Он прошел этот путь, чтобы спасти людей.
А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…
А. Алексин. “Безумная Евдокия”.
Оборудование:
1. Портрет А. Г. Алексина.
2. На доске записаны:
определение слова “путь” из Толкового словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:
путь:
- то же, что и дорога;
- место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение;
- железнодорожная колея, линия;
- путешествие, поездка;
- направление, маршрут;
- направление деятельности, развитие чего-нибудь, образ действий.
- карточки-проблемы для групп (домашнее задание)
I группа: “Родители Оленьки – наша главная примета и главная профессия” (цитатный план по теме).
II группа: “Единственная неохваченная”. Путь Оленьки с классом по дороге жизни (роль курсива, художественной детали).
III группа: Жизнь человека в его развитии. “Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие жизни” (выводы-цитаты по теме, построенные на антитезе).
IV группа: “Безумная” Евдокия. Наш путь к героине (способы создания образа).
Тип урока – урок-диалог (межгрупповой диалог), форма урока – работа смешанных творческих групп (4 группы, состоящие из учащихся и их родителей).
Цели урока:
- анализируя повесть А. Алексина “Безумная Евдокия”, определить путь писателя в решении нравственных проблем современности;
- используя возможности урока-диалога творческих групп, совместную работу детей и их родителей, формировать умение учащихся анализировать произведение в единстве формы и содержания, составлять цитатный, тезисный план, применять рабочие материалы урока для подготовки к домашнему сочинению;
- развивать речевую культуру, творческое мышление;
- формировать активную жизненную позицию.
Подготовительный этап.
“Большая” команда выбирает лидера (группы уже сформированы с начала года) из числа учеников или родителей, который организует работу. Консультации по необходимости. Все творческие группы получают задание: прочитав повесть А. Алексина “Безумная Евдокия”, проанализировать одну из проблем (названы выше).
Главный этап работы групп – урок.
“Чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом…”4 – так начинается повесть писателя-современника Анатолия Георгиевича Алексина “Безумная Евдокия”.
Определение значений слова “путь” в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
- О каких путешествиях (поездках), дорогах, маршрутах идет речь в данной повести?
(Путь из роддома домой – поездка в Евпаторию – дорога в школу – поход по местам боевой славы – путь в больницу – дорога домой; одно из последних слов – “остановились”).
- Какие еще значения слова “путь” важны для понимания темы и идеи произведения? Почему?
- жизнь человека в его развитии,
- способ действия.
1. Вводно-мотивационная часть.
Определение темы, целей урока, эпиграфа (см. выше), представление команд и их лидеров.
2. Основная часть:
А) “Представление” выводов по темам домашнего задания. Во время обсуждения проблемы (межгрупповой диалог) в тетрадях ведутся рабочие записи.
I группа - примерный цитатный план по теме.
1. “Спасибо ей” (“…потеряв от счастья человеческий облик”).
2. “А вдруг с ней что-то случится?”.
3. “Центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право. И мы счастливы”.
4. “А разве ты уже не поешь?” – “…похожесть была моей главной бедой”.
5. “Нелегко придется нашей талантливой дочери в мире людей обыкновенных”.
6. “Но они… втроем учинили что-то такое, чего она не выдержала…”.
7. “Я ее не узнаю”.
8. “А ты, …чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”.
9. ““Спасибо ей!” – вот, наверное, где был тот роковой поворот в нашей жизни”.
Межгрупповой диалог:
- Удачна ли форма повествования от I лица, от лица отца Оленьки? Почему?
- Почему Оля, в отличие от матери, никогда не сравнивается с ребенком, не подчеркивается ее детскость?
- С какой целью автор нарушает хронологию?
- Докажите, что фраза “спасибо ей”, произнесенная в начале и в конце повести, имеет разный смысл?
II группа – анализ курсива, художественных деталей.
Курсив: Оля “забыла” о Люси, Люсе не нужна “такая” защита (Оля выдала тайну семьи Люси).
Оленька – Люси, “Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у нее было мало” (союз уступки).
Межгрупповой диалог:
- Почему из всех одноклассников выбраны лишь два человека – Люся Катунина и Боря Антохин?
- Как характеризует девочек их отношение к своим матерям?
- “Я был уверен, что они искупают вину…” - так думает отец Оленьки о Люсе и Боре. Есть ли действительно вина этих детей перед Олей? Способны ли эти дети любить и дружить? Докажите свою позицию.
III группа – выводы-цитаты по теме, построенные на антитезе.
1. “Чем сегодня порадует ваша Олечка?” – “Фигура собаки получилась статичной”.
2. “Не нужна такая защита!” – “Все слишком сложно. Поди разберись!”.
3. “Не нашла места в зале?” – “Оля забыла о ней”.
4. “Оленька часто и легко переходила на рифмы. ” – “Не остри и ничего не рифмуй”.
5. “Она была упоена успехом… Она стала нервно мне объяснять. ” – “Людей надо щадить”.
На основании тезисного плана сделайте вывод.
IV группа – способы создания образа “безумной” Евдокии (портрет, речь, анализ поступков, прозвище, роль курсива и т. д. ).
Межгрупповой диалог:
- Почему А. Алексин знакомит нас с Евдокией Савельевной лишь в конце повести?
- Меняется ли ваше представление о героине по пути движения сюжета? Если меняется, то каким образом?
- Почему этот образ очень важен для автора?
Б) Заключительная совместная работа в группах:
- Какие нравственные уроки дает нам А. Алексин? (анализ эпиграфа).
- Обсудите в группах и закончите фразу “Путь длиной в 16 лет – это…”
- путь не в будущее, а в прошлое;
- путь к самому себе;
- позднее прозрение.
3. Заключительный этап.
А) …Мир подростка, его путь по дороге жизни сложен и то же время безумно интересен. Вспомните героев, с которыми мы ранее знакомились на уроках семейного чтения: девятилетнего “мужичка” Фетисыча из одноименного рассказа Б. Екимова и честную, гордую Лену Бессольцеву из повести В. Железникова “Чучело”. Проблемы детей и взрослых повести А. Алексина “Безумная Евдокия” никого не оставляют равнодушными. Прав А. Алексин, говоря, что дети “должны уметь плакать… не только когда разбивают коленки, но и когда коленка болит у кого-то другого”. Действительно, очень непросто складываются взаимоотношения подростков в 14-16 лет и их родителей. Необходимо помнить, что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить; учитесь щадить, беречь тех, кто рядом с вами.
Б) Устная оценка учителем работы групп; коллектив каждой группы оценивает лидера и каждого участника диалога, в том числе и родителей; письменно на оценочном листе выставляет оценки и анализирует недочеты работы.
В) Домашнее задание: обсудив тему дома с родителями, написать сочинение на одну из тем:
1. “Спасибо ей” – мост в тот страшный день.
2. “Талант человечности дан не каждому”.
3. “Недосуг” – вина или беда Оленьки?
4. “Безумная” Евдокия – не насмешка, а восхищение.
5. “…нам с Олей предстояло остаться вдвоем” – дорога домой или путь к себе?
Ссылки на источники.
- Алексин А. Безумная Евдокия. – А. Алексин. Третий в пятом ряду. М. , “Молодая гвардия” 1977 с. 33-65. Там же с. 59.
- Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М: Азъ, 1994 с. 623.
- Алексин А. Безумная Евдокия. – А. Алексин. Третий в пятом ряду. М. , “Молодая гвардия” 1977 с. 34.