Тип урока: интегрированный (урок формирования метапредметных умений и навыков, развития творческих умений).
Цель урока: сравнить исторические взгляды на Кутузова и Наполеона и художественное видение Толстым этих героев.
Задачи:
- Формирование аналитических умений при сравнительной характеристике исторических личностей, критического мышления, умения дискутировать.
- Развитие умения усваивать информацию из разных источников, развитие познавательного интереса через создание презентаций.
- Воспитание чувства патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщение к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Обеспечение:
- роман Л.Н.Толстого «Война и мир»;
- раздаточный материал;
- карта «Отечественная война 1812 года»;
- выставка исторической и критической литературы по теме.
Наглядные пособия:
- иллюстрации к роману;
- портреты М.И.Кутузова, Наполеона;
- репродукции картин и литографий В. Верещагина, Беланже, Н.Самокиша, Р.Волкова, Ф.Рубо.
Предварительные задания:
- Подготовить проекты, отражающие историческое и художественное видение Кутузова и Наполеона для того, чтобы выяснить, какими предстают Кутузов и Наполеон в трудах историков и в романе Л.Н. Толстого.
- Найти и проанализировать исторические документы, характеризующие Кутузова и Наполеона.
- Составить таблицу по роману «Война и мир», в которой необходимо сравнить, как Толстой описывает внешность исторических героев, их речь, поведение накануне и во время Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, отношение героев к своим солдатам и к войне, их человеческие качества.
Методы урока: информационный (рассказ учителя, защита проектов учащихся, просмотр презентаций), на подготовительном этапе – исследовательский, поисковый, аналитический.
План урока:
- Подготовительный этап (от 10 до 14 дней).
- Основная часть:
- Слово учителя (с презентацией) – 5 мин.
- Защита проектов учащимися (4 проекта по 4-5 мин.) – 20 мин. Комментарии учителя – 3 мин.
- Работа с раздаточным материалом, таблицей – 12 мин.
- Подведение итогов, домашнее задание – 5 мин.
Ход урока
Эпиграф: «Лучше не жить вовсе, чем не оставить
следов своего существования».
(Наполеон)
I. Подготовительный этап.
За 10 дней до урока учащиеся объединяются в группы по два человека, совместно с учителем выбирают тему работы, выделяют проблему, ставят цели, задачи, знакомятся с литературой по данной проблеме, систематизируют материал и оформляют проекты в виде презентаций. Учитель консультирует учащихся по вопросам содержания и оформления проекта.
II. Основная часть: Урок.
Вступительное слово учителей литературы и истории.
Главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать людей; не забывать Людей – это значит не забывать Время.
Сегодня в центре нашего внимания – 1812 год. Два века отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне. Уже нет давно тех, кто знает о ней по рассказам участников, очевидцев. Но есть исторические документы, художественные произведения, благодаря которым мы помним о героических событиях и людях, которых породило это Время: о Михаиле Илларионовиче Кутузове и Наполеоне Бонапарте.
Количество сил, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезнойточностью подсчитывают историки. Они анализируют причины и итоги войны.
Однако они не смогут подслушать, о чем разговаривают те, кто перед боем «кивер чистил весь избитый», кто «штык точил, ворча сердито», они не смогут показать то, о чем думает человек, видя прямо перед собой дымящуюся гранату, которая вот-вот взорвется. Какие мгновения он переживает в эту последнюю минуту жизни? Все это как раз и восполнит художественная литература.
Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся сравнить исторические взгляды на Кутузова и Наполеона и то, какими их изображает Л.Н.Толстой в романе «Война и мир».
Нашему уроку предшествовал серьезный подготовительный этап. Вы получили предварительные задания: подготовить проекты, отражающие историческое и художественное видение Кутузова и Наполеона.
Цель этих работ – выяснить, какими предстают Кутузов и Наполеон в трудах историков и в романе Л.Н. Толстого. Кроме того, вы работали с историческими документами и над таблицей по тексту романа «Война и мир».
Итак, перед нами один из величайших героев мировой истории – виновник рассматриваемых нами событий – Наполеон Бонапарт.
Вступительное слово учителя истории.
Судьба его удивительна. Человек, совершивший головокружительную карьеру от поручика до императора, не француз по происхождению, на престоле Франции, человек, которого боялись все без исключения правители европейских государств.
Проект учащихся «Властитель мира» (Приложение 1) с комментариями (Приложение 2).
Вступительное слово учителя литературы.
А теперь обратимся к роману Л.Н.Толстого «Война и мир», своеобразие которого состоит в том, что история незаметно для читателя переходит в роман, а роман в историю.
Лица исторические существуют и действуют вместе с вымышленными героями. На эту особенность романа обратил внимание участник Бородинского сражения, поэт и писатель Вяземский, который в своей статье «Воспоминания о 1812 годе» писал, что автор романа не был «строгим историческим живописцем».
Тем не менее, характеризуя свою работу над документами, писатель указывал: «везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами».
Толстой дает нам взгляд на исторические личности, в корне противоречащий стандартному взгляду историков. Так он решительно выступил против культа Наполеона. Для него Наполеон – агрессор, напавший на Россию, честолюбец, стремящийся к мировому господству.
Проект учащихся «Человек с помраченной совестью… » (Приложение 3) с комментариями (Приложение 4).
Антиподом Наполеона, по мнению Толстого, является Кутузов.
Вступительное слово учителя истории.
Почти всю свою жизнь Михаил Илларионович Кутузов слыл хорошим, но не блестящим русским генералом. Во всяком случае, никому из современников не приходило в голову сравнивать его как полководца с Петром Румянцевым или Александром Суворовым, не говоря уже о французском императоре Наполеоне I, чей военный гений признавали все без исключения его враги.
Тем не менее, когда грянула гроза 1812 года, именно 66-летний генерал-фельдмаршал Кутузов в решающий момент войны с Наполеоном возглавил русские силы и добился того, что лишь остатки огромной «Великой армии» сумели покинуть пределы Российской империи. Тем самым последние 8 месяцев жизни светлейшего князя – этот титул он получил накануне своего назначения на должность главнокомандующего – стали временем его величайшего триумфа.
Проект учащихся «Освободитель Отечества» (Приложение 5) с комментариями (Приложение 6).
Вступительное слово учителя литературы.
Главным критерием оценки исторической личности для Толстого – было отношение к народу, понимание его. Кутузов же, с точки зрения автора «Войны и мира», – это подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях прежде всего народным духом. Это простой русский человек и одновременно мудрый исторический деятель.
Проект учащихся «Полководец народной войны. М.И.Кутузов» (Приложение 7) с комментариями (Приложение 8).
III. Работа с раздаточным материалом, таблицей.
А теперь, чтобы быть более объективными, обратимся к историческим документам и рассмотрим точки зрения на эти личности других историков, участников и очевидцев этих событий и их современников. У вас на столах раздаточный материал, в котором представлены высказывания о Кутузове и Наполеоне и задания к ним.
(Чтение вслух цитат и обсуждение их (Приложение 9).
Анализ документов.
1. Наполеон поставил перед собой задачу, которую, по его мнению, с его армией можно достигнуть подчинение всего мира. Его армия должна была поработить народ любой ценой, его не волновало количество потерянных жизней, как со стороны противника, так и со своей стороны. Поэтому образ Наполеона в истории безжалостный и безумный тиран, готовый идти напролом к своей безумной цели.
2. Имя славного полководца, сподвижника Суворова, победителя турок, произвело всеобщее воскрешение духа в армии, от солдата до генерала. Народ ликовал, видя в Кутузове символ избавления от смертельной опасности, нависшей над Россией.
Военная философия Кутузова заключалась в следующем: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».
После мнения очевидцев и историков подведем итог художественному взгляду Толстого на личности Наполеона и Кутузова. Дома вы заполняли таблицу по роману «Война и мир», в которой вы должны были сравнить, как Толстой описывает внешность исторических героев, их речь, поведение накануне и во время Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, отношение героев к своим солдатам и к войне, их человеческие качества. Сейчас мы только подытожим эту работу. (Тетради в конце урока сдаются на проверку.)
Кутузов | Наполеон | |
I. Внешность исторических героев и речь. | ||
II. Поведение накануне и во время: А) Шенграбенского сражения; Б) Аустерлицкого сражения; В) Бородинского сражения. |
||
III. Отношение героев к своим солдатам и к войне. | ||
IV. Человеческие качества героев. |
Выводы по таблице.
1. В портрете Кутузова Толстой отмечает и тучность, и грузность, и старческую слабость, но именно эти детали делают его облик естественным, близким, потому что отражают нравственные качества «простоты, добра и правды».
Внешний вид Наполеона дан в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т.д.
В поведении Кутузова нет ничего показного. Речь его проста, понятна каждому солдату.
Одна из главных черт Наполеона – актерство, позерство. Он любит эффектные ситуации. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.
2. Кутузов показан Толстым опытным полководцем, который своими распоряжениями укрепляет «дух войска». Он верит в патриотизм русского народа, в его силу перед лицом захватчиков.
Для Наполеона война – это игра, люди – пешки в этой игре. Его армия вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а сам Наполеон – идеей мирового господства.
3. В самые тяжелые дни России Кутузов вместе с народом, с солдатами.
Наполеон же бежит от геройской армии, что Толстой называет «последней степенью подлости».
4. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам.
Наполеон же показан самовлюбленным, высокомерным и тщеславным, глубоко равнодушным к судьбам окружающих.
IV. Итоги работы.
Толстой убежден, что « нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
По Толстому, Кутузов – великий полководец потому что он великий человек.
Отрицание же величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны.
Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока, словам Наполеона: «Лучше не жить вовсе, чем не оставить следов своего существования». И ответим ему словами Толстого: «Слава от завоеваний, завоевания ради славы бесчеловечны».
Домашнее задание: написать эссе на тему: «Почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы»?
Литература:
- Толстой Л.Н. Война и мир.
- 1812 г. Бородинская битва: Альбом. /Авт.- сост.: Н.А.Колосов, И.А.Николаева. - М.: Изобраз. искусство, 1982.
- Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1988.
- К чести России. Из частной переписки 1812 года. / Сост., авт. Предисл. и примеч. М.Бойцов; Худож. В. Корольков. - М.: Современник, 1988.
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.: “ВАКО”, 2006, с. 265 – 269.
- Крайнов Г.Н. История России: Учебник для студ. вузов. – М.: ИППК МГУ, 2005, с. 256-258.
- Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». - М., 1978.
- Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н.Толстого: Создание великой книги. - М., 1959.
- Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880-1900-е годы. - М., 2000.
- Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». - М., 1987.
Информационные источники:
- http://ru.wikipedia.org
- https://spo.1sept.ru