В далёкую эру родной земли,
Когда наши древние прародители
Ходили в нарядах пещерных жителей,
То дальше инстинктов они не шли.
А мир красотой полыхал такою,
Что было немыслимо совместить
Дикое варварство с красотою –
Кто-то должен был победить.
Так начал стихотворение “Древнее свидание” один из известных поэтов второй половины XX века, участник Великой Отечественной войны, Эдуард Асадов. Сегодня это борьба “дикого варварства” литературы лёгкой, “бульварной”, с красотой литературы классической, серьёзной. Что победит в сердцах юных читателей? Да и будут ли они вообще читать печатные книги? Может быть, они предпочтут электронные, радио-книги или вообще произведения в кратком пересказе неизвестных “бизнесменов” от литературы?
К сожалению, не хотят современные школьники и студенты читать серьёзные произведения, прежде всего, потому, что они требуют большого труда ума и сердца, напряжения мысли. А многие к такому чтению не готовы. Как воспитать настоящего читателя? Как найти те книги, которые помогут нашим ученикам постичь красоту отечественной литературы, познакомиться с достижениями мировой культуры? Эти вопросы волнуют сегодня и преподавателей, и родителей.
Я уверена, большие возможности кроются в исторической литературе, ибо она не только знакомит с событиями прошлого, но и воспитывает вкус к чтению, развивает интеллект, благодаря лучшим своим образцам содействует нравственному воспитанию читателей. Надо заметить, что сегодня к исторической литературе относят не только собственно исторические романы, повести, рассказы (традиционный подход), но и произведения, так или иначе посвящённые определённой исторической эпохе, событию, личности. Лучшие образцы исторической литературы (произведения А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.Толстого, Б.Шергина, А.Югова, Вал.Иванова, Вс.Иванова, В.Пикуля, Д.Жукова, Д.Балашова и др.) помогут читателю разобраться в причинах событий прошлого, настоящего, откроют окно в будущее. Именно историческая литература сегодня способна противостоять лжи и жестокости и в искусстве, и в обществе в целом. Только осознав это, мы сможем найти пути решения “проблемы детского чтения”.
Несколько лет назад один из моих учеников заметил на уроке:
– Если бы министры и военачальники прочитали внимательно произведения
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого о войне на Кавказе в XIX веке, они не отправили бы танки “усмирять чеченцев”, а постарались бы найти дипломатические пути решения “чеченской проблемы”. Если бы…
Помните, как у Лермонтова:
В приклады! – и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, грудью грудь,
Ручей телами запрудили…
(“Валерик”. 1840)
Таким поэт мог увидеть бой на Кавказе и в XX веке, и в XXI… к сожалению.
Если бы сегодня все воинственно настроенные руководители стран мира услышали вопрос, заданный М.Ю.Лермонтовым:
Жалкий человек,
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?..
Если бы современные политики на Украине прочитали внимательно “Севастопольские рассказы” Л.Н.Толстого, роман “Осаждённый Севастополь” М.М. Филиппова, они бы поняли, что невозможно вырвать из сердца России этот город воинской славы. Если бы…
Но если невозможно, трудно перевоспитывать взрослых, ничему не научившихся у истории, не желающих учиться, то нельзя нам сегодня в России пустить на самотёк дело воспитания юного читателя. Необходимо принимать чрезвычайные меры: во-первых, включить в школьную программу по литературе больше произведений, рассказывающих об истории нашего Отечества, во-вторых, вернуть урокам литературы их гуманистический и патриотический смысл, в-третьих, предусмотреть возможность проведения элективных курсов, таких как “История и литература”, “История и искусство”. И, наконец, необходимо изменить подход к написанию учебников по истории и литературе. Учебники должно быть интересно читать! Интересно не только учёным, но и ученикам. Мы же, педагоги, родители, общественность, предпочитаем не прислушиваться к мнению наших детей, а обвинять их: растут инфантильными, равнодушными, вступают не в патриотические детские организации, а в воинствующие, порой нацистские. Почему?
Я знаю ответ. Не добру, не любви к Родине учат наших читателей многие современные книги. Подростки в них зачастую не положительные герои, а наркоманы, дебоширы или равнодушные прожигатели родительских денег, сексуально озабоченные марионетки. То же самое и на экранах телевизоров.
Говорим о необходимости патриотического воспитания в школе, но не возвращаем в программу рассказы и повести о пионерах-героях: Володе Дубинине, Зине Портновой, Вале Котике и других подростках, отдавших свои жизни за Родину. Не знают сегодняшние мальчишки и девчонки, кто такие Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна Громова. А ведь роман А.Фадеева, повествующий о подвигах молодых людей во время Великой Отечественной войны, как раз и учит любить Отечество, воспитывать силу воли, силу духа, уметь дружить по-настоящему, бескорыстно. Молодогвардейцы были кумирами многих поколений российских школьников. Кому же они помешали в нашей истории и литературе?
Ещё одна из важнейших проблем современного общества – это возникновение войн на почве религиозного фанатизма. Нельзя не говорить сегодня об этой проблеме, ведь мы воспитываем подростков, задумывающихся и о своём пути в жизни, и о пути страны. Поэтому школьникам и студентам необходимо рекомендовать внимательно читать такие повести, как “Набег”, “Рубка леса”, “Хаджи-Мурат”, рассказ “Кавказский пленник” Л.Н.Толстого, поэму “ Кавказский пленник” А.С.Пушкина, стихотворение “Валерик” М.Ю.Лермонтова. В этих и других произведениях о войне на Кавказе писатели убедительно доказывают мысль о том, что война – это безумие, западня не только для одного человека, но и для целого народа, что созидание выше разрушения, а жизнь выше смерти. Люди разных национальностей способны договориться между собой. Никто никому не имеет права ставить в вину национальную принадлежность, принадлежность к тому или иному вероисповеданию. Вот выводы, которые делает читатель вслед за авторами.
Часто с экранов телевизоров, по радио мы слышим сообщения об ухудшении отношений с нашими западными соседями – не так давно членами дружной семьи СССР. Политики ищут выход из кризисной ситуации, однако в прессе мало анализируются причины разногласий. На мой взгляд, причины и в незнании древней истории Европы, и в нежелании некоторых педагогов (в угоду недальновидным политикам, преследующим корыстные цели) преподавать историю и литературу в соответствии с объективными законами развития мира. А ведь ещё вначале 19 века А.С.Пушкин писал: “Историю русскую должно изучать по Карамзину. “История Государства Российского” есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека”. Сегодня мы можем изучать историю и по трудам Татищева, Ключевского, Соловьёва, Ишимовой, изучать честно написанное, чтобы честно преподавать. И не только русскую историю, но и украинскую, литовскую, польскую…
На уроках литературы в школах, колледжах необходимо чаще обращаться к древнерусским памятникам письменности, чтобы “проникнуться мудростью мудрых”. “Повесть временных лет”, “Слово о полку Игореве”, “Слово о погибели Русской земли”, “Задонщина” обязательно вызовут отклик в сердцах учеников, пробудят интерес к национальной истории, к поиску настоящих духовных ориентиров. И как никогда понятным, проникновенно убедительным покажется призыв Ярослава Мудрого, обращённый к собственным детям и ко всем славянским народам: “Имейте любовь между собой, потому что все вы дети одного отца и матери”.
Итак, надеюсь, мне удалось доказать, что историческая литература необходима современному читателю, так как она, как никакая другая может поддержать веру человека в свою страну, в самого себя. И на борьбу с небывалыми катаклизмами встанут сегодня не слабые и бездуховные люди, а цельные, высоконравственные, стойкие, вдохновлённые победами своих предков, народными идеалами.
Мои коллеги могут спросить:
– А что Вы сами делаете, чтобы заинтересовать учеников чтением, чтобы привить им вкус к настоящей литературе? Какое место занимает историческая литература в учебном процессе Вашей школы?
На эти вопросы нам есть что ответить. Прежде всего, мы стараемся реализовать интегративный потенциал нескольких учебных дисциплин: истории и литературы, истории и МХК, литературы и МХК.
Составлена и апробируется программа элективного курса для 8-го класса по исторической литературе “Девятнадцатый век. Люди, события, факты в исторических источниках и в произведениях художественной литературы” (в поддержку гуманитарного профиля).
Цель данного курса – воспитать достойных граждан, патриотов России, расширить объём знаний учеников по литературе, истории, МХК за счёт создания целостного представления об определённых событиях, исторических деятелях, повысить уровень речевой культуры учеников, поддержать мотивации выбора учениками гуманитарного направления. Данный элективный курс является межпредметным и интегративным, предполагает выход за рамки школьных учебных программ, знакомит учащихся с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, позволяет поддерживать изучение основных базовых предметов (истории, литературы, МХК) на заданном профильным стандартом уровне.
Чрезвычайно важен, на наш взгляд, пропедевтический характер программы.
Познакомившись в среднем звене с избранными главами крупных классических произведений, ученики будут хорошо подготовлены к их монографическому изучению в старших классах. Так реализуется принцип опережающего обучения.
Например, в программу включены отдельные главы из романа Л.Н.Толстого “ Война и мир”, описывающие Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, главы из романа М. Марич “Северное сияние”, рассказывающие о судьбах декабристов, очерк Л.Н.Толстого “Севастополь в августе 1855 года”, повествующий о последних днях обороны города, и другие произведения.
Элективный курс предполагает изучение не только отечественной исторической литературы, но и зарубежной. Так, “Паломничество Чайлд-Гарольда” Дж. Г. Байрона помогает ученикам лучше представить эпизоды освободительного движения в Италии и Греции, главы романа В.Гюго “ Отверженные” рассказывают современным детям о событиях Парижской Коммуны.
Последовательность изучения произведений ярко иллюстрирует основополагающий постулат авторской концепции: вся история человечества отражена в художественной литературе.
Традиционными в Тамбовском кадетском корпусе имени Л.С.Дёмина стали конференции по повести А.Куприна “На переломе” (“Кадеты”) и роману “Юнкера”. Совместная работа в процессе подготовки учителей истории и литературы, учителей и учеников способствует сплочению коллектива, осознанию своей причастности к историческим событиям, к развитию кадетского движения в России.
Оснащение кабинетов компьютерами, телевизорами, мультимедийными проекторами позволило организовать в школе просмотр лучших художественных и документальных фильмов в рамках программы историко-литературного клуба “Из прошлого в будущее”. Цели клуба – знакомить учеников с именами патриотов нашего отечества, на примере их жизни и подвигов воспитывать у кадетов любовь к Родине, стремление оберегать и защищать её. В программе занятий – самые яркие имена: Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Пётр Первый, Александр Суворов, Фёдор Ушаков и другие. В нашем арсенале и возможности Интернета, и материал виртуальной школы Кирилла и Мeфодия, электронные альбомы с художественными и документальными фильмами, лучшие произведения на исторические темы, учительские и ученические проекты и презентации по изучаемым вопросам.
Такая комплексная работа, в результате которой осуществляется интеграция программ учебных предметов, программ элективного курса и клуба, безусловно, способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным представлением о мире, умеющего творчески подходить к решению поставленных задач и, наконец, много и осознанно читающего. Читающего серьёзные, достойные внимания книги, которые развивают вкус и воспитывают настоящих патриотов России.