Цель урока – анализ основных образов песни, особенностей жанра произведения, выяснить, что является исторической правдой, что художественным вымыслом.
Ход урока
1. На доске написаны слова: “ сказка”, “миф”, “легенда”.
Задание: дайте определения терминам.
2. Учитель.
В основе легенды лежит историческое событие. История, как и любая наука, должна правдиво описывать событие, ничего не искажая и не приукрашивая. Но, к сожалению, многие исторические события произошли так давно, что собрать точную и достоверную информацию о том, как они происходили, бывает очень сложно. И тогда историки используют литературные произведения в качестве исторических источников. Сегодня нам выпала такая возможность поработать с легендой “Песня о Роланде” в качестве историков - исследователей и, анализируя произведение, сопоставляя исторические факты, выяснить, что является исторической правдой в произведении, что художественным вымыслом.
3. Беседа.
- Назовите главных героев произведения (Карл, Роланд, Ганелон, Марсилий).
- Кто из названных героев является историческим лицом и это не вызывает сомнения? (Карл Великий).
- Что вы знаете об этом правителе? Выполните задания на листочках, вставив пропущенные слова и даты. Время выполнения - 5 минут.
Карл Великий, представитель династии______________, управлял государством______________ с _____г. по _________г. За годы своего правления совершил много ___________, покорил саксов, ______, _______ и присоединил территорию ____,______ и земли в среднем течении реки ______. Не вполне удачными были походы Карла Великого в _____, захваченную к тому времени арабами. Главной целью завоевательной политики Карла Великого было распространение _________веры среди покоренных народов.
4. Проверка работы.
- Подтвердите примерами из текста данную историческую информацию о Карле (1, 28, 33, 41).
- Каков образ Карла в произведении. Учащиеся анализируют образ правителя, опираясь на текст.
Учитель делает акцент на положительную оценку автором образа Карла.
5. Анализ образа Марсилия.
6. Исправим исторические неточности.
Роланд сражается не с басками, как было в действительности, а с мусульманами- арабами, в поэме их называют язычниками. В поэме Роланд - любимый племянник Карла, граф, в истории – маркграф Бретонской марки.
7. Одна из главных сцен в поэме - сцена сражения отряда Роланда с врагами. (68-177)
Обратим внимание на
- соотношение сил (68 - арабы, 44, 83, 86 - франки),
- вооружение (79, 81, 112 - арабы, 93, 104 - франки),
- место сражения (Ронсевальское ущелье),
- знание местности сражающимися (81).
Чем закончилось сражение?
8. Характер Роланда, причины победы.
Карл для рыцарей был сеньором, они его вассалы. Вассал давал клятву верности сеньору. В средние века в Европе существовал так называемый “Кодекс рыцарской чести”. Опираясь на текст, анализируя поступки заглавного героя, сформулируем правила поведения рыцаря:
- верность сеньору,
- защита слабых,
- борьба за христианскую веру,
- честность в бою, рыцарь не может допустить коварства и хитрости,
- щедрость,
- настоящий рыцарь должен быть влюблённым, свои подвиги он совершает во имя дамы сердца, чтобы ее прославить и добиться расположения,
- истинный рыцарь должен обладать важным качеством - куртуазностью, это умение вести себя в обществе, изысканно ухаживать за дамой.
Воплощен ли в поэме идеал рыцаря?
9. Творческое задание.
Главное развлечение рыцаря - турнир, состязание в силе и ловкости. Распорядителями и судьями на турнирах были герольды. Одна из главных обязанностей герольдов- разбираться в гербах рыцарей. Герб - это особый знак, символ, который содержал сведения о своем хозяине. Постепенно сложилась наука геральдика. Важной частью герба является девиз - краткое изречение, выражающее самое важное в характере его обладателя.
Придумайте девиз к гербу Роланда.
10. Заполнение таблицы “Историческая правда и вымысел в произведении”.
11. Домашнее задание.
Сочинение “Образ рыцаря в “Песне о Роланде”.