Конспект урока внеклассного чтения в 5-м классе на тему "Взаимоотношение человека с миром живой природы" (по повести А.Максимова "Норка")

Разделы: Литература


Цели:

  1. показать, как решается в повести проблема взаимоотношения человека с природой;
  2. воспитывать у ребят нравственное отношение и любовь ко всему живому на Земле;
  3. воспитывать любовь к родному дальневосточному краю;
  4. развивать умение работать с текстом, образно видеть то, что хотел показать писатель.

Оформление:

  • выставка рисунков детей:
  • карта Хабаровского края;
  • фотоальбом “Тайга Дальневосточная”;
  • кроссворд;
  • видеозапись “Сихоте–Алинский заповедник”;
  • фонозапись “Звуки леса”

Предварительные задания группам:

  1. Группа художников: подготовить кадры к будущему диафильму “Первые дни Норки на свободе”.
  2. Группа сценаристов: составить титры к эпизоду “Первые дни Норки на свободе” (титры к диафильму).
  3. Актёрская группа: составить монологи животных (рассказ от имени животного).
  4. Группа следопытов: подготовить справку о приблизительном местонахождении речки Громохты, о флоре и фауне этих мест.
  5. Всему классу: составить сюжетные зарисовки о жизни обитателей тайги.

Эпиграф к уроку

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!

(Из “Экологического манифеста”)

ХОД УРОКА

  1. Звучат звуки леса

Вступительное слово учителя.

Сент–Томпсон сказал: “Люди и звери, мы дети одной матери – природы”

- О каком родстве идет речь? (Ответы учащихся)

Вот сегодня мы и поговорим о том, как должны складываться взаимоотношения между человеком и миром живой природы.

- Давайте вспомним, где происходят события повести. (Залив таёжной речки Громохты)

Представитель группы следопытов показывает на карте Хабаровского края примерное место нахождения этой речки и рассказывает о флоре и фауне этих мест.

(Примерный ответ учащегося). Из повести мы немного узнаём о месте нахождения речки Громохты. Только то, что это горная речка. Если посмотреть на карту Хабаровского края, то мы увидим, что она, как сеткой, покрыта множеством горных рек и речушек, но речки с названием Громохта не найдем. Автор, конечно, имеет право на вымысел, следовательно, на любой из этих речек могли происходить события повести. Богата и разнообразна природа нашего родного края. Особенность дальневосточной тайги в том, что здесь “перемешался” север с югом, как в растительном, так и в животном мире. Хищный южанин – тигр здесь бродит по местам, где обитает северянин соболь. Рядом с енотовидной собакой здесь можно встретить росомаху. Для уссурийской тайги обычны также белка, колонок, норка, лисица, медведь, барсук и многие другие животные. Некоторые из них и стали героями повести Анатолия Максимова “Норка”).

II. Повторение изученного.

  1. Индивидуальное задание. Расположить кадры диафильма, созданные группой художников, в нужном порядке, подобрать к ним титры, пользуясь текстом повести (Группа режиссёров составляет диафильм “Первые шаги Норки на свободе”).
  2. Работа с классом. А.Максимов не просто изображает обитателей тайги, он их “очеловечивает”. У каждого свои привычки, свой особенный характер и нрав. О чём могут думать животные, что они чувствуют, о чём бы могли рассказать, если бы умели говорить?

Актёрская группа выступает со своими составленными монологами, а класс отгадывает по ним кроссворд.

Проверка домашнего задания. А какие сюжетные зарисовки о жизни обитателей тайги составили дома вы? (Два – три ученика зачитывают свои работы).

Проверка индивидуального задания. (Диафильм вывешивается на доску и комментируется одним из “режиссеров”, класс дает свою оценку).

Рисунок 1

Норка никогда не видела так много воды… Здесь можно плавать и нырять до самых илистых камешков.

Рисунок 2

Норка вскарабкалась на ясень. Сверху она видела, как дрались кто-то и Таймень… Это была старая Выдра.

Рисунок   3

Сидел Енот в кустах и медленно соображал: откуда это черная зверушка?

Рисунок 4

Норка заглянула в дупло. Оттуда высунулся острый клюв и тюкнул в лоб.

Рисунок   5

Собрались пернатые узнать, кто им Норка: друг или недруг? Слишком мало было друзей у птиц

Рисунок   6

Из-за тальников вышла белогрудая Медведица… Медвежонок с рыжими ушами то и дело останавливался и глядел в небо на вереницу гусей.

III. Аналитическая беседа с классом.

Главная проблема произведения – взаимоотношение человека с миром живой природы. Как решается эта проблема в тексте?

Работа с текстом

1. Найти и зачитать отрывки, в которых показывается, как ведут себя звери, когда в заливе появляются люди. Почему их появление вызывает переполох в мире животных? О чем это говорит?

2. Найти в тексте следы “преступной” деятельности людей.

3. Всеволод Сысоев говорил: “Хочется верить, что обретёт наша тайга хозяина”.

- Как вы понимаете выражение “быть хозяином тайги”? Каким должен быть “хозяин тайги”?

- Каково ваше отношение к старому и молодому охотникам? Почему?

- О чем заставляет нас задуматься Анатолий Максимов?

Обращение к эпиграфу урока.

“Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!”.

Вытяните руку. Что вы можете достать? (ветку дерева, цветок, птичье гнездо, погладить животное и т.д.) Так давайте задумаемся над своим отношением к миру живой природы, определим границу своей личной “охранной зоны” и сбережём природу “хотя бы на расстоянии вытянутой руки”.

IV. Просмотр видеоэпизода “Сихоте–Алинский заповедник”.

- Так кто же истинные хозяева в тайге?

- А когда мы приходим в чужой дом, как нужно себя вести?

V. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру “Что значит любить природу”