Цели:
- образовательные: расширить представление учащихся о рассказах К.М. Станюковича. Учить пониманию функциональной роли в произведении средств изображения персонажей: портрет, речь, предыстория героя. Отрабатывать умение составлять рассказ о литературном герое.
- воспитательные: привлечь их внимание к нравственной проблематике произведения, вызвать интерес к размышлениям о характерах и взаимоотношениях людей, о нравственности их поступков и поведения
- развивающие: формировать навыков работы в группах, публичного выступления, умения отстаивать собственную точку зрения. Развивать устную речь.
Оборудование: репродукции картин И.К. Айвазовского «Радуга», «Лунная ночь на Черном море», «В бурю», «Черное море».
Подготовительная работа:
- Создание временных творческих групп.
- Распределение заданий группам и внутри них.
- Подготовка заданий внутри творческих групп.
Задания для творческих групп:
1 группа | 2 группа |
Прочитайте 1-5 главы рассказа и подготовьте сообщение об Игнатове по следующему плану:
|
Прочитайте 1-5 главы рассказа и подготовьте сообщение о Прошке Житине по следующему плану:
|
3 группа | 4 группа |
Прочитайте 1-5 главы рассказа и подготовьте сообщение о Егоре Шутикове по следующему плану:
|
Прочитайте 5-7 главы рассказа и подготовьте ответы на вопросы:
|
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
III. Сообщение о писателе, подготовленное дома.
IV. Работа в творческих группах.
Учащиеся делятся собранным материалом, готовят выводы для записи в тетрадях.
Во время работы групп учитель контролируем ход работы, помогает сформулировать выводы.
Готовя сообщения о героях рассказа, учащиеся обращают внимание на качества героев, на то, с помощью каких эпитетов передаются их переживания.
V. Отчет творческих групп (1-3).
(Рассказ о главных героях прочитанного произведения)
VI. Беседа.
– Каков сюжет рассказа?
Завязка – объявление о пропаже денег, кульминация – отчаянное положение Прошки и душевный разговор с ним Шутикова, развязка – деньги возвращены.
– Почему рассказ не кончается этим событием? (Завершен только внешний конфликт, а конфликт в душе Прошки лишь завязывается.)
Реализация задания 4 группы
– Назовите, в каких поступках Житина проявилась «привязанность его благородной души»
– Какие поступки Шутикова по отношению к Прошке помогли последнему измениться к лучшему?
– Чем обогатила Егора Шутикова и Прохора Житина их дружба?
– Какой поступок совершает Прошка в конце рассказа, и почему он это сделал?
VII. Обобщение.
– Подумайте, почему рассказ называется «Человек за бортом!»
– В чем прямой и переносный смысл этого названия?
Дома.
Ответить на вопрос: «Над чем я задумался, прочитав рассказ Станюковича?»