Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 2-й этап — "Конкурс знатоков"

Разделы: История и обществознание, Литература


Играют 5 команд по 7 человек в каждой.

7 “Г” – 2 команды – формирует Мелешкина Е.С.
7 “Д” – 2 команды – формирует Кутикова О.Г.
7 “В” – 1 команда – формирует Николаева С.Ф.

На игру приглашаются родители всех учащихся.

Жюри – родители (по одному от каждого класса); председатель жюри – учитель истории и обществознания, участники театральной студии школы, техническая группа учащихся старших классов.

I. Вступление

Торжественная и печальная музыка.

  • Вступительное слово и Минута молчания (4 минуты)

Сегодняшний этап игры проходит в День Воинской славы России. Какой? 5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. До этого фашистская армия в течение 5,5 месяцев продвигалась внутрь территории Советского Союза, враг подошёл очень близко к Москве (на северо-западе от Москвы до 50 км). И вот в начале декабря наши войска перешли в контрнаступление, и тогда стало понятно, что враг не войдёт в Москву, что в этой войне весь народ отстоит свою Родину.

Опыт Отечественной войны 1812 года был учтён. Герои войны 1812 были не просто легендой или историческими персонажами, а примером для подражания. На Бородинском поле проходило два сражения – одно в 1812, а другое в 1941 году, и историческая память помогла на этот раз Москву не отдать.

В истории нет разрывов, она непрерывна, и без одного события не произошло бы другого. И в 1812-м, и в 1941-м и на поле брани остались наши прапрадеды, прадеды, деды, потому что все мы участники истории.

Минута молчания в память обо всех погибших в Отечественных войнах России.

Звучит военный марш.

  • Вступительное слово к игре (2 минуты).
  • Цель игры.
  • Настрой на восприятие информации и серьёзную аналитическую работу.
  • Роль зала.

Условия игры:

  • В ходе турнира команды выполнят 6 заданий.
  • За каждый правильный ответ команда или участник получает жетон номиналом в 1, 2, 3, 4, 5 баллов. Количество жетонов соответствует количеству набранных баллов. Жетоны хранятся в течение всей игры у капитана команды. (См. Приложение 5).
  • Во время подготовка команд к следующему этапу один из ведущих проводит игру с залом. За правильный ответ или дополнения к ответу участник получает жетон (отличный от жетона члена команды). (Образцы жетонов см. в Приложении).
  • Жюри имеет право давать команде дополнительные баллы (за находчивость, организованность, оригинальность, речевую культуру и т.д.)

Звучит военный марш.

 II. Ход игры

1. “История в лицах” (10 минут).

Задача команды – узнать, кто изображён на портрете, подписать имя и фамилию исторического персонажа. (Список героев войны 1812 года, о которых пойдёт речь, дан командам заранее). На экране – галерея портретов героев войны 1812 года (около 30 секунд на каждый портрет), потом ещё раз поочерёдно. Всего 12 портретов. Команды в это время должны заполнить карточку именами и фамилиями героев в том порядке, в каком они были показаны. (См. Приложения 2).

Карточку команды сдают в жюри и за каждый правильный ответ получают по одному баллу.

Музыкальная вставка

2. “Герои и их судьбы” (25 минут).

Задача команды — рассказать об одном из героев войны 1812 года. Капитаны команд получают карточки с именами героев в результате жеребьёвки. Командам даётся 5 минут на подготовку.

Пока команды готовят свои выступления, проходит игра с залом (это ребята, которые не участвуют в команде знатоков). Во время игры с залом все ведущие помогают следить за работой зала и выдавать жетоны ответившим верно.

Игра с залом “Узнай, кто на портрете”. 5 портретов (наиболее узнаваемые герои войны 1812 года). (См. Приложение 1).

Задача – узнать, кто это, и дать правильный ответ. Ответивший получает жетон. Остальные игроки имеют право рассказать что-то об этом человеке и получить жетон.

Выступления команд. Каждая команда получает жетон определённого номинала – это решает жюри.

Музыкальная вставка

3. “Что это такое? История в деталях” (7 минут).

Задание “Что это такое?” Задача команды – соотнести слово и его определение, записанные на карточке в виде таблицы. Команда получает карточку с заданием, которое выполняет в течение 3 минут.

Игра с залом. Пока команды готовятся, идёт игра с залом “Что это такое?” Нужно объяснить значение слова. Для игры с залом предлагаются более простые слова, чем для знатоков. Ответивший получает жетон. Остальные игроки имеют право дополнить ответ и тоже получить жетон. (См. Приложение 2)

Команды сдают карточки с ответами жюри, которое подсчитывает количество заработанных баллов.

Музыкальная вставка

4. “Имена и события” (10 минут).

Задача команды – соотнести историческое событие и имя героя войны 1812 года (5 событий и имён). Команда получает карточку с заданием, которое выполняет в течение 5 минут, после чего капитаны сдают карточку в жюри.

Игра с залом

Пока команды готовят своё задание, ведущие с залом читают стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино”. Желающие (кто помнит стихотворение М. Лермонтова) читают по строфам. 1-ую строку строфы ведущие подсказывают. За каждую строфу читающий получает жетон.

Пока идёт игра с залом, жюри подсчитывает промежуточные результаты команд.

Музыкальная вставка

Жюри объявляет количество баллов, полученных каждой командой за предыдущий этап, и выдаёт жетоны капитанам команд.

5. “Басня ложь, да в ней намёк…” (20 минут).

Прослушав басни Крылова “Обоз”, “Ворона и Курица”, “Кот и повар” в исполнении участников театральной студии школы, команды должны дать исторический комментарий к ним. После каждой басни слово для исторического комментария получает та команда, которая первой готова ответить.

За каждый правильный ответ (возможны и дополнения к предыдущему ответу) команда получает жетон.

Музыкальная вставка

6. “История в искусстве” (15 минут).

В игре участвуют зал и команды. Задача – по репродукции или фотографии узнать памятник архитектуры, скульптуру, картину и рассказать об этом объекте всё, что ей известно. Всего 13 слайдов. (См. Приложения 3, Приложение 4). Отвечает тот игрок из зала, который первым сможет дать ответ. Если он отвечает неправильно или ответа нет совсем, слово переходит к одной из команд. За каждый правильный ответ (или существенное дополнение к предыдущему) игрок или команда получают жетон.

7. “Война 1812 года в литературе” (10 минут).

Задача команды по прочитанному отрывку определить автора и название произведения. После чтения отрывка слово получает та команда, которая первой готова дать ответ.

“Война 1812 года в литературе”

По данному отрывку определите автора и название произведения

1.

Ты сер, а я, приятель, сед…
И.А. Крылов “Волк на псарне”

2.

На поле бранном тишина;
Огни между шатрами;
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
В.А. Жуковский. “Певец во стане русских воинов”

3.

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны,
Восстал и стар, и млад; летят на дерзновенных
Сердца их мщеньем зажжены.
А.С. Пушкин. “Воспоминание в Царском Селе” 1814 г.

4.

О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
В.А. Жуковский. “Певец во стане русских воинов”

5.

…И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою…
Ахнул дерзкий– и упал!
М.Ю. Лермонтов. “Два великана”

6.

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
А.С. Пушкин. “Воспоминание в Царском Селе” 1814 г.

7.

Чудесный жребий совершился:
Угас великий человек.
В неволе мрачной закатился
Наполеона мрачный век.
А.С. Пушкин. “Наполеон”

8.

Тот наш, кто первый в бой летит
На гибель супостата,
Кто слабость падшего щадит
И грозно мстит за брата
В.А. Жуковский. “Певец во стане русских воинов”

9.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный ,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

10.

Перед гробницею святой
Стою с поникшей головой…
Всё спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамён нависший ряд.
А.С. Пушкин “Перед гробницею святой…”

11.

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела,
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала,
ПолонЕнною
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Фёдор Глинка. “Москва”

12.

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
А.С. Пушкин. “Полководец”

После последнего этапа команды сдают жюри полученные в течение игры жетоны. Жюри подсчитывает баллы.

Дополнительное задание (если команды набрали одинаковое количество баллов): рассказать о двух героях войны 1812 года – Денисе Давыдове и Надежде Дуровой.

III. Награждение.

Торжественная и радостная музыка.

Жюри объявляет итоги игры.
Награждение команды-победительницы (7 человек): книги, шоколадки и диплом.
Награждение всех участников-знатоков книгами.
Награждение игроков из зала (6 человек) книгами.

Список сайтов Интернета, на которых есть необходимые материалы для подготовки к игре:

  1. Музей “Бородинская панорама” http://www.1812panorama.ru/
  2. Война 1812 года в русской литературе http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il5/il523152.htm
  3. Музей “Бородинское поле” http://www.borodino.ru/
  4. Бородино: из истории двух отечественных войн http://anime.zelnet.ru/borodino/01.htm
  5. Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.
  6. Гусары-герои войны 1812 года http://www.kulichki.com/gusary/istoriya/slava/1812/
  7. Культурное наследие земли Смоленской http://nasledie.smolensk.ru/pkns/index.php
  8. Малоярославецкий Военно – исторический музей 1812 года http://www.mjar.ru/muz1812/muz1812.htm
  9. 1812 год в живописи, литературе http://voina1812.narod.ru/2.html
  10. Москва: память о войне 1812 года (статья) https://his.1sept.ru/2003/30/6.htm
  11. Свободная энциклопедия “Википедия”