Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.
Оборудование: учебники, выставка книг, портрет писателя, рукавичка Деда Мороза, снежинки, шкатулка со словами, иллюстрации к сказке, мелодия, «Словарик настроения».
Ход урока.
I. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу».
Учитель. – Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание мое растет.
- Я как разведчик все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
II. Работа с речевым аппаратом.
(На доске запись).
У елки иголки колки.
Произносим по-разному, делая ударение каждый раз на новое слово.
III. Проверка домашнего задания.
У. – По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она?
Д. – Деда Мороза.
У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.
1 снежинка.
У. – Какие сказки о Морозе вы читали?
Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».
2 снежинка.
У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?
Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей.
3 снежинка.
У.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?
Д. – В.Ф. Одоевский
4 снежинка.
У. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?
Д. – «Морозко».
У. – Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа.
А вот наш дедушка Ириней считал, что из сказок народ должен получать научные знания, чему-то учиться, что-то узнавать нового.
Давайте сравним обе сказки. Что в этих сказках общего? Чем они отличаются друг от друга?
К какой сказке эта иллюстрация?
Д. – «Морозко».
У. – А что надо изменить, чтобы она стала иллюстрацией к другой сказке?
Д. – Изображение старика.
У. – Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему? Докажите.
IV. Сообщение темы и цели урока.
У. – По многим сказкам поставлены фильмы и мультфильмы. Кто из вас видел сказку «Морозко» по телевизору?
У. – А приходилось ли вам видеть сказку «Мороз Иванович»?
У. – Ребята, а давайте попробуем сами сегодня сделать фильм по этой сказке. Что же для этого нам нужно?
У. – Разбить текст на кадры, части. «Изготовить» и «разместить» декорации (т.е. рассказать, где происходит действие).
Режиссерская работа: исполнение ролей и озвучивание героев.
В работе над словарными словами нам потребуется шкатулочка слов.
Какие главные герои у нашей сказки?
Д. – Рукодельница и Ленивица.
У. – Разобьемся на две рабочие группы.
1 группа – собирает материал о Ленивице, а 2 группа – о Рукодельнице.
V. Работа с текстом.
Кадр № 1.
У. – Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?
Выборочное чтение:
У. – Чем в своем доме занималась Рукодельница?
У. – Как проходил день у Ленивицы?
Словесный портрет девочек:
У. – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу?
Словарная работа:
горемычная – несчастная.
У. – Что же изобразим на первом кадре?
У. – Как можно озаглавить 1 кадр?
Д. – Долог день до вечера, коли делать нечего.
Кадр № 2.
У. – Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?
Словарная работа:
Нечего было делать – другого выхода не было, решения проблемы.
У. – Как озаглавим 2 кадр?
Д. – Сама беду сделала, сама и поправляй.
Кадр № 3.
В колодце.
У. – Из какой сказки эти герои: печка и яблоня?
Д. – «Гуси-лебеди».
Чтение по ролям:
1 ряд – разговор Ленивицы с печкой и яблонькой, 2 ряд – разговор Рукодельницы.
Словарная работа:
Нимало не машкая – не раздумывая.
Положила его за пазуху.
Промеж себя говорят – разговаривают друг с другом.
У. – Как озаглавим этот кадр?
Д. – Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
Кадр № 4. Иллюстрация в учебнике. с 173.
Чтение по ролям.
Кадр № 5. У Мороза Ивановича.
Выборочный пересказ:
У.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?
Физкультминутка.
У. - Пословица: «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое».
Как эта пословица подходит к нашей сказке?
У.- О чем спрашивала Рукодельница?
Д. - О зеленой травке. Зачем Мороз в колодце сидит? Почему стучится в окошко?
У.- Что делала у Мороза Ивановича 3 дня Ленивица?
Словарная работа:
Окостенели – замерзли, онемели,
Отойдут, не ознобишь.
Студеная – холодная
Почивать – лег спать
Стрепня – еда, повара называли стряпуха.
Понадулась – обиделась
У. - Как назовем мы этот кадр?
Д. - «Авось» да «как – нибудь» до добра не доведут.
У.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?
У.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.
VI. Итог урока.
У. - Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем?
Д. - Оценки.
У. - Кто хочет побыть Морозом Ивановичем и одарить работающих оценками?
У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто посмотрит ее?
У.- Найдите в сказке пословицу и объясните ее смысл.
У. - Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?
VII. Домашнее задание.
У.- Как вы думаете, все ли сценические кадры мы с вами сделали. Подумайте, чего не хватает в нашем фильме, нарисуйте и подробно расскажите. Кому это трудно – вам такое задание: подготовить пересказ сказки.