Цели урока:
- Дать понятие о смысле комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.
- Показать общечеловеческое в комедии Мольера.
Оборудование:
- Портрет Мольера.
- Поясные портреты персонажей.
- На доске таблица, которую ученики должны заполнить по ходу урока, раскрывая характеры персонажей.
- Видеоматериалы.
Эпиграф к уроку:
“…Как гений он знает всё…Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть…”
К.С. Станиславский о Мольере.
Ход урока
I. Организационный момент:
Сообщение цели урока с обращением к эпиграфу.
II. Проверка домашнего задания.
1. Но прежде, чем мы перенесёмся с вами во времена Мольера, давайте вспомним:
– К какому веку относится расцвет классицизма во Франции?
– С какими общественными явлениями он связан?
– Что вы знаете о правиле трёх единств?
2. Словарная работа ( классицизм, драматическое искусство, комедия, мещанин, дворянин).
III. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя:
А теперь мы можем с вами отправляться в XVII век. Замок Шамбор, двор Людовика XIV, короля – “солнце”, 19 ноября 1670 г. Только что закончилось представление новой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.
Сцена из пьесы М.А. Булгакова о Мольере.
Теперь мы видим, какие пересуды вызвала эта комедия Мольера. Что же так раздражало придворных и радовало в ней самого короля? Вспомним историю её создания.
В 1669 г. в Париже находилось турецкое посольство. Турецкий посол, несмотря на пышный приём Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по поводу увиденного великолепия. Король был обижен и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы посмеяться над турецкими церемониями.
Так родилась сцена посвящения в сан “Мамамуши”, из которой и выросла в дальнейшем вся сюжетная линия пьесы.
Но вернёмся к эпиграфу нашего урока. Мольер не был бы Мольером, если бы в пьесе речь шла только о сатире на турецкое посольство.
Мольер чутким взором художника сумел подметить одну из самых ярких черт своего времени. Мы уже с вами говорили, что 17 век не только век рассвета классицизма, но и век начала новых отношений среди людей. Видную роль в жизни общества стала играть буржуазия. Дворянство в те времена уже переживает экономический и моральный упадок, но ещё сохраняет привилегированное положение.
Наблюдая взаимоотношения этих двух классов, Мольер хотел показать власть дворянства над умами буржуа, в основе чего лежало превосходство дворянской культуры и низкий уровень развития буржуазии; в то же время он хотел освободить буржуа от этой власти, отрезвить их. Изображая людей третьего сословия, буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства, и, наконец, те, кто подражает дворянству, оказывающему губительное воздействие на их психику . К числу этих последних относится и главный герой "Мещанина во дворянстве " господин Журден.
Этот человек целиком захвачен одной мечтой – стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным людям – счастье для него, всё его честолюбие – в достижении сходства с ними, вся его жизнь – это стремление им подражать. Его цель – внешние формы дворянского поведения. Эту слабость Журдена используют многочисленные учителя. Давайте посмотрим только на небольшой урок по философии./Действие 2, явление 6 /.
2. Беседа по комедии с инсценированием отдельных сцен.
Вопросы учителя:
– Действительно ли у Журдена есть желание познавать науки?
– Чему учат его учителя и почему эти уроки вызывают смех?
/ Заполнение таблицы. /
Мы видим с вами, что обучение Журдена нельзя назвать даже поверхностным, он сразу пытается пройти все науки и выучиться всем манерам. Но невежество сочетается у Журдена с другими чертами характера. Что это за черты? / Для ответа на этот вопрос смотрим действие 3,явл. 2/
– А как вы думаете, кто из представленных героев является противоположностью Журдена?
– Какие черты характера вы можете отметить в этом персонаже?
Обратите внимание на удивительное мастерство Мольера – в маленькой сцене перед нами в образах мужа и жены предстали сразу два типа буржуа, о которых я говорила ранее.
А теперь перелистываем дальше страницы комедии и знакомимся с представителем 3-го типа буржуа – новое поколение.
/Действие 3, явление 12 /
– Какие черты характера свойственны Клеонту?
– Какие черты характера вы могли бы добавить к характеристике Журдена?
Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства. Посмотрим, какими предстают они перед нами./ Действие 3, явление 18 /
– Чем покорили аристократы Журдена, и какими на самом деле предстают перед нами граф Дорант и маркиза Доримена?
Дворяне не только издеваются над Журденом: используя его тщеславие и доверчивость, граф Дорант попросту грабит его, беззастенчиво обманывая, когда делает вид, что помогает Журдену в любовных делах. Нечистоплотным представлен граф и в его отношениях с маркизой Дорименой: он тратит для её удовольствий деньги Журдена, делая вид, что он богат. Автор комедии намекает на важную примету времени: материальное положение многих представителей дворянства оставляет желать лучшего. В свою очередь, для маркизы сила чувства определяется затраченными на неё суммами, а состояние поклонника является решающим аргументом в его пользу. При этом расчётливость прикрывается тонкой хитростью: "Я хочу положить конец вашей расточительности: чтобы вы больше на меня не тратились, я решила выйти за вас замуж, не откладывая".
Таким образом, мы видим, что Журден – это ещё и доверчивый человек, который стал жертвой собственных предрассудков. Но именно эта доверчивость к титулу "дворянин" помогает слуге Ковьелю устроить женитьбу Клеонта./Действие 4, явление 5/
– Как вы думаете, кого из героев комедии Мольер изображает с безусловной симпатией?
– Какие черты характера присущи Николь и Ковьелю?
IV. Итоги урока. Выводы.
Именно эти черты характера слуг помогли найти выход из трудного положения Клеонта и Люсиль. Балетный маскарад блистательно завершил комедию. В этом финала также проявился гений Мольера. Мы с вами говорили на прошлом уроке, что Людовик XIV любил комедию и любил балет, Мольер сумел органично соединить эти жанры искусства.
При всём при этом Мольер не отошёл в своём произведении и от правил классицизма.
– Какие черты классицизма нашли отражение в этой комедии?
– А не являются ли сюжетные линии Доримена – Дорант и Клеонт – Люсиль побочными линиями? Не нарушают ли они единства действия?
/ Роль единства действия выполняет единство " игры ". В этой комедии мы видим постоянную игру персонажей. Журден играет дворянина, Ковьель – посланца сына турецкого султана и т.д. Постепенно все включаются в эту игру, даже госпожа Журден. Вот эта игра, переодевание и исполняют роль единства действия. /
А теперь вернёмся к главному вопросу нашего урока: в чём общечеловеческий смысл комедии Мольера " Мещанин во дворянстве "? Посмотрите на составленную нами таблицу.
– Является ли Журден только отрицательным персонажем?
– Только ли людям ХVII века были присущи подобные черты характера?
Хочу особое внимание обратить на слова Клеонта о присвоении всем подряд дворянских званий, о том, что Журден, ослеплённый желанием быть дворянином, отказывается от собственных родителей. Видимо, отказ от своего прошлого, нежелание реально смотреть на историю, является тоже, увы, частью человеческого несовершенства. И 300 прошедших лет мало что изменили в этом отношении. Как мало они изменили представления многих о том, что купить и продать можно всё; во времена Мольера такие торгашеские настроения только зарождались / Журден думал, что заплатив учителям, он сможет купить культуру/. Современные Журдены превратили деньги в мерило всех ценностей, а закон купли – продажи в закон жизни. Герои Мольера не утратили своей актуальности и для людей последующих веков.
V. Домашнее задание:
Сочинение – рассуждение “Журден, я тебя узнал!”
Ответить на вопрос:
– Какие пороки людей XXI века я увидел в образах комедии Мольера “ Мещанин во дворянстве”.
Использованная литература.
- История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов/ под ред. З.И. Плавскина. – М., 1987.
- Кирнозе З.И. Страницы французской классики: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М., 1992.
- Муравьева Н.И., Тураев С.В. Западноевропейская литература. Пособие для средней школы.– М., 1956.
- Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. Пособие для учителей. – М., 1976.