Цели деятельности учителя: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма; развивать навыки анализа стихотворного текста.
Планируемые результаты изучения темы:
- Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
- Метапредметные универсальные учебные действия:
- Личностные: осознавать себя гражданином своего Отечества, признавать общепринятые морально-этические нормы.
- Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
- Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; делать обобщения, выводы.
- Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оформление: презентация PowerPoint “М.Ю.Лермонтов “Бородино”, портрет писателя, рисунки детей.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 1).
Здравствуйте дети, уважаемые гости! Начнем сегодня урок мы с вами не так как всегда.
2. Минута вхождения в урок (слайд 2).
Горит свеча в руках учителя. Свет приглушен.
Учитель читает наизусть стихотворение К. Бальмонта.
На фоне музыки спокойной.
Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий, живой!
Огонь одинокий среди темноты,
Как символ душевной моей чистоты.
Нельзя не увидеть его красоты.
Как ласково греет мои он мечты.
Вопрос: О чем вы мечтаете, глядя на свечу? Что вы представили? О чем вспомнили? Свеча – это символ веры, надежды, жизни.
Вопрос: А как вы думаете, бывают ли такие события, которые остаются в памяти всего народа надолго?
Вопрос: А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?
3. Историческая основа стихотворения.
(Звучит торжественная увертюра “1812 год”. Музыка П.И. Чайковского) (Слайд 3).На фоне музыки.
Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось отражать нападения иноземных захватчиков, отстаивая свою независимость. В начале 19 века вновь нависла опасность над нашей страной.
Вопрос: О какой войне пойдёт речь? (Война 1812 года, война с Наполеоном).
Император Франции Наполеон двинул свои огромные полчища на Россию. Эта война в очередной раз показала образцы русского патриотизма и воинской доблести.
Вопрос: А какое было самое важное событие в войне с Наполеоном?
Ребята, о чем же пойдёт речь на этом уроке? Какова тема урока? (Слайд 4).
Запись темы урока в тетрадь.
Я вам хочу немного рассказать о том, как было написано Бородино (Слайд 5).
Лермонтов родился через 2 года после сражения, но знал об этом сражении понаслышке. Впрочем, Бородино было частью семейной истории и был человек, который рассказывал ребенку Лермонтову о том, как было дело. Человек этот был его двоюродный дед. Брат бабушки Афанасий Столыпин. Он был во время Бородинского сражения гвардейским артиллерийским офицером. И он был участником Бородинского сражения. Услышав рассказ деда, Лермонтов захотел рассказать об этом в своих произведениях, чтобы это осталось в памяти (Слайд 6).
Лермонтов написал стихотворение “Бородино” к 25-летию сражения.
А в 2012 году (2года назад) мы отмечали годовщину этого сражения. 200 лет со дня Бородинской битвы.
Давайте заглянем в далекое прошлое (Слайд 7).
Так выглядит Бородинское поле в наши дни. Сейчас, в наше время, на Бородинском поле происходят инсценировки тех далеких событий. А более чем 200 лет назад 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию (Слайд 8).
Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км.от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.
Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы (Слайд 9).
Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов.
(Просмотр видео) одновременно.
Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей матери. Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России (слайд 10).
(Просмотр видео) одновременно.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага.
"За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад” - таков был приказ.
Потери русских составили 45, 6 тысяч человек, но сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все "за” и "против”, желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве.
Вопрос: Как вы думаете, почему русские войска вынуждены были отступать.
Вопрос: А что же побудило М.Ю. Лермонтова написать стихотворение "Бородино"?
Да, Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, она является переломным этапом в сражении, после которого стал очевиден исход войны. Такие события не забываются. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. И М.Ю. Лермонтов обращается к этой теме.
4. Физкультминутка.
5. Словарная работа.
В ходе подготовки к уроку учащимся было дано задание: нарисовать рисунки. объясняющие непонятные слова, встретившиеся в тексте стихотворения. Рисунки перед уроком вывешиваются на доску. Учащиеся объясняют значения непонятных слов.
Редут – полевое укрепление
Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии
Сеча – сражение, битва
Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
Бивак – стоянка войска под открытым небом
Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи
Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии
6. Прослушивание стихотворения (Слайд 11).
Вопрос: Понравилось ли вам стихотворение?
Вопрос: Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?
Вопрос: Какова же тема стихотворения? (Война 1812 года).
Вопрос: С чего начинается стихотворение? (Построено на основе диалога, разговора старого солдата и молодого человека).
Вопрос: А этот разговор происходит сразу после сражения или спустя много лет? (Через много лет).
Вопрос: А кто рассказывает о сражении? Кто рассказчик? (Старый солдат) (Слайд 12).
Вопрос: Каким вы увидели этого человека? (Он простой солдат, рядовой участник событий, он испытал все тяготы войны).
Вопрос: Кто герои рассказа ветерана войны?
Вопрос: С какими чувствами старый воин вспоминает о них?
Как он их называет? Зачитайте.
Впервые в литературе того времени историческое событие идёт от лица рядового воина, всё увидено его глазами.
По ходу обсуждения делаются записи в тетрадях.
7. Работа с текстом в группах (Слайд 13).
Вопрос: Какие качества проявляет в такие минуты герой?
Предлагаю вам поработать в группах. У вас на партах карточки с отрывками из произведения. Ваша задача прочитать отрывки и записать, какие качества героя, на ваш взгляд, встречаются в тексте. Поработаем с отрывками произведения.
1)
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?...
Ответ: смелость, решительность
2)
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою...
Ответ: патриотизм, скромность
3)
Умрём же под Москвой...
Как наши братья умирали...
Ответ: воинское братство, гордость
4)
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Ответ: готовность сложить голову на поле брани, верность Отчизне
5)
Вам не видать таких сражений...
...наш рукопашный бой!...
Ответ: мужество, смелость
6)
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Ответ: восхищение смелостью русских воинов, восхищение мужеством, силой.
Обсуждение в группах, запись в тетрадях.
8. Подведение итогов.
Вопрос: Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Гордость за русских солдат, любовь к Родине, чувством патриотизма).
Вопрос: В каких строчках заключается идея стихотворения? Они очень важны, автор повторяет их. (“Да, были люди в наше время... Богатыри – не вы”).
Вопрос: А какие чувства вы испытали? (Патриотизм).
9. Бородинское сражение в наши дни (Слайд 14).
Вопрос: Зачем помнить нам о прошлом?
Россия – наша родина, наш дом, и наша задача – оберегать её, заботиться о её процветании, чтобы всем нам жить в счастливой стране (Слайд 15).
Память народ хранит, и в честь этого события были выпущены медали и ордена, которые вручались солдатам во время ВОВ за боевые подвиги.
Главный монумент русским воинам, героям Бородинского сражения, на батарее Раевского, был построен в 1839 году. Архитектор А.Адамини. Это был первый монумент, поставленный на Бородинском поле. В 1932 году он был снесен, вновь воссоздан в 1987 году. Рядом с монументом находится могила Багратиона.
Медаль в память Бородинской битвы
Первая и вторая степень ордена Кутузова учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года. Третья степень ордена учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года.
И в заключение урока послушайте песню.
Звучит запись песни “Мы – армия страны в исполнении оркестра Советской армии под руководством Александрова.
10. Рефлексия. Выставление оценок.
- Ребята, что мы узнали сегодня нового на уроке?
- Что нового взяли для себя?
- Что показалось вам сложным?
11. Домашнее задание на выбор (Слайд 16).
- Нарисовать иллюстрации к стихотворению, сделать к ним подписи из текста
- Выучить отрывок
- Составить характеристику героя – рассказчика (письменно).