Цель: сформировать понимание связи поколений и роли происходившего события в историческом процессе на примере работы над стихотворениями Лермонтова “Поле Бородина” и “Бородино”, проследить отражение этого исторического события в живописи и музыке
Задачи:
- познакомить с историей Бородинского сражения;
- показать, что исторические события находят отражение во всех видах искусства;
- познакомить с историей создания стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”;
- прививать интерес и уважение к героическому прошлому России;
- расширить словарный запас; развивать навыки монологической речи.
Оборудование:
- Портрет М.Ю.Лермонтова.
- Репродукции картин:
- репродукция картины Рубо “Бородинская панорама”;
- репродукция картины П.Е.Заболоцкого “Ветеран 1812 года”.
- Портрет Чайковского.
- Симфония Чайковского “Увертюра “1812 год”.
ХОД УРОКА
1. Организационно-мотивационный момент
2. Постановка цели (как вы думаете, над чем будем работать на уроке, исходя из домашнего задания)
3. Постановка задач: попробуем сформулировать основные задачи, над которыми будем работать на уроке.
4. Слово учителя о М.Ю. Лермонтове.
М.Ю.Лермонтов
Рисунок 1
Перед нами портрет М.Ю. Лермонтова. Этот мальчик родился через 2 года после начала Отечественной войны. История страны всегда захватывала юношу. Еще в детстве он слышал рассказы бывалых бойцов о событиях 1812 года. С особым трепетом и вниманием он относился к рассказам своего дяди, участника события 1812 - Столыпина.
Чем дальше уходили события, тем больше был интерес к этим событиям, уходившим в историю.
Перед нами картина-панорама
5. Сообщение ученика.
Картине-панораме “Бородинская битва” исполняется 100 лет, созданной художником-баталистом Францем Рубо
Рисунок 2
Картина была заказана художнику Францу Алексеевичу Рубо к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий,среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет.
Рисунок 3
6. Сообщения ученика. Историческая справка.
События 1812 года вошли в история особой страницей.
12 июня 1812 г. Огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 г. Под Бородином произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В Русской армии, которой командовал М.И.Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: “Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали себе рты, душили один другого и вместе падали замертво. Кавалерия скакала по трупам, как по мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не выдерживали и лопались с треском”.
Потери русских составили около 46000 человек, французы потеряли от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5000 человек, у французов – вся гвардия - 19 тыс. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.
Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе. Не сбылось пророчество Наполеона. Он говорил: “ Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её...” Позже ему пришлось признать: “Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские заслужили право быть непобедимыми”.
Ну, а мы вслед за генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: “У Бородино французская армия расшиблась о русскую”.
7. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ “Поле Бородина” М.Ю.Лермонтова.
8. Беседа.
А) Каким представляется лирический герой стихотворения?
Б ) Найдите строки стихотворения, которые описывают бой. Сопоставьте с Репродукцией картины Ф.Рубо “Бородинская битва ”
В) История стихотворения “Бородино”.
9. Чтение наизусть в лицах.
10. Словарная работа: объяснение лексического значения слов. Презентация.
11. Сообщение о репродукции картины Заболотского “Ветеран 1812”.
Заболотский П.Е.
Ветеран 1812 года (Андреев)
1836
Холст, масло. 75х57
Государственный Русский музей
Изображен в летней строевой походной форме с медалями:
- боевая “В память Отечественной войны 1812 года” (серебряная на Андреевской ленте);
- “За взятие Парижа” (серебряная на сдвоенной Георгиевской и Андреевской ленте);
- “За персидскую войну 1826-1828” (серебряная на сдвоенной Георгиевской и Владимирской ленте).
Андреев - унтер-офицер 2-й гренадерской роты лейб-гвардии Московского полка.
Заболотский (Заболоцкий) Петр Ефимович
9. Работа в группах.
1-я : На основе домашнего задания составить характерные черты лирического героя стихотворения “Бородино”.
2-я: Как вы понимаете, что такое связь поколений? Как передана связь поколений в стихотворении “Бородино”?
3-я: Как вы думаете, какие черты характера нам нужно формировать, чтобы быть достойными своих предшествующих поколений.
10. Слово учителя музыки. Отражение исторического события в музыке.
В мае 1880 года П.И. Чайковский получил сообщение и пожелании Н.Г. Рубинштейна сочинить торжественную увертюру по случаю 25-летия коронации Александра II.
Завершена увертюра 7 ноября 1880 г.
На титульном листе партитуры Чайковский написал “1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя. Петр Чайковский”.
Увертюра написана в Каменке – именно здесь были живы воспоминания о героях войны: генерале Раевском, князе Волконском, Давыдовых...
В главной теме увертюры использован мотив “Марсельезы” , как обобщающий образ французских войск. Образ русского народа – мелодии русских-народных песен “У ворот батюшкиных”. Мощно и величественно звучит заключительная часть с темой православной молитвы “Спаси, Господи, люди твоя”.
Завершается увертюра максимальным фортиссимо, победно звучат колокола и государственный гимн России “Боже, царя храни”.
Главная мысль увертюры: оплот России – это триединство Православие, Самодержавие, Народность.
11. Портрет Чайковского. Прослушивание отрывка из симфонии Чайковского “Увертюра. “1812 год”.
12. Вывод. Перед нами стояла цель, сумели ли мы ее достичь, как?
13. Какие моменты своей жизни вы смогли переосмыслить, отнестись по-другому?
14. ИТОГ УРОКА.