Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся 4 классов. Аналог телевизионной викторины «Своя игра». Мероприятие приурочено к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I.
Для участия в викторине необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения темы.
Данную игру можно использовать на уроках окружающего мира, литературы, а также на внеурочной деятельности или как внеклассное мероприятие. Например, провести игру на параллель.
Актуальность методической разработки игры-викторины «Своя игра» заключается в следующем: Россия готовится к празднованию юбилея императора Петра I. В 2022 году мы будем отмечать 350 лет со дня рождения Петра I, прозванного Великим и ставшего первым Императором Всероссийским. Наш президент В.В.Путин объявил 2022 год - годом Петра I. Значение реформ Петра I в истории России сводятся к тому, что страна стала более европеизированной. Его реформы способствовали развитию промышленности, торговли, технического обучения, науки. Данная игра, основанная на материале данной тематики, может стать интересным дополнением к комплексу мероприятий, посвященных 350-летию со дня рождения Петра I .
Такой вид деятельности, как игра, способствует формированию личностных качеств и социализации ребенка. Ребенок в игре переживает действительность: желая, он выполняет; думая, он действует; при этом включаются его воображение, воля, осмысление.
Достаточно эффективными видами внеурочной деятельности являются различные интеллектуальные и интерактивные игры. Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.
В начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей других людей. В этот период воспитывается уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.
В ходе викторины обучающиеся приобретают навыки общения в группе и повышают свою эрудицию.
Цели игры:
- обучающая: расширение кругозора учащихся, активизация интеллектуальной деятельности через использование формы игры;
- развивающая: формирование умений обдумывать и принимать решения, развитие мышления, памяти, эрудиции;
- воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, создание благоприятных условий для знакомства с историческими фактами, характеризующими Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.
Задачи игры:
- повторение и обобщение полученных ранее знаний;
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Форма проведения: викторина. Она вызывает интерес и пробуждает желание соревноваться.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, соревнование.
Правила игры.
В игре принимают участие две команды. Их основная цель - отвечать на вопросы и набрать к концу игры как можно больше очков. В начале игры у каждой из команд 0 очков.
Игра состоит из пяти категорий (5 тем). В каждой из категории 4 вопроса, стоимостью от 200 до 800 баллов. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Игроки команды должны посовещаться в течение 30 секунд и дать ответ.
Если команда отвечает правильно, то стоимость вопроса переходит на его счет, и следующий вопрос выбирает следующая команда и таким образом по очереди. Если же команда отвечает неверно, то стоимость вопроса снимается со счёта этой команды, а другие команды получают возможность ответить на тот же вопрос. Если правильный ответ так и не прозвучит, то его объявляет учитель, а вопрос выбирает следующая по очереди команда.
Победителем игры объявляется та команда, которая по итогам игры набрала наибольшую сумму очков.
Обучающимся на викторине будет интересно, так как используется метод соревнования, который заставляет активизироваться учащихся.
Ожидаемые результаты:
- понимание важности реформ Петра I в истории России;
- повышение интереса к культурному наследию нашей страны;
- развитие самостоятельной познавательной активности учащихся.
Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, ребенок будет гордиться ею, как гордиться ребенок сильными и умными родителями. В игре проявляются неожиданные способности ребенка. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет деятельность. Для детей игра - прежде всего увлекательное занятие, в ней все равны. У детей формируется характер, лидерские качества и развивается интеллект.