Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 1-й этап — "Московский"

Разделы: История и обществознание, Литература


Оборудование:

  • DVD-проигрыватель;
  • проекционное оборудование (компьютер, проектор, экран);
  • диск с репродукциями картин, посвящённых героям войны 1812 года;
  • музыкальное сопровождение (музыкальный диск);
  • музыкальный центр;
  • микрофоны;
  • театральные костюмы;
  • приглашения;
  • памятные значки для знатоков;
  • сувениры для награждения;
  • сладкие призы для победившей команды;
  • дипломы;
  • жетоны с разным номиналом (1-5 баллов);
  • живые цветы для бала;
  • веера;
  • предметы дворянского быта начала XIX века;
  • песочные часы на 2 минуты;
  • плакат “1812 год в русской культуре”;
  • оценочные листы и листы с ответами для жюри.

Проект проходит в три этапа (октябрь, февраль, май):

Подготовительный этап – экскурсия в музей-панорму “Бородинская битва”

  1. Московский: игра-путешествие.
  2. Исторический: “конкурс знатоков”.
  3. Литературно-музыкальный салон: интерактивное театрализованное действо

Заключительный этап работы – поездка на Бородинское поле в конце мая.

ЭТАП 1 — “Московский”

Этот этап представляет собой игру-путешествие по 5 станциям.

У каждой команды есть учитель-куратор.

Станции:

  • АРХИТЕКТУРНАЯ
  • ЖИВОПИСНАЯ
  • СКУЛЬПТУРНАЯ
  • ИМЕНА МОСКОВСКИХ УЛИЦ
  • МУЗЕЙНАЯ

Начало игры 9:10.

Часть I. Выступления команд. 9:15 – 10:15.

1. Музыкальная заставка: П.И. Чайковский “Марш оловянных солдатиков”

2. Вступительное слово ведущего: зачем мы сегодня собрались, чему посвящена игра, приближающееся 200-летие Отечественной войны. Условия сегодняшней игры.

Команды приглашают родителей-консультантов (по 1 человеку) для участия в игре.

3. Музыкальная заставка: П.И. Чайковский “Марш оловянных солдатиков”. Музыка звучит, пока команда готовится к выступлению.

4. Выступление команды “Имена московских улиц”. Команда рассказывает о районе станции метро Фили: почему именно в этом районе есть несколько улиц, связанных с событиями и героями 1812 года (Большой Дорогомиловский мост, Кутузовский проспект, улицы Барклая де Толли, Багратионовский проезд, улица генерала Раевского, улица Ермолова, улица Тучковых). Рассказ сопровождается видеорядом (см. Приложение 1).

5. Слово ведущего: представление жюри.

6. Музыкальная заставка: П.И. Чайковский “Вальс”. Музыка звучит, пока команда готовится к выступлению.

7. Выступление команды “Музейная”. Команда рассказывает о Бородинской панораме, музее “Кутузовская изба в Филях”, о музее на Бородинском поле. Рассказ сопровождается видеорядом.

8. Слово ведущего: о будущем “Конкурсе знатоков” – втором этапе игры, который пройдёт в декабре.

9. Музыкальная заставка: П.И. Чайковский “Мазурка”. Музыка звучит, пока команда готовится к выступлению.

10. Выступление команды “Живописная”. Команда рассказывает о 5 наиболее известных батальных полотнах, посвящённых войне 1812 года. Особое место в этом рассказе отведено картинам Верещагина. Рассказ сопровождается видеорядом.

11. Слово ведущего: о третьем этапе игры – бале, который пройдёт в мае.

12. Музыкальная заставка: П.И. Чайковский “Сладкая грёза”. Музыка звучит, пока команда готовится к выступлению.

13. Выступление команды “Скульптурная”. Команда рассказывает о памятниках Москвы, посвящённых героям войны 1812 года.

14. Слово ведущего: какой будет вторая часть нашей игры.

15. Музыкальная заставка: Р. Шуман “Военный марш”. Музыка звучит, пока команда готовится к выступлению.

16. Выступление команды “Архитектурная”. Команда рассказывает об архитектурных сооружениях Москвы в виде передачи по телеканалу “Культура” с показом видеосюжетов, снятых на Манежной площади, около Бородинской панорамы (см. Приложение 2). ???

17. Музыкальная заставка: П. Римский-Корсаков. Марш из оперы “Млада”. Жюри в это время готовится оценить выступления команд.

18. Слово жюри: оценки за первую часть игры – выступления команд.

Музыкальная заставка: П. Римский-Корсаков. Марш из оперы “Млада” – продолжение.

Часть II. Ответы на вопросы. 10:15 – 10:45.

19. Слово ведущего: вторая часть игры и условия её проведения.

20. Команды получают по 3 вопроса и готовятся в течение 2 минут. По окончании 2 минут звучит музыкальная заставка: П. Римский-Корсаков – С. Рахманинов “Полёт шмеля”. После этого выходят представители 4 команд и дают ответы на вопросы. Всего 3 вопроса (3 круга) от каждой команды: сначала все команды отвечают на первый вопрос, потом на второй, потом на третий. Далее слово предоставляется следующей команде, которая задаёт вопросы по своей теме. Время засекается по песочным часам. Жюри считает баллы из расчёта 2 балла за полный ответ без речевых ошибок

ВОПРОСЫ КОМАНДАМ ДЛЯ II ЧАСТИ ИГРЫ

Каждая команда задаёт вопросы по своему выступлению остальным командам. Каждая команда выбирает трёх игроков, которые будут представлять команду на данном этапе игры. На обсуждение даётся 2 минуты. После этого каждая команда отвечает на свои вопросы.

Для примера приводим список вопросов, которые готовила команда “Имена московских улиц” для других команд.

Для команды “Скульптурная”

  1. Почему именно район Филей связан с героями войны 1812 года? (В этом районе было принято историческое решение об оставлении Москвы. Именно эта тактика, выбранная Кутузовым, и решила исход войны).
  2. Какое сооружении в Филях внесено ЮНЕСКО в перечень “Сокровищ мира”? (Церковь Покрова Богородицы в Филях).
  3. Кто из полководцев первым предложил оставить Москву, чтобы спасти армию и впоследствии начать контрнаступление на наполеоновскую армию? (Барклай да Толли).

Для команды “Архитектурная”

  1. Героем какого художественного произведения является атаман Платов? (Сказ Николая Семёновича Лескова “Левша”).
  2. Какое решение и почему было принято Кутузовым в Филях? (Оставить Москву и отступать, чтобы спасти армию? “Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения?”).
  3. В каком году открыта станция метро Фили? (7 ноября 1959 года).

Для команды “Живописная”

  1. Назовите русские ордена, которыми были награждены герои войны 1812 года. (Орден Святого Георгия, орден Андрея Первозванного, орден Святой Анны).
  2. Какие станции метро находятся в районе Москвы, связанном с войной 1812 года? (Фили, Багратионовская, Кутузовская).
  3. Чем знаменит генерал Ермолов, кроме участия в войне 1812 года? (Организация военной кампании на Кавказе в 30 гг. 19 века, передал свою библиотеку в дар Московскому университету).

Для команды “Музейная”

  1. Сколько было братьев Тучковых? Что вам известно о Тучкове-первом? (Четыре).
  2. Каково происхождение князя Петра Ивановича Багратиона? (Родился в 1765 в Кизляре в грузинской аристократической семье, происходившей от царской династии Багратионов).
  3. Почему один из мостов через Москву-реку назван Бородинским? Каково его прежнее название? (Русские войска, покидавшие Москву, были вынуждены медленно двигаться одной большой колонной через Дорогомиловскую заставу и Москву-реку. Первыми ночью 2 сентября по Дорогомиловскому мосту и далее по улицам Москвы потянулись обозы. Следом за ними прошло ополчение, потом пехота и артиллерия. Замыкали колонну казаки. В августе 1837г. Россия отмечала 25-летие событий. Тогда же Дорогомиловский мост был переименован в Бородинский).

21. Музыкальная заставка: М. Глинка. Увертюра к опере “Руслан и Людмила”)

Часть III. Итоговая. 10:45 – 11:00.

22. Жюри оглашает итоги второй части игры (ответы на вопросы) и подводит итоги всей игры.

23. Музыкальная заставка (пока готовят призы): М. Мусоргский. Полонез из оперы “Борис Годунов”.

24. Слово ведущего: о награждении – командам нужно выбрать по 3 лучших участника команды, а жюри определяет лучшего капитана, самого активного родителя-консультанта и распределяет места между командами.

Музыкальная заставка (пока работают команды и жюри): М. Мусоргский. Полонез из оперы “Борис Годунов” – продолжение.

25. Награждение:

  • Дипломы: команда-победитель и победители в разных номинациях, чтобы награждёнными оказались все 5 команд.
  • Участники команды-победителя получают сувениры.
  • Лучший капитан получает в подарок книгу.
  • Лучшие игроки и родитель-консультант получают сувениры.
  • Награждение жюри и кураторов команд.
  • Призы для группы технической поддержки.

За 3 недели до игры каждый капитан получил вот такую инструкцию, в которой пошагово были объяснены все этапы подготовки и критерии оценки работы команды.

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАРАТУРНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРОЕКТ “1812 ГОД В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ”

ЭТАП 1 – “Московский”

Этот этап представляет собой игру-путешествие по 5 станциям.

Станции:

  1. Архитектурная (куратор — Николаева Светлана Фёдоровна)
  2. Живописная (куратор — Ремизова Ольга Игоревна)
  3. Скульптурная (куратор — Мелешкина Елена Сергеевна)
  4. Имена московских улиц (куратор — Седова Светлана Владимировна)
  5. Музейная (куратор — Кутикова Ольга Георгиевна)
  • Шаг 1. Учителя назначают капитанов команд.
    1. Яремченко Владимир – “Скульптурная”
    2. Ремизова Людмила – “Живописная”
    3. Стриганова Виктория – “Музейная”
    4. Воробьёв Иван – “Имена московских улиц”
    5. Бондарева Мария – “Архитектурная”
  • Шаг 2. Назначенные капитаны набирают 5 команд – по количеству станций. В каждой группе есть капитан и куратор из учителей (Кутикова О.Г., Седова С.В., Николаева С.Ф., Мелешкина Е.С., Ремизова О.И.). Капитаны набирают себе команду из 10 человек. Всего в команде 11 участников. Капитаны составляют список команды с указанием станции, которую команда готовит, и сдают его своему куратору из числа учителей.
  • Шаг 3. Команды приступают к подготовке своей станции. Каждая станция посвящена отдельной теме, но все они связаны общей идеей: как события Отечественной войны 1812 года отразились в искусстве – архитектуре, скульптуре, живописи, литературе; какие музеи есть в Москве и какова их история и нынешняя экспозиция; какие названия улиц, проспектов, парков связаны с событиями войны 1812 года или героями войны 1812 года. Всё это вам предстоит узнать в процессе подготовки своей станции и интересно рассказать остальными участникам игры. Выступление должно быть информативным, наглядным (нужно использовать видеоматериалы, репродукции, фотографии – всё это проецируется на большой экран). Выступление должно занимать 7-10 минут.
  • Шаг 4. Команда собирается, и капитан распределяет обязанности:

– кто будет искать материал (не только исторический, но и литературный – например, отрывки из поэтических или прозаических произведений),

– кто будет готовить текст выступления

– кто будет озвучивать (читать или рассказывать, а может быть, и инсценировать) этот текст

– кто подберёт и запишет на диск музыку

– кто будет искать иллюстрации и переводить их в электронный вид, чтобы их можно было показать на большом экране.

Капитан определяет сроки подготовки и назначает дату следующего сбора команды.

  • Шаг 5. Команда собирается в назначенное время, и каждый отчитывается о сделанной работе. Составляется план выступления: какой текст, что в это время нужно показать на экране, какая музыка используется во время выступления или между словами отдельными фрагментами выступления.
  • Шаг 6. Собрав все материалы, один из участников команды вместе с куратором-учителем составляет подробный сценарий.
  • Шаг 7. Команда собирается на репетицию, на которую приглашает своего куратора. Распределяются роли:

Чтецы — кто читает основной текст и поэтические отрывки (если они есть),

Музыкальный редактор — кто отвечает за музыку (он должен знать, когда какую музыку включить, когда её выключить, какая музыка звучит целиком, а какая лишь фон для выступления; для этого у музыкального редактора в руках должен быть сценарий выступления с пометками. Кроме того, музыкальный редактор должен заранее знать, на каком оборудовании ему предстоит работать, и попробовать работать с музыкой во время репетиции).

Оператор — кто будет показывать иллюстрации (это можно делать через компьютер, выводя изображение на большой экран через проектор). Он также должен ориентироваться в сценарии, чтобы знать, когда какой кадр показать. Ведь текст чтецов должен соответствовать изображению на экране.

Реквизитор и костюмер — те, кто готовит костюмы для выступающих (а какие – зависит от вашего сценария) и подбирает необходимые для инсценировки вещи.

  • Шаг 8. Команда репетирует полным составом с использованием технических средств. График репетиций нужно обсудить с куратором.
  • Шаг 9. Команда составляет 12 вопросов для других команд по своему выступлению, т.е. ответ на вопрос должен содержаться в выступлении команды.
  • Шаг 10. Предварительный просмотр выступлений команд состоится 25 сентября.
  • Шаг 11. Команда учитывает замечания, высказанные во время предварительного просмотра, и продолжает готовить своё выступление, которое состоится 11 октября.
  • Шаг 12. Команда выступает. После игры она обязана сдать сценарий своего выступления (включая вопросы с ответами) и дубликаты использованных музыкальных записей и иллюстративного материала.

Критерии оценки выступления команды:

– Информативность (подбор интересного материала, содержательность)

– Яркое и наглядное преподнесение материала

– Артистизм исполнения

– Культура речи

– Оформление (наличие декораций, реквизита, костюмов).

Вот такой лист получал каждый член жюри, чтобы было удобнее оценивать выступление команд

Историко-литературный интерактивный проект “1812 год в русской культуре”.

Этап I — “Московский”.

25 октября 2008 года

Инструкция для жюри по подсчёту баллов

1. За своё выступление команда может набрать 10 баллов.

Критерии оценки выступления команды:

  • Информативность (подбор интересного материала, содержательность)
  • Яркое и наглядное преподнесение материала
  • Артистизм исполнения
  • Культура речи
  • Оформление (наличие декораций, реквизита, костюмов).

2. Команды подготовили 12 вопросов для других команд-участниц игры (по 3 вопроса для каждой команды). За каждый вопрос для других участников игры команда получает 0,5 балла (итого 6 баллов).

3. За каждый ответ на вопрос команда может получить 2 балла. На каждой станции команда отвечает на 3 вопроса, всего 4 станции. Максимальная сумма баллов – 24 балла.

При оценке ответа на вопрос учитывается:

  • правильность и точность ответа
  • развёрнутость ответа
  • речевое оформление (правильность и богатство речи).

Итого максимальное количество баллов, которое может набрать команда за всю игру, — 40 баллов.

 

Команда “Скульптурная” (капитан Яремченко Владимир)

Команда “Живописная” (капитан Ремизова Людмила)

Команда “Музейная” (капитан Стриганова Виктория)

Команда “Архитектурная” (капитан Бондарева Мария)

Команда “Имена московских улиц” (капитан Воробьёв Иван)

Выступление команды (максимум 10 баллов)

         

Вопросы, составленные для других команд (максимум 6 баллов)

         

Ответы на вопросы других команд (максимум 24 балла)

         

Итого

         

Презентация