Цели:
- показать, как решается в повести проблема взаимоотношения человека с природой;
- воспитывать у ребят нравственное отношение и любовь ко всему живому на Земле;
- воспитывать любовь к родному дальневосточному краю;
- развивать умение работать с текстом, образно видеть то, что хотел показать писатель.
Оформление:
- выставка рисунков детей:
- карта Хабаровского края;
- фотоальбом “Тайга Дальневосточная”;
- кроссворд;
- видеозапись “Сихоте–Алинский заповедник”;
- фонозапись “Звуки леса”
Предварительные задания группам:
- Группа художников: подготовить кадры к будущему диафильму “Первые дни Норки на свободе”.
- Группа сценаристов: составить титры к эпизоду “Первые дни Норки на свободе” (титры к диафильму).
- Актёрская группа: составить монологи животных (рассказ от имени животного).
- Группа следопытов: подготовить справку о приблизительном местонахождении речки Громохты, о флоре и фауне этих мест.
- Всему классу: составить сюжетные зарисовки о жизни обитателей тайги.
Эпиграф к уроку
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!
(Из “Экологического манифеста”)
ХОД УРОКА
- Звучат звуки леса
Вступительное слово учителя.
Сент–Томпсон сказал: “Люди и звери, мы дети одной матери – природы”
- О каком родстве идет речь? (Ответы учащихся)
Вот сегодня мы и поговорим о том, как должны складываться взаимоотношения между человеком и миром живой природы.
- Давайте вспомним, где происходят события повести. (Залив таёжной речки Громохты)
Представитель группы следопытов показывает на карте Хабаровского края примерное место нахождения этой речки и рассказывает о флоре и фауне этих мест.
(Примерный ответ учащегося). Из повести мы немного узнаём о месте нахождения речки Громохты. Только то, что это горная речка. Если посмотреть на карту Хабаровского края, то мы увидим, что она, как сеткой, покрыта множеством горных рек и речушек, но речки с названием Громохта не найдем. Автор, конечно, имеет право на вымысел, следовательно, на любой из этих речек могли происходить события повести. Богата и разнообразна природа нашего родного края. Особенность дальневосточной тайги в том, что здесь “перемешался” север с югом, как в растительном, так и в животном мире. Хищный южанин – тигр здесь бродит по местам, где обитает северянин соболь. Рядом с енотовидной собакой здесь можно встретить росомаху. Для уссурийской тайги обычны также белка, колонок, норка, лисица, медведь, барсук и многие другие животные. Некоторые из них и стали героями повести Анатолия Максимова “Норка”).
II. Повторение изученного.
- Индивидуальное задание. Расположить кадры диафильма, созданные группой художников, в нужном порядке, подобрать к ним титры, пользуясь текстом повести (Группа режиссёров составляет диафильм “Первые шаги Норки на свободе”).
- Работа с классом. А.Максимов не просто изображает обитателей тайги, он их “очеловечивает”. У каждого свои привычки, свой особенный характер и нрав. О чём могут думать животные, что они чувствуют, о чём бы могли рассказать, если бы умели говорить?
Актёрская группа выступает со своими составленными монологами, а класс отгадывает по ним кроссворд.
Проверка домашнего задания. А какие сюжетные зарисовки о жизни обитателей тайги составили дома вы? (Два – три ученика зачитывают свои работы).
Проверка индивидуального задания. (Диафильм вывешивается на доску и комментируется одним из “режиссеров”, класс дает свою оценку).
Норка никогда не видела так много воды… Здесь можно плавать и нырять до самых илистых камешков. | |
Норка вскарабкалась на ясень. Сверху она видела, как дрались кто-то и Таймень… Это была старая Выдра. | |
Сидел Енот в кустах и медленно соображал: откуда это черная зверушка? | |
Норка заглянула в дупло. Оттуда высунулся острый клюв и тюкнул в лоб. | |
Собрались пернатые узнать, кто им Норка: друг или недруг? Слишком мало было друзей у птиц | |
Из-за тальников вышла белогрудая Медведица… Медвежонок с рыжими ушами то и дело останавливался и глядел в небо на вереницу гусей. |
III. Аналитическая беседа с классом.
Главная проблема произведения – взаимоотношение человека с миром живой природы. Как решается эта проблема в тексте?
Работа с текстом
1. Найти и зачитать отрывки, в которых показывается, как ведут себя звери, когда в заливе появляются люди. Почему их появление вызывает переполох в мире животных? О чем это говорит?
2. Найти в тексте следы “преступной” деятельности людей.
3. Всеволод Сысоев говорил: “Хочется верить, что обретёт наша тайга хозяина”.
- Как вы понимаете выражение “быть хозяином тайги”? Каким должен быть “хозяин тайги”?
- Каково ваше отношение к старому и молодому охотникам? Почему?
- О чем заставляет нас задуматься Анатолий Максимов?
Обращение к эпиграфу урока.
“Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!”.
Вытяните руку. Что вы можете достать? (ветку дерева, цветок, птичье гнездо, погладить животное и т.д.) Так давайте задумаемся над своим отношением к миру живой природы, определим границу своей личной “охранной зоны” и сбережём природу “хотя бы на расстоянии вытянутой руки”.
IV. Просмотр видеоэпизода “Сихоте–Алинский заповедник”.
- Так кто же истинные хозяева в тайге?
- А когда мы приходим в чужой дом, как нужно себя вести?
V. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру “Что значит любить природу”