Да, мы не простим ему расправы над защитниками Белогородской крепости . Но в нём много положительных черт.)
– Вспомните начальный эпиграф. "Сберёг ли честь Пугачёв ? (Высказывание детей.)