История “человека на часах” (по мотивам рассказа Н.С.Лескова “Человек на часах”). 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель: раскрыть образ главного героя рассказа.

Задачи:

  • сделать анализ идейно-тематического уровня рассказа; сформировать навыки характеристики главного героя;
  • способствовать самостоятельной творческой деятельности учащихся; создать условия формирования аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе и работе в группах;
  • способствовать воспитанию доброты, сострадания к людям.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология: технология критического мышления, технология проблемного обучения “Шесть шляп”

Оборудование: компьютер, экран, проектор, шесть шляп разных цветов, маркеры, словарь русского языка С.И. Ожегова, Православный энциклопедический словарь, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.Даля, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, формулировать их самостоятельно, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • формируем умение высказывать свое отношение к героям рассказа и их поступкам, выражать свои эмоции;
  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся заранее самостоятельно разделены на 6 групп.

II. Постановка целей.

Слово учителя: На прошлом уроке мы уже начали говорить о жизни и творчестве Н.С. Лескова. Мы успели обсудить историю создания и сюжет рассказа "Человек на часах". Автор писал: “Я думаю о тех смертных, которые любят добро, просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было. Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви”. Как вы думаете, что хотел подчеркнуть писатель этим высказыванием? Ответы учащихся.

Слово учителя: Обратите внимание на доску, там указана тема сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать то, о чём мы будем сегодня говорить. Ответы учащихся.

Слово учителя: Что же такого важного Н.С. Лесков сумел сказать об обычном человеке? Попробуем сегодня в этом разобраться. Запишем число и тему урока.

III. Основная часть.

 Слово учителя: В центре внимания нашего урока – образ солдата Постникова. В связи с его образом часто употребляют словосочетание “герой-праведник”. Кто же это, на ваш взгляд? Ответы учащихся.

Слово учителя: Да, верно. Давайте обратимся к словарям и зачитаем определение данного понятия. Чтение словарных статей учениками:

Праведник:

1) Словарь русского языка С.И. Ожегова: Человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2) Православный энциклопедический словарь: Святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии.

3) “Толковый словарь живого великорусского языка” В. Даля: Праведный, оправданный житием, правдивый на деле, безгрешный... Праведник, -ница, праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник... -ничество, состоянье праведника, спасенье.

Слово учителя: Каковы основные моменты, отмеченные в статьях? Выпишем их в форме кластера (Рисунок 1). Учитель выписывает на доску, названные учениками слова.

Слово учителя: Авторы словарных статей обращают наше внимание на внутренний мир человека, его отношение к людям, жизнь по Божьим законам. По ходу урока мы будем углублять наши знания в области этого понятия и дополним наш список. Для того, чтобы рассмотреть образ Постникова, дать ему характеристику, объяснить выбор жизненного пути, нам необходимо будет обратиться к шести шляпам. Дома вы должны были распределиться на шесть команд, выбрав один из цветов. Итак, что же обозначают выбранные вами цвета шляп?

  • Белая - вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Постниковым.
  • Желтая - отмечаете его положительные стороны, черты характера.
  • Чёрная - называете отрицательные черты героя, то, с чем вы не согласны.
  • Красная - характеризуете героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.
  • Зелёная - доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.
  • Синяя - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.

Подсказка с расшифровкой шляп висит на доске в течение всей работы групп.

Слово учителя: Вы выполняете работу группой, но отвечать будет только один представитель. Не забывайте, что вы рассматриваете образ главного героя с позиции вашей шляпы мышления. Кроме того, по ходу ответов каждой группы у вас в тетрадях должны появляться записи в виде такой таблицы. На работу вам отводиться 7 минут.

Значение фамилии

Отношение к службе

Отношение окружающих

Характер

Отношение автора

Каждая из 6 групп получает задания на карточках.

Задание "Белой шляпы"

1. В какое время и эпоху происходят события?

2. Почему автор не даёт имени главному герою? В чём значение фамилии?

3. Опишите события, которые навсегда изменили судьбу солдата.

Задание "Жёлтой шляпы"

1. Каково отношение к нему окружающих?

2. Сочувствовали ли вы герою? Почему?

3. Как он относится к своей работе?

4. Назовите основную черту характера героя.

Задание "Чёрной шляпы"

1. Можно ли сказать, что герой не выполнил свой служебный долг? Почему?

2. Назовите основную черту характера, которую вы осуждаете.

3. Характеристика Н. Миллера и подполковника Свиньина. Похожи ли герои? Как образ власти влияет на исход судьбы Постникова?

Задание "Красной шляпы"

1. С какой целью автор придумал сюжет с тонущим человеком?

2. Что чувствовал Постников во время того, как начал тонуть человек? Боролся ли с самим собой?

3. Жалел ли герой о том, что “послушал” голос сердца, а не разума?

Задание “Зелёной шляпы”

Поразмышляйте: почему таков финал повести? Кто на самом деле вышел сухим из воды? Предположите, какая могла быть концовка.

Задание "Синей шляпы"

А теперь вернёмся к названию рассказа. Н.С. Лесков изначально назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”, изменив его затем на “Человек на часах”.

Почему Лесков изменил название? Какое слово в этом названии является главным?

  1. Как наградили Постникова? А как сам Постников отнёсся к такой награде? Чем объясняется такое поведение Постникова? 
  2. Какова позиция автора в рассказе? Чей поступок автор считает нравственным?

По ходу урока ведётся обсуждение по основным вопросам групп, делаются записи по заполнению таблицы.

Значение фамилии

Отношение к службе

Отношение окружающих

Характер

Отношение автора

Постников –
1. От слова пост, в значении “место для караула”.
2. От слова пост, в значении “у верующих: временное воздержание от пищи, питья и другие ограничения”.

"Постников помнит и службу, и присягу; он знает, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки ". Долг службы и страх держат солдата на месте. Но долг перед человеком важнее для героя.

Свиньин сажает Постникова в карцер, приказывает наказать палками. Миллер уважает подвиг Постникова, но формальный долг велит ему слушаться старших по званию. Кокошкин и Свиньин «заметают следы» подвига часового. 

Солдат Постников, из дворовых господских людей, был человек очень нервный и очень чувствительный, верный как долгу, так и человечности. Он по-христиански смирен и терпелив, умный, исправный, с рассудком ясным.

Авторская позиция заключена в словах XVIII главы: “...Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было...”.

 Слова учителя: Ребята, работали вы в разных шляпах, то есть рассматривали образ с какой-то одной стороны. Но в итоге у нас получился целостный образ героя.

IV. Подведение итогов.

Слово учителя: Каков же смысл рассказа? Что же такое уметь делать добро? Ответы учащихся.

Слово учителя: Идея рассказа Н.Лескова «Человек на часах» - нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и фальши. В такой системе живое, человеческое отступают на задний план, а главное – формальности, «вид». Постников – герой-праведник, в мучительной нравственной борьбе он сумел сделать правильный выбор. Часовому пришлось пережить сложную внутреннюю борьбу между официальным долгом службы, животным ощущением самосохранения и истинно человеческим чувством сострадания к ближнему.

V. Домашнее задание.

 Слово учителя: Напишите сочинение на тему “Чтоб в человеке человеческое торжествовало…”.

VI. Рефлексия в группах.

Слово учителя: У нас остаётся последний этап.

У каждой группы на столах есть мишени, которые разделены на 4 сектора (Рисунок 2). В каждом секторе параметры оценки: моё настроение, работоспособность, понимание материала, желание работать в группе. Каждый участник «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером в зависимости от оценки действия. Мишени сдаем мне. Спасибо за урок!

Список литературы.

  1. Кузьмин А.М. Метод «Шесть шляп мышления» [Электронный ресурс] / А.М. Кузьмин; Центр креатив. технологий. Режим доступа: http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0003/
  2. Н.С. Лесков. Собрание сочинений в 5 томах. Москва: "Правда", 1981 г.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.