История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века)

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


“И вновь я вижу пред собой
Дней прошлых гордые следы”.
А.С. Пушкин.

В процессе преподавания МХК и истории постоянно вставал вопрос, как сделать так, чтобы учащиеся ощутили дух времени, где найти “машину времени” для переноса их в изучаемую эпоху? Так возникла идея исторической реконструкции московского бала, которая впоследствии реализовалась в виде проекта. Уже в ходе подготовки бала стало ясно, что он будет не единственным. Позднее были написаны сценарии еще к четырем балам, которые охватывают практически весь XIX век.

Получившийся цикл мероприятий, являющихся одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией, получил условное название “Традиционные историко-литературные балы”. В проект кроме самих балов входят экскурсии и интеллектуальные игры тематически связанные с ними.

В современной жизни остро ощущается дефицит духовности, поэтому необходимо возродить интерес юношества к русской культуре, воспитывать на примерах жизни конкретных людей чувства гражданской ответственности и благородства. В основу создания проекта легло написание сценариев, посвященных различным деятелям России, оставившим заметный след в истории и культуре XIX века.

Программа проведения балов рассчитана на 5 лет. Связанно это с тем, что все учащиеся от 7 до 11 классов должны поучаствовать в каждом бале. И это одно из основных творческих общешкольных дел учащихся среднего и старшего звена. На балах учащиеся “погружаются” в жизнь изучаемой исторической эпохи вживаются в образы действующих лиц.

За основу своей работы мы взяли слова Ю. Лотмана: “История проходит через дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а самостоятельность человека превращает его в историческую личность”, а так же слова Н.М. Карамзина: “История в некотором смысле есть священная книга народов... завет предков к потомству, дополнение настоящего и пример будущего”. Данная форма работы, на наш взгляд, дает возможность решать задачу воспитания человека, любящего и уважающего свое Отечество, при этом не навязывая учащемуся определенные нравственно-этические установки, а включая его в процесс взаимодействия с культурными ценностями, идеалами, образами.

Проведение балов побуждает детей к размышлению, высказыванию личных оценок, практическому применению знаний, полученных как на уроках истории и литературы, так и по ходу репетиций и предварительных обсуждений своих персонажей, позволяет им более полно представлять себе историческую картину той или иной эпохи, периода, расширить знания об истории города Москвы и его жителях.

Происходит формирование нравственной личности гражданина, воспитания в молодых людях понятий благородства, умение пожертвовать своими личными интересами. Кроме того, наши дети учатся коммуникативным качествам. В ходе работы стираются различия внутри одного класса, одной параллели. Дети разных возрастных групп лучше узнают друг друга. Развивается культура речи, жестов. Расширяется кругозор знаний по литературе, истории.

К написанию сценариев балов, на некоторых этапах привлекаются учащиеся, что позволяет им использовать и творчески переработать полученную на уроках и экскурсиях информацию, относящуюся к области истории, литературы и мировой художественной культуры. Таким образом, на основе тесных межпредметных связей осуществляется объемное, комплексное восприятие исторических эпох.

Участие в работе над проектом позволяет ребятам, вольно или невольно, активно погружаться в атмосферу эпохи, проблемы того времени, а не пассивно воспринимать информацию полученную на уроке.

Перед нами стоит важная и весьма трудная задача: привлечь внимание учащихся к таким человеческим качествам, как нравственность, доброта, человеческое достоинство, честь, гражданственность. Герои наших балов – носители этих качеств, вместе с тем мы хотим, чтобы они оставались просто людьми, а не памятниками эпохи.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе определяется тема, год когда происходит действие и главное обсуждаемое событие бала, ведущий поэт, произведения которого лягут в основу бала. Например “Тютчевский” строится на стихах Ф. И. Тютчева и посвящён возвращению декабристов из ссылки и событиям Крымской войны, а “Лермонтовский бал” – на стихах М. Ю. Лермонтова и посвящён благотворительной и общественной деятельности московских дворян. На этом этапе отбираются необходимые источники информации, составляются списки политических деятелей, литераторов и художников, живших в описываемый период времени.

На втором этапе выделяются творческие группы: художники-оформители, группа технической поддержки (каждый бал сопровождается показом небольшого видеоряда и музыкой), подбираются исполнители – танцоры, певцы, чтецы. Участники мероприятия собираются для обсуждения особенностей конкретной исторической эпохи (мода, музыка, живопись, архитектура) и характеров действующих лиц, обсуждается и корректируется, при необходимости, сценарий, просматриваются киноматериалы, репродукции картин, составляется план экскурсионной деятельности по теме бала, проводится экскурсия в школьный музей, изучается историческая литература и мемуары. В это же время на уроках истории, МХК и литературы обсуждаются вопросы, относящиеся к теме бала, Таким образом, в процессе работы над проектом у учащихся формируется представление об эпохе, позволяющее им почувствовать её аромат.

На третьем этапе в ходе репетиций и подготовки декораций происходит живое эмоциональное восприятие эпохи, её культуры, быта. На этом этапе в наибольшей степени происходит раскрытие и проявление “своей” духовности каждым участником проекта. Часто при работе над ролью возникают вопросы и споры о нравственных принципах и моральных ценностях, о гражданском долге и ответственности.

На четвертом этапе проводится интеллектуальная межпредметная игра под названием “Прекрасное далеко”. Игроками являются как участники бала, так и зрители. Вопросы к игре составляются по теме бала.

Конечно, самым важным на всех этапах подготовки к балу является не научиться танцевать вальс или выучить подходящее по времени и теме стихотворение, а прочувствовать, пропустить через себя ту или иную личность, показать и почувствовать гордость за дела своих предков. Необходимо стремиться создать определённый интеллектуальный уровень общения и чувство связи во времени и в пространстве того, что было раньше, с тем, что существует сейчас, там, за окном. Каждый день, каждый час учащиеся постепенно осознают свою сопричастность к истории страны и родного города.

В целом на подготовку и проведение одного проекта требуется около четырех месяцев. В нем принимают участие все учащиеся с 7 по 11 классы, в целом активных участников – 50–70 человек, остальные – зрители, в той или иной степени участвующие в подготовке бала. Действия бала разворачиваются как на сцене, так и в самом актовом зале, при этом стираются привычные грани между сценой и зрительным залом.

Показ бала осуществляется для всей школы. Так как балы происходят каждый год в течение 10 лет, они и получили определение “традиционные”.

Действие всех балов происходит в Москве XIX века.

В настоящее время подготовлены и проведены следующие балы:

– “Давыдовский”, посвящённый 10-м годам (герои войны 1812г.);

– “Пушкинский”, посвящённый 30-м годам;

– “Лермонтовский”, посвящённый 40-м годам (Приложение 1);

– “Тютчевский”, посвящённый 50-м годам (Приложение 2);

– “Фетовский”, посвящённый 70–80-м годам, здесь рядом с представителями московского дворянского сословия появляются представители купеческого сословия.

При создании проекта не стояла задача создать целостную картину истории XIX века, быстрее получившиеся живые картинки напоминают отдельные мазки на картинах импрессионистов, которые сливаясь создают некий образ прошедшего времени и надеемся, позволят приблизиться к пониманию прошлого.

Идея культурной связи времен, заложенная в основу проведения историко-литературных балов нашла свое подтверждение в деятельности отряда добровольцев, сформированного в гимназии для помощи музею Ф.И. Тютчева в Овстуге (Брянская обл.).

Вот уже несколько лет в летние каникулы отряд из 15–20 школьников на 10 дней отправляется в усадьбу, чтобы принять участие в работах по её обустройству: озеленении парка, уборке территории усадьбы и церкви. Ребята принимают активное участие в создании презентаций, видео- и фотоматериалов для музея, работают в его фондах. Так в этом году учащиеся смонтировали видеоролик “Поэты-дипломаты” для демонстрации в залах музея, а также по просьбе сотрудников музея работали над видеосюжетами о людях, создавших музей.

В заключение хотелось бы привести слова Ф.И. Тютчева: “Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим”.