Конспект урока литературы "Личность и эпоха в истории художественной литературы. Образ Е.Пугачева в повести "Капитанская дочка"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Показать связь истории и литературы на примере повести “Капитанская дочка”.
  2. Рассмотреть глубину характера Е.Пугачёва.
  3. Рассмотреть Е.Пугачева как историческую фигуру и как литературного героя.
  4. Развивать навыки анализа литературного героя, речь.
  5. Воспитывать интерес учащихся к эпохе 18 века, к личности Пугачёва, воспитывать нравственные качества.

Оборудование: учебники, иллюстрация “Пугачёв в окружении соратников”, таблица.

А разве нет удачи удалому?
А.С.Пушкин

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

– Мы продолжаем анализировать повесть А.С. Пушкина “ Капитанская дочка”.

“В моей “Капитанской дочке” не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: “Капитанская дочка”,а думаю : “Пугачёв”, –  так Пушкина прочитала Марина Цветаева, известная русская поэтесса.

– Задумывались ли вы над тем, какова его роль в романе? В истории России?

Тема нашего урока –  “Образ Пугачёва в повести “Капитанская дочка”.

Цель урока:  рассмотреть глубину личности Пугачёва, рассмотреть его как историческую фигуру и как литературного героя.

III. Анализ личности Емельяна Пугачёва.

– В первую очередь, Пугачёв – историческая личность. Что вы узнали из истории о фигуре Пугачёва?

(Сообщение учащихся).

История вывела Пугачёва из-под своих таинственных покров, сделав символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, сказочной. Безусловно, такой человек не мог не заинтересовать Пушкина и как писателя, и как историка. Именно этот человек, самозванец, глава восставших, стал одним из героев произведения.

– Как входит он в пушкинские страницы? (Пересказ эпизода, описывающего буран.)

– Почему именно в буран? (Буран – стихия, символизирующая жизнь главных героев, Гринёва и Пугачёва. Это преддверие главной темы –  бунта.)

– Какое слово задерживает внимание? (Вожатый.)

– Да, вожатый, Но стоит ли оно нашего внимания? (Это"ключ" к особой роли, которую предстоит сыграть Пугачёву.)

– Действительно, сцена встречи полна предзнаменований и пророчеств.

— “Или волк ,или человек,"– говорит Гринёв о Пугачеве во время метели. Может быть, это тоже намёк ? (То волком, то человеком окажется Пугачёв.)

– Нелегко относиться к Пугачёву однозначно. Что вас поразило в нём? Во внешности? (Глаза, речь.)

Лукавство, связь с народом

– О чём говорят глаза?

– Как вы к нему относитесь? (Ответы детей.)

– У вас мнения разделились . И это не случайно , потому что Пугачёв –  сложная фигура. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. В нём уживается жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и помочь ему . Он может хмуриться и добродушно улыбаться.

Жестокость, лукавство

– Пугачёв по-разному общается с людьми. Сравнение его с другими персонажами помогут лучше понять характер самозванца. (Савельич–Пугачёв: все они представители народа. Но Савельич – рабское начало. Он настолько не понимает , что считает злодеем.)

Свободолюбие

Вспомните калмыцкую сказку, которую рассказал Емельян Пугачёв Гринёву? Что заключено в ней? (В ней"мужицкий царь" изложил своё жизненное кредо, своё представление о настоящей жизни–  короткой, но яркой , свободной . Кстати, и проживает он, как и орёл из сказки, тридцать три года).

– В каких словах ещё проявляется его свободолюбие? ("Улица моя тесна, воли мне мало")

– Как автор показывает, что бунт обречён, и скорая гибель Пугачёва неминуема? (Описывает "свиту" предводителя)

(Эпизод с песней)

– Во взаимоотношении с каким героем мы видим проявление у Пугачёва только положительных черт? (С Гринёвым.)

– Какие это качества? (Честность, широта натуры, добродушие, память на добро, искренность.)

– В чём проявляется искренность?

(Например, он говорит: “А разве нет удачи удалому?” И не особо убеждает его в своём царском происхождении).

– В чём заключается широта натуры " вожатого"? ("Казнить, так казнить, миловать, так миловать". Раз помиловав Гринёва, он верен принципу до конца.)

– !В чём различие его с Екатериной II? (Та помиловала безвинного.)

– Какие ещё качества героя вы увидели? (Смелость.)

а) Смелость. " Приступ." " ... картечь хватила в самую середину толпы . Мятежники отхлынули в обе стороны ...Предводитель их остался один впереди... "

б) Швабрин бросил на Пугачёва зловещую тень…

– Литературоведы отмечают ,что в Пугачёве проявляются некоторые романтические черты. Докажите.

  • одиночество;
  • демонизм;
  • мотив разбойников;
  • романтич.символика: буран, сон;
  • глаза.

IV. Прослушивание песни "Из-за леса, леса темного".

– Знал ли автор эту песню? Сравните её и повесть.

– Как Пушкин относится к рус. бунту?!

– Пугачёв в романе не тождественен своему историческому прототипу. Почему? (Дан глазами Гринёва.)

V. Итог.

– И всё-таки, каково ваше отношение к Пугачёву? (Да, мы не простим ему расправы над защитниками Белогородской крепости . Но в нём много положительных черт.)

– Вспомните начальный эпиграф. "Сберёг ли честь Пугачёв ? (Высказывание детей.)