Историческая и общественная обусловленность характеров Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Разделы: Литература


Задачи урока: обучать учащихся проводить сравнительную характеристику героев, в том числе в рамках группы; развивать речевые навыки и критическое мышление учащихся; поощрять использование дополнительного материала по теме, умение отстаивать свою точку зрения при работе в группах; воспитывать способность к сотрудничеству при работе в группах;

Оборудование и наглядность: компьютер, оснащенный проекционным оборудованием для показа презентации и мультимедиа-обеспечением для проигрывания музыкального отрывка. Карточки (образец см. Приложение 4). Тексты романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

Ход урока

I. Прослушивание музыкального номера «Дуэт-канон» [1] из оперы «Евгений Онегин».

– Отрывок из какого музыкального произведения прозвучал? Кто его автор?

– Какие еще оперы по мотивам произведений А.С. Пушкина написал П.И.Чайковский? («Пиковая дама», «Мазепа»).

(слово учителя)  

Благодаря музыкальному таланту великого Чайковского поэтический гений Пушкина останется в веках. Давайте же проследим, как формировался характер, мировоззрение основных героев романа (Евгения Онегина и Владимира Ленского), используя текст.

II. Работа в группах: «Скептики», «Романтики», «Эксперты».

Группа «Скептики» изучает характер Е. Онегина и его развитие.

Группа «Романтики» изучает характер В. Ленского и его развитие.

Группа «Эксперты» формируется из представителей других групп (по 2 учащихся максимум), проявивших наибольшую мотивацию в ходе подготовки к уроку и высокий уровень эрудированности.

Примерный план сравнительной характеристики героев с привлечением текстуального материала в рамках работы по группам:

а) воспитание и образование героев;

б) отношение к свету, жизни, устремления героев;

в) их занятия, увлечения;

г) взаимоотношения героев.

В процессе работы у учащихся должно сформироваться свое отношение к персонажам. При необходимости следует обратить их внимание на отличительные особенности героев, влияние представителей западной философии и литературы (А.Смит, Кант, Шиллер, Гете и др.) на формирование взглядов персонажей, принадлежащих европейской культурной парадигме (Онегин – скептический реализм, Ленский – романтический идеализм). Отметить, что  Онегин – представитель «эгоистического» направления в Европе: разочарование, скептицизм, кумиры – Байрон, Наполеон; Ленский – противоположный тип дворянской молодежи с европейским образованием: романтик, мечтатель, идеалист, поклонник Канта, всюду ищет прекрасное. Обратить внимание учащихся на то, почему герои сближаются и почему их дружба не выдерживает испытания, на возникновение и развитие конфликта и на то, возможно ли было мирное разрешение столкновения.

Задача экспертов от групп состоит в том, чтобы внимательно следить за обсуждением и, при необходимости, давать уточняющие ремарки (справки), раскрывающие характер героев (отношение А.С.Пушкина к Геттингену и учеба русской молодежи в этом университете, тема «утомленности жизнью» в европейской литературе первой половины XIX века и т.п., см. Приложение 1). При необходимости эксперты делают сообщение «Параллели между романом «Евгений Онегин» и пьесой «Горе от ума». (см. Приложение 2), а также приводят высказывания литературных критиков о В.Ленском и Е.Онегине (подбираются самостоятельно к уроку).

III. Проверка индивидуального задания.

Сообщение на тему «Дуэль» (самостоятельная исследовательская работа заранее подготовленного учащегося с привлечением дополнительного материала, возможностей сети Интернет).

Вопросы:

– Почему дуэль может быть названа главным, поворотным событием романа?

– Возможно ли было избежать дуэли? Почему Онегин поступил не так, как велит совесть?

– Как развивалась дуэль? Какие были допущены нарушения в ее ходе (вопрос для экспертов)?

– Вспомните известные вам литературные произведения с дуэлью («Капитанская дочка», «Отцы и дети», «Герой нашего времени» и др.).

До начала обсуждения эксперты дают значение слова «дуэль»: «Дуэль, и, ж. (фр. duel). Поединок, происходящий по особым правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них. // перен. Состязание, борьба двух каких-нибудь сторон (книжн. газет.)» [2], «дуэль ж., через нем. duele или непосредственно из лат. duellum «поединок». Шутл. дуель ж. «сквозняк, резкий ветер (от дуть)» [3].

В процессе обсуждения вопросов учащиеся приходят к выводу, что дуэль имела роковые последствия для всех героев, коренным образом изменив их судьбы и сломав уклад мирной жизни.

(слово учителя, при необходимости)

В самом деле: Ленский погибает в расцвете сил; Ольга лишается жениха, ее брак с уланом приводит к скорому отъезду. Татьяна уезжает в Москву и в дальнейшем выходит замуж за карьерного военного. Онегин, естественно, тоже вынужден был покинуть свое имение («Лесов и нив уединенье, /Где окровавленная тень /Ему являлась каждый день…» 8, XIII).

Перед Онегиным остро встал вопрос о необходимости перемен. Итоги прожитой им жизни были неутешительными. Что же он успел сделать в 26 лет, дорожа своей исключительностью и личной независимостью, презирая «обыкновенный удел»? Убить друга, отвергнуть любовь прекрасной девушки – во имя чего? Какой-то высшей цели? Где же она, в чем состоит? Ответы на эти вопросы так и не были найдены.

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел
Ничем заняться не умел! (8, XII) 

Обратить внимание учащихся на то, что дуэль сыграла роковую судьбу и в жизни Пушкина.

IV. Дискуссия о судьбах Онегина и Ленского (в группах).

– Как сложилась бы жизнь Ленского в дальнейшем?

– Какие изменения произошли через несколько лет в Онегине?

Ответ на первый вопрос учащиеся могут найти в тексте, согласиться с ним либо оспорить его (полностью или частично).

(слово учителя)

Онегин в конце романа не холодный эгоист в английском стиле, а человек с преждевременно состарившейся душой. Он полон жажды жизни, любви и желания бороться за свое счастье, но Татьяна – человек другого склада: ей свойственно отказаться от далекого счастья во имя нравственных ценностей и сложившейся жизни.

Именно то, что оба героя достойны счастья, делает невозможность его достижения для Онегина и Татьяны трагической. Чем не Шекспир?.. 

Враг иллюзий Онегин стремится понять жизнь, узнать, какова она на самом деле. Оборотная сторона его трезвого анализа – тоска, хандра, равнодушие к окружающим и бездеятельность.

Восторженный энтузиаст Ленский плохо ориентируется в реальности, зато свято верит в таинство жизни, в конечное торжество добра. Рыцарско-геройское начало в характере и поведении Ленского не могло не произвести впечатления на Онегина, не подтолкнуть его к пересмотру своей жизненной программы.

V. Итог урока.

Итак, Автор не дает готовых ответов на вопросы о судьбах, характерах, психологии героев. Он как бы приглашает читателя дорисовать портреты персонажей, представить себе их поведение, посмотреть на них с другой стороны, сформировав личную точку зрения.

VI. «Литературная дуэль». Игра-викторина (проводится при наличии времени на уроке).

См. Приложение 3.

VII. Домашнее задание.

Перечитать 7-ю гл. («Без Онегина»). Как в главе 7 изображена Москва? Сравнить ее с Москвой, изображенной в «Горе от ума» А.С. Грибоедова.  

Ссылки:

  1. http://www.belcanto.ru/onegin.html
  2. «Толковый словарь русского языка под редакцией проф. Д.Н.Ушакова». т.1, стр.819. М.1996 – «Терра».
  3. М.Фасмер. «Этимологический словарь русского языка». т.1, стр. 557. СПб.1996 – «Азбука».