Литература
-
Загадка Салтыкова-Щедрина (Программа В.Я. Коровиной). 8-й класс 2011
Чтобы войти в художественный мир писателя, чтобы глубже осознать и почувствовать этот мир, конечно же, надо знать о законах, по которым он сотворен, надо подготовить себя к встрече с книгой. Чтобы смеяться над шутками Щедрина, надо в совершенстве владеть ситуацией. Цель урока – разгадать загадку эзопова языка Салтыкова-Щедрина, расшифровать его «хитрую тайнопись» в главе «О корени происхождения глуповцев» (отрывок из романа "История одного города").
-
Загадка характера поморки (по рассказу Юрия Казакова "Поморка"). 11-й класс 2012
Цель урока: сформировать у учащихся представление об основной теме произведений Ю.Казакова: верность своему предназначению и исполнение долга перед жизнью.
-
Загадка Шекспира: был или не был? 9-й класс 2014
Цели урока: активизировать познавательную деятельность учащихся; вовлечь их в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству У.Шекспира; приобщить учащихся к духовному наследию культуры эпохи Возрождения; способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств.
-
Загадки русской души (на страницах литературы) 2012
В статье представлены размышления автора о загадках русской души, раскрываемой в произведениях литературы. Приведены словарные статьи понятия "душа", пословицы и поговорки о душе.
-
Заглавные герои в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Почему роман М.А. Булгакова называется "Мастер и Маргарита"? Какова роль эпизодических героев этого произведения? Есть ли двойники у персонажей "закатного романа" писателя? Как связаны любовь и творчество в "Мастере и Маргарите"?
-
Задания на проверку осознанного чтения 2023
В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования появилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько практических знаний, умений, навыков. Выяснилось, что предметные знания обязательно должны сочетаться с практическими умениями и навыками и что перед овладением каждым знанием необходимо обязательно мотивировать учащихся. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Формировать данные общеучебные умения призваны компетентностно-ориентированные задания – это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Поэтому учитель вынужден постоянно создавать такие задания самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию несколько компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование осознанного чтения у учащихся.
-
Задания на формирование разных видов результатов освоения образовательных программ. Тема: «А.С.Пушкин. Подготовка сообщения "Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина"» 2022
Программное содержание: знакомство с названием раздела – «Великие русские писатели», литературная гостиная «Пушкинские дороги», средства художественной выразительности (сравнение, эпитет; рифма, ритм).
-
Задания по таксономии Блума к третьей главе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 2020
Даны задания по таксономии Блума к третьей главе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
-
Заключительное занятие по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Не сделал выбора" 2016
Статья посвящена заключительному занятию по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». На уроке решаются вопросы о том, как оценивает Достоевский злодейство, и как наказано зло в романе. В конце занятия предлагается дискуссия в аквариуме для разрешения вопросов: «Раскольников – жертва или преступник», «К чему привела теория Раскольникова».
-
Заключительные уроки по творчеству А. Блока: "Изучение поэмы "Двенадцать" 2005
Представлены конспекты двух уроков по поэме А. Блока "Двенадцать".
-
Заключительный урок "По страницам учебника". 5-й класс 2014
Презентация составлена к уроку-повторению изученного материала курса литературы, включает 28 слайдов. В презентацию вошли доступные задания.
-
Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" 2010
Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты. Она не требует от ребенка обширных знаний и богатого нравственного опыта.
-
Заключительный урок в проекте по литературе в 7-м классе по теме «Традиционное и новаторское в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка» 2014
Цель урока: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем, найти элементы новаторства.
-
Заключительный урок литературы в 7-м классе по разделу "Минувшее проходит предо мною…" (Программа под ред. Г.И. Беленького) 2010
Урок в форме телевикторины «Своя игра» может послужить альтернативой зачёту, позволив в ненавязчивой форме обобщить сведения по пройденной теме. Класс разделяется на 3 команды, формируется жюри, которое ведёт подсчёт очков и по окончании определяет команду-победительницу. На доске крепятся два ватмана с таблицами, по которым командам предстоит выбирать категорию и цену вопроса.
-
Заключительный урок литературы по теме "Мотивы одиночества в лирике Лермонтова" 2013
Урок является заключительным. На предыдущих уроках ребята накопили опыт в работе с поэтическим текстом: научились анализировать. На интегрированном уроке учащиеся познакомятся со стихотворениями Г.Гейне «Сосна», Ф.И. Тютчева «С чужой стороны» и А.А. Фета «На севере дуб одинокий». На занятии дается литературоведческое понятие мотива и лейтмотива в лирике. Несомненно, пока это только знакомство на примере одного поэта, в будущем эта работа будет продолжена.
-
Заключительный урок по литературе "Своя игра" (7-й класс) 2009
Урок разработан по программе В.Я. Коровиной, построен в игровой форме. Цель урока: подвести итоги учебного года; пробудить интерес к чтению во время каникул; развитие творческих способностей; воспитание умения работать в группе. Данная разработка состоит из методического сопровождения, в котором описываются правила игры, задания и правильные ответы, и презентации, которая оформлена с помощью гиперссылок.
-
Заключительный урок по литературе XVIII и XIX в. в 9-м классе 2008
Урок открывает простор для развития разнообразных творческих способностей: рисование, оформление, режиссура, актерская игра, писательское и поэтическое мастерство. Каждый ученик имеет возможность проявить себя и получить высокую оценку.
-
Заключительный урок по литературе в 10-м классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Форма урока — дебаты по формату Карла Поппера "Страдания нужны человеку" 2005
Заключительный урок по философскому роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", который мы проводим в форме дебатов. Перед нами две команды: команда утверждения и команда отрицания. Они подготовили свои аргументы для подтверждения выдвинутых тезисов. Ваша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).
-
Заключительный урок по предмету "Литература Красноярского края" в 6-м классе 2009
На уроке учащиеся представляют результаты работы над итоговым творческим заданием, выполнение которого предусмотрено «Примерной программой по учебному предмету Литература Красноярского края для общеобразовательных учреждений (5—8-е классы). Длительная подготовка к уроку и сам урок – работа по формированию у школьников познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной компетенций.
-
Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" 2011
Автор знакомит учащихся с произведением В.Г. Распутина.
-
Заключительный урок по творчеству А.П. Чехова с использованием ИКТ. 6-й класс 2012
Урок по творчеству А.П. Чехова предназначен для проведения в 7-м классе в виде игры (в формате "Своя игра"). Такой нетрадиционный урок выполняет очень важную обучающую и развивающую функции, так как способствует развитию творческих способностей учащихся, мотивирует активную самостоятельную читательскую деятельность.
-
Заключительный урок по творчеству В.Шаламова "Времена не выбирают, в них живут и умирают" (11-й класс) 2009
Данный урок позволяет создать условия для формирования гражданской позиции учащихся через творчество В.Шаламова. Развиваются умения самостоятельного анализа художественного текста и навыки критического осмысления поступков героев. На занятии-исследовании осуществляется сотрудничество и сотворчество учителя с учениками, повышается гражданская мотивация деятельности.
-
Заключительный урок по творчеству В.Шекспира по литературе (МХК) в 9(10)-м классе "Шекспир — одно из чудес света, которым не перестаешь удивляться…" 2009
Возможно проведение данного урока как интегрированного (литература/МХК + английский язык). Звучание произведений Шекспира на английском языке способствует формированию интереса учащихся к изучению иностранного языка и чтению произведений драматурга на его родном языке. Урок рассчитан на два часа. В ходе урока используется презентация.
-
Заключительный урок по творчеству И.А. Крылова в 5-м классе. Урок-путешествие "И.А. Крылов и его басни" 2008
Урок обобщает и проверить знания учащихся по творчеству И.А. Крылова.
-
Заключительный урок по теме "Фольклор" в 5-м классе 2007
Урок подводит итоги по теме "Фольклор".
-
Заключительный урок-викторина по литературе за курс 5-го класса 2014
Большинство ребят после изучения того или иного произведения с удовольствием принимаются за создание собственных иллюстраций по прочитанному материалу. Особенно активны ученики 5–7-х классов. Автор всячески поощряет такой вид деятельности, использует на уроках. Предлагается вашему вниманию один из таких уроков.
-
Законы стихосложения. Трехсложные размеры стиха. 6–й класс 2014
Урок-презентация знакомит шестиклассников с основными трёхсложными размерами стиха на примере изученных стихотворных произведений. Изучение ритма помогает понять внутреннее состояние поэта, почувствовать его интонации, уловить тончайшие оттенки настроения, вложенные автором в стихотворение.
-
Заметки о русском 2009
В 8-м классе при изучении исторических песен (циклы об Иване Грозном, Степане Разине, Емельяне Пугачеве) один урок посвящен одной из старейших песен об «Авдотье Рязаночке». В этой песне прославляются смелость, ум, порядочность русской женщины. Делается вывод, что героем песни может стать не только правитель государства, бунтарь, но и обычная женщина-труженица.
-
Занимательная игра. "Пародия". 10-й класс 2011
Урок призван познакомить с языковыми средствами для создания комического в пародиях, служит совершенствованию навыков характеристики языковых средств.
-
Занятие "Да светится в веках имя твое…" 2012
Интегрированные занятия позволяют рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, объединяя знания в разных областях в единое целое. Данное внеклассное занятие позволяет создать у студентов комплексное представление об окружающем мире, способствует формированию взаимоотношений между человеком и природой, интеллектуальных умений анализировать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы, развивает инициативу и творческие способности.