Цели и задачи урока:
- создать представление об исторической обстановке на Руси в 11–12 веке, послужившей основой для «Слова о полку Игореве», рассказать об истории «Слова…»;
- развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создание условий, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». Эти слова принадлежат величайшему ученому 20 века Д.С.Лихачеву, сделавшему так много для русской культуры. И в частности для того, чтобы древнерусская литература стала доступна современному читателю и засверкала перед ним во всем своем величии. (Слайд 2).
- Так прав ли великий академик, считавший, что, ценя прекрасное в прошлом, мы становимся интеллектуально богатыми и здоровыми? Почему?
- А в чем ценность «Слова…» для современного человека?
2. Задание на первичное восприятие текста.
«Слово о полку Игореве» иллюстрировали разные художники. Из предложенных репродукций выберите ту, которая, на ваш взгляд, наиболее полно отражает идею «Слова…».
Слайды 3–5.
Дети выбирают иллюстрацию, объясняют свой выбор.
3. Работа с таблицей. (Слайд 6).
После обсуждения в классе (дети рассказывают, в каком контексте упоминаются герои и географические названия, читают небольшие отрывки из текста, идет работа по содержанию) учитель демонстрирует слайд, на котором представлены правильные ответы, кроме вопроса №7, он только обсуждается, окончательного ответа пока нет. (Слайд 7).
4. Следующий этап – заполнение третьей графы таблицы (целеполагание), затем демонстрация слайда, на котором представлены цели урока. Дети могут поставить цели, соответствующие всему циклу уроков по «Слову…», поэтому учителю необходимо разграничить цели данного урока и последующих. (Слайд 8).
5. Лекция учителя.
«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в нем достигли расцвета лучшие стороны русской культуры. «Слово…» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных полугосударств-княжеств враждуют между собой. Падает значение Киева как центра Русской земли. Распад Киевского государства Владимира I Святославовича начался уже при его сыне – Ярославе Мудром в первой половине 11 века, когда обособилась Полоцкая земля, оставшаяся во владении его сына Изяслава. (Слайд 9).
Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Русской земли. По завещанию Ярослава его старший сын Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск. В конце 11 века Черниговское княжество окончательно закрепляется за сыном Святослава Ярославича – Олегом и его потомством. Этого Олега Святославовича автор «Слова…» назвал Олегом Гориславовичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от которых «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля. Олег Гориславович был дедом Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, героя «Слова…».
Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине 11 века. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя не раз обращалась к русским князьям за помощью. Русским князьям в начале 12 века удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги врагов уничтожали сельское хозяйство, половцы грабили города, избивали и угоняли в рабство мирных жителей. Раздоры русских княжеств создавали удобные проходы для новых вторжений. Князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской независимости.
«Слово о полку Игореве» (время создания, по мнению большинства исследователей - 1185–1188 гг.) - великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века. В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями: братом Всеволодом из Трубежа, племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, сыном Владимиром из Путивля. Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича (двоюродного брата Игоря) и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка. (Слайд 10).
На следующий год князь Игорь Святославович решил пойти с малыми силами в безрассудно смелый поход на своего бывшего союзника половецкого хана Кончака, боясь, что его могут обвинить в умышленном бездействии. На пути войско Игоря было напугано затмением солнца, но князь не обратил внимания на дурное предзнаменование. В первом бою русские князья разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы, в Донской степи и были пленены. Князь Игорь получил рану в руку. Русское войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен. Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении. Великий князь Киевский Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в “Слове…” — Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака. Современники по-разному оценивали события похода Игоря. Ипатьевская и Лаврентьевская летопись – основные документальные источники, по-разному оценивающие этот поход. Лаврентьевская летопись этот поход резко осуждает.
Частный эпизод русско-половецких войн претворен в «Слове…» в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.
Рукопись "Слова…" была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) 1795г. одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины - графом А.И.Мусиным-Пушкиным (1744-1817). (Слайд 11, 12).
Подлинная рукопись "Слова…" погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения.
Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован. Библиография работ по "Слову…" насчитывает многие тысячи названий. Опубликованное в 1800 году, «Слово о полку Игореве» оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Заболоцкого, Д.С.Лихачева), искусство (В.М.Васнецов, И.Глазунов, В.Г.Перов, В.А.Фаворский), музыку (опера "Князь Игорь" А.П.Бородина). Д.С.Лихачев назвал «Слово о полку Игореве» «золотым словом русской литературы».
6. Рефлексия.
- Что же узнали мы сегодня на уроке?
- Что показалось наиболее интересным?
- Что непонятным? Над чем вы хотели бы поразмышлять в дальнейшем?
- Что из того, что вы узнали, пригодится в жизни?
- Какова же идея «Слова о полку Игореве»?
- Какую из предложенных репродукций вы выбрали бы теперь? Изменил ли кто-нибудь свое мнение или нет? Почему?
7. Домашнее задание. (Слайд 13).
- составить план событий «Слова»;
- перечитать фрагменты о походе князя Игоря;
- найти дополнительный материал о князе Игоре (индивидуальное задание).
Полезные ссылки.
- http://feb-web.ru/feben/slovenc/es/es2/es2-2361.htm?cmd=0&hash=Игорь_2-об
- http://www.hmick.susya.ru/st5/index.php?un=5531-
- http://www.pereplet.ru/XPOHOC/slovo/
- http://www.lfond.spb.ru/~vvz/test/likhachev/Articles/vn6.htm
- http://www.hronos.km.ru/dokum/slovo.html
- http://likhachev.lfond.spb.ru/