Конспект урока литературы "К.М.Станюкович "Человек за бортом". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

  • образовательные: расширить представление учащихся о рассказах К.М. Станюковича. Учить пониманию функциональной роли в произведении средств изображения персонажей: портрет, речь, предыстория героя. Отрабатывать умение составлять рассказ о литературном герое.
  • воспитательные: привлечь их внимание к нравственной проблематике произведения, вызвать интерес к размышлениям о характерах и взаимоотношениях людей, о нравственности их поступков и поведения
  • развивающие: формировать навыков работы в группах, публичного выступления, умения отстаивать собственную точку зрения. Развивать устную речь.

Оборудование: репродукции картин И.К. Айвазовского «Радуга», «Лунная ночь на Черном море», «В бурю», «Черное море».

Подготовительная работа:

  1. Создание временных творческих групп.
  2. Распределение заданий группам и внутри них.
  3. Подготовка заданий внутри творческих групп.

Задания для творческих групп:

1 группа 2 группа
Прочитайте 1-5 главы рассказа и подготовьте сообщение об Игнатове по следующему плану:
  1. Портрет.
  2. Предыстория героя.
  3. Его взаимоотношения с товарищами по службе
  4. Речь героя (что и как говорит)
Прочитайте 1-5 главы рассказа и подготовьте сообщение о Прошке Житине по следующему плану:
  1. Портрет.
  2. Предыстория героя.
  3. Его взаимоотношения с товарищами по службе
  4. Речь героя (что и как говорит)
3 группа 4 группа
Прочитайте 1-5 главы рассказа и подготовьте сообщение о Егоре Шутикове по следующему плану:
  1. Портрет.
  2. Предыстория героя.
  3. Его взаимоотношения с товарищами по службе
  4. Речь героя (что и как говорит)
Прочитайте 5-7 главы рассказа и подготовьте ответы на вопросы:
  1. В каких поступках Житина проявилась «привязанность его благородной души»?
  2. Как относился Шутиков к Прошке? В чем это проявляется?

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

III. Сообщение о писателе, подготовленное дома.

IV. Работа в творческих группах.

Учащиеся делятся собранным материалом, готовят выводы для записи в тетрадях.

Во время работы групп учитель контролируем ход работы, помогает сформулировать выводы.

Готовя сообщения о героях рассказа, учащиеся обращают внимание на качества героев, на то, с помощью каких эпитетов передаются их переживания.

V. Отчет творческих групп (1-3).

(Рассказ о главных героях прочитанного произведения)

VI. Беседа.

– Каков сюжет рассказа?

Завязка – объявление о пропаже денег, кульминация – отчаянное положение Прошки и душевный разговор с ним Шутикова, развязка – деньги возвращены.

– Почему рассказ не кончается этим событием? (Завершен только внешний конфликт, а конфликт в душе Прошки лишь завязывается.)

Реализация задания 4 группы

– Назовите, в каких поступках Житина проявилась «привязанность его благородной души»

– Какие поступки Шутикова по отношению к Прошке помогли последнему измениться к лучшему?

– Чем обогатила Егора Шутикова и Прохора Житина их дружба?

– Какой поступок совершает Прошка в конце рассказа, и почему он это сделал?

VII. Обобщение.

– Подумайте, почему рассказ называется «Человек за бортом!»

– В чем прямой и переносный смысл этого названия?

Дома.

Ответить на вопрос: «Над чем я задумался, прочитав рассказ Станюковича?»