Цели урока:
Когнитивная область:
- закрепить знания учащихся по теме “Романтизм” (основные черты романтического героя, основные приёмы композиции и тропы романтического произведения);
- формировать навыки учащихся давать развёрнутые ответы по предложенной проблеме, использовать в речи литературоведческие термины.
Аффективная область:
- развивать у учащихся способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины их возникновения, различать главное и второстепенное;
- формировать у учащихся мотивацию к дальнейшему изучению романтических произведений;
- развивать умение учащихся дискутировать, аргументировать свою точку зрения, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли;
Психомоторная область:
- развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие способности учащихся;
Основная идея урока:
- познакомить учащихся с феерией А. Грина “Алые паруса”;
- обобщить знания учащихся основных черт литературного героя;
- повторить основные изобразительно-выразительные приёмы романтического произведения.
Логика развития урока как целостной системы:
- организация эмоционального настроя;
- фронтальный опрос учащихся “Первое впечатление о книге “Алые паруса” (в форме лирических миниатюр или хокку);
- создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов (роль метафор, сравнений и эпитетов в создании главного символа книги), работа с эпиграфом (метафора парус – человек);
- определение основной задачи урока – найти романтического героя на страницах феерии);
- организация дискуссии ( одна группа учащихся утверждает, другая отрицает);
- определение домашнего задания;
- подведение итогов.
Способ реализации поставленных целей урока:
Методы:
- репродуктивный;
- иллюстративный;
- исследовательский.
Формы:
- фронтальный опрос;
- дискуссия;
- синектика.
Оборудование:
- портрет Грина;
- символ корабля с алыми парусами;
- эпиграф;
- раздаточный тестовый материал.
Основная литература:
- А Грин “Алые паруса”.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя (на фоне музыки):
Страна, измученная кровопролитием мировой войны, революций, войны гражданской, получает книгу А.Грина “ Алые паруса”. И эта книга покоряет читателей на долгие десятилетия. Что же особенного в этой книге, что, пожалуй, каждый из нас, и взрослых, и подростков, знает этот символ алые паруса? Веру во что подарил нам Грин? (Предположения учащихся.) Вспомните слова Артура Грея: “…делать чудеса своими руками”; “…не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и - вовремя сказанное, нужное слово”. Что вы добавите к своим ответам сейчас?
(Алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь.)
Вероятно, поэтому алые паруса плывут по океану жизни каждого из нас, рождая песни, романсы, мечты.
2. Фронтальный опрос домашнего задания.
Вот и мы с вами отправляемся в плавание по романтическому миру книги на корабле под алыми парусами. Какие же строки родились у вас под впечатлением от этой феерии?
(Ребята читают свои “хокку”)
3. Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов
(роль метафор, сравнений и эпитетов в создании главного символа книги), работа с эпиграфом (метафора парус – человек).
Ребята, а почему А.Грин выбрал именно алый цвет для своих парусов? Какие эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа, вам удалось найти на страницах книги?
- алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь;
- паруса цвета глубокой радости;
- он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения;
- совершенно чистый, как алая утренняя заря;
- полный благородного веселья и царственности гордый цвет.
И какая же картина заставила жителей Каперны ужаснуться навсегда?
(Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка.)
Завораживает? Потрясает? Конечно! Потрясает нас и Ассоль. А почему жители Каперны ужаснулись?
(Понятие мечты, чуда и красоты им неведомо. Они и песен-то не пели и сказок не рассказывали.)
Как назовём мы этот приём романтических произведений?
(Контраст. Антитеза.)
На чём она основана? (Противопоставление мечта - реальность).
Итак, наш корабль расправил свои алые паруса, ветер попутный помогает нам набрать скорость, но что- то ещё удерживает нас… Конечно, нам неизвестна цель нашего путешествия Давайте прочитаем слова Лонгрена, записанные на доске: “…Много ведь придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых”. О чём размышляет Лонгрен? Какое он вкладывает значение в слово парус? (Метафора парус – человек. Алый парус - особенный человек.)
Вот она цель нашего путешествия!
4. Определение основной задачи урока.
Найти романтического героя на страницах феерии! Мы ищем алый парус в душе человека.
Вспомним, каким должен быть романтический герой?
- Сильная личность, мятежная, как парус у Лермонтова (цитата – “А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой!”) и ли Сокол у Горького (“Я знаю счастье, я славно бился!”).
- Герой, вступивший в конфликт с окружающим миром и стремящийся ввысь, к неизвестности, красоте, свободе, как орёл у Пушкина. (Цитата “Мы вольные птицы: пора, брат, пора, туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляем лишь ветер… да я!”).
- Герой, ищущий ответа на важный жизненный вопрос, как Мцыри у Лермонтова (цитата “Скажи: для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”).
5. Организация дискуссии (одна группа учащихся утверждает, другая отрицает).
Кого из героев повести А.Грина можно считать романтическим героем?
АССОЛЬ |
|
Утверждение: | Отрицание: |
Сильная личность, сумевшая сохранить свою индивидуальность. | В ней нет поиска, нет мятежа. |
Но есть стремление к красоте, умение мечтать (игрушки для детей, любование красотой мира). | Зато нет конфликта с окружающим миром, нет протеста, нет поиска ответа на важный жизненный вопрос. |
Нет явно выраженного конфликта, но есть конфликт внутренний (вера в силу мечты, воображения, которые могут изменить мир; вера в то, что мечта есть у каждого). | |
ГРЕЙ |
|
Утверждение: | Отрицание: |
Сильная, мятежная личность (выбор - быть капитаном). | Безбедная, беззаботная жизнь в обеспеченной семье не может побудить личность к мятежу. |
Стремление к неизвестности, свободе (родился вдали от мря, в обеспеченной семье, но выбрал тяготы морской жизни). | В чём суть его конфликта с миром? Он не лишён свободы, он не стоит перед выбором, от которого зависит жизнь. |
Выбор цели жизни( делать чудеса своими руками, чувствовать чужую боль как свою) | |
ЛОНГРЕН |
|
Утверждение: | Отрицание: |
Сильная личность, мятежная (служба на корабле, желание восстановить справедливость). |
Сильная личность не будет мстить, а он мстит Меннерсу. Зло порождает зло. |
Герой, вступивший в конфликт с окружающим миром, воспитывает дочь, личность яркую, романтическую. | Конфликт с окружающими спровоцирован местью. |
Романтический герой стремится исправить мир в целом, а не искоренять отдельные недостатки. Подвиг во имя мести не подвиг. |
5. Определение домашнего задания
.Перед вами листочки с текстом песни Ю. Ландсберга “Ребята надо верить в чудеса”.
Посмотрите дома, как в этой песне автор решил для себя наш спор о романтическом герое книги “Алые паруса”.
6. Подведение итогов.
К каким же выводам мы сегодня пришли?
(Романтический герой стремится исправить мир в целом, а не искоренять отдельные недостатки. Подвиг во имя мести не подвиг. Подвиг – это умение делать чудеса своими руками”; улыбка, веселье, прощение и - вовремя сказанное, нужное слово – не меньшие чудеса. Алый парус в душе у того человека, сердце, которого знает, что такое любовь.)