Цели и задачи:
- формирование нравственных ориентиров учащихся;
- приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
- актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;
- развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать прочитанное, делать выводы;
Оформление: мультимедиакомплект, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, свеча, которая занимает видное место на учительском столе.
Эпиграф: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа» (А. И. Солженицын «Лихое зелье»)
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
– Один из рассказов А. И. Солженицына
заканчивается такими словами… (зачитывается
эпиграф к уроку).
Труд и душа…Материальное и духовное… «Не так уж
и много, – скажут некоторые, – человеку нужно
гораздо больше».
– Что мы можем возразить таким людям?
(Таким образом, дети начинают говорить, пытаются размышлять)
– Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно. «Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки…Отчего же у добрых растений всегда сил меньше?» – сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье». И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».
(Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).
– В результате приходим к выводу: этот чистый и
ясный язычок пламени может согреть, но он может и
погаснуть от любого случайного сквозняка.
Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа
человека. Как же порой бывает трудно сохранить в
себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а
Матрёне удалось… Как?
(После этого полностью формулируется и
записывается на доске главная проблема
урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять,
как удалось этой женщине сохранить свою душу,
сберечь то, что было даровано ей свыше)
II. Изучение рассказа. Работа в группах
Предварительно класс делится на семь групп – по микротемам. Каждая получает вопросы и задания по тексту рассказа. На уроке в работе участвуют все члены группы, кроме того, при обсуждении другие группы могут вносить свои коррективы и дополнения. После этого сформулированные выводы по микротемам записываются в рабочие тетради.
Матрёнин дом
- Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
- Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?
- Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?
- Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?
Сделайте вывод. Чем поразила эта изба
Игнатича снаружи и изнутри?
Что побудило героя-рассказчика поселиться
именно у Матрёны? (Снаружи это «старый серый
изгнивающий» дом. Но за внешней убогостью
скрывается чистая душа добротно построенной
когда-то избы; в ней не было ничего злого, не было
лжи.)
Один день из жизни Матрёны Васильевны
- Когда и как начинался Матренин день?
- Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
- Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?
Сделайте вывод. В чём находила Матрёна смысл повседневного существования? (Работа – только в ней Матрёна видела смысл своего существования. Она «лечилась» работой, «защищалась» от недоброжелателей. Работа возвращала ей доброе расположение духа, и, «наломавши спину», возвращалась Матрёна в избу уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.)
«Общение» с Богом
- Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
- Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
- Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?
Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было – просьба о помощи, жалобы или слова благодарности? (Матрёна всё делала с открытой душой – работала, любила, молилась… Жизнь научила её стойко переносить все неурядицы, не жаловаться, не стонать даже в минуты тяжёлой «немочи». Поэтому, обращаясь к Богу, Матрёна скорее прошепчет слова благодарности, чем пожалуется на свою жизнь.)
Прошлое Матрёны
- Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-й части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
- Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-я часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Выпишите самые яркие моменты.
- Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.
«Я…в первый раз совсем по-новому увидел
Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от
света, казался полумрак с розовинкой. И из него
выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не
жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».
«Обвязанное старческим слинявшим платочком
смотрело на меня в непрямых мягких отсветах
лампы круглое лицо Матрёны – как будто
освобождённое от морщин, от будничного
небрежного наряда…».
Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять? (Нет. Ведь тогда она была по-настоящему счастлива: у неё была молодость, любовь – и целая жизнь впереди…)
Матрёна и Фаддей Миронович
- Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
- Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
- Проанализируйте поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составьте «глагольные» характеристики героев.
Определите присутствующий здесь подтекст.
Сделайте вывод, перечитав строчки из текста:
«…что добром нашим, народным или моим,
странно называет язык имущество наше. И его-то
терять считается перед людьми постыдно и глупо».
Ответьте на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Добро для Матрёны – всё духовное; добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.)
История с горницей
- Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
- Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
- Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».
Сделайте вывод. Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны? (Горницу разбирали «по рёбрышкам»; под ударами топоров визжали и скрипели отрываемые доски. Автор намеренно «оживляет» изломанную избу, которая страдает и мучается так же, как и её хозяйка. А ломатели с каждым ударом топора всё больше теряют человеческий облик («отрывали», «выворачивали»)
Прощание с Матрёной
- Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
- Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?
- Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?
Сделайте вывод. Как повлияла гибель Матрёны на окружающих? (Смерть Матрёны – это повод задуматься: Кто я? Для чего я здесь? Что ложно и что истинно в этом мире? Это повод заглянуть в себя, в свою душу – обрести её или потерять навсегда…)
III.
Возвращаемся к проблеме урока, над которой
предлагается поразмышлять письменно
(сочинение-миниатюра или синквейн). После этого
письменные работы по желанию прочитываются в
классе. В конце урока все тетради с рабочими
записями сдаются на проверку.
Идёт обмен мнениями. Подводятся итоги урока.
IV. Заключительное слово учителя
– У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в
ней жива душа, тот внутренний тёплый свет,
который не может обжечь – только согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным
сожалением, а она слушает лишь голос своего
сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий
голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое
творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни
это».
Как хочется, чтобы помнили…
Литература:
Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Рассказы. – М.: Эксмо, 2006.