Занятия по развитию речи. Чтение детям: С.Я.Маршак «Сказка об умном мышонке» в средней группе

Разделы: Литература, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, средняя группа, Развитие речевой деятельности, С.Я.Маршак, С.Я.Маршак «Сказка об умном мышонке»


Цель:

  • познакомить детей со сказкой об умном мышонке С.Я.Маршака.
  • учить детей отвечать на вопросы; вести диалог;
  • упражнять в отчетливом произношении звукоподражаний.

Задачи:

  • познакомить детей с новой сказкой С.Я.Маршака;
  • развивать способность выражать свои чувства и мысли с помощью речевого высказывания;
  • помощь понять замысел сказки и его идею;
  • активизировать словарь: умный, сообразительный, находчивый, ловкий;
  • воспитывать желание, умение слушать сказку.

Предварительная работа:

  • провести беседу о произведениях С.Я.Маршака;
  • обсудить проблемные ситуации в группе возникающие между детьми;
  • оформление в группе выставку книг С.Я.Маршака с его портретом (с родителями);
  • прочитать детям сказки С.Я.Маршака.

Методы работы:

  • Организационный момент: вспомнить с детьми уже знакомую сказку.
  • Наглядные: рассматривание героев на картинке.
  • Словесные: беседа, вопросы.
  • Практические: метод напоминания, дидактическая игра «Кто лишний?».

Материалы: Книга с иллюстрациями, волшебная магнитная доска с фигурками животных на магнитах, приложение.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы с вами вместе возьмемся за руки, сделаем большой круг и улыбнемся, посмотрим друг на друга и поздороваемся, покажем с каким хорошим настроением мы пришли в детский сад. Молодцы! У нас сегодня у всех хорошее настроение! (дети садятся на свои места)

2. Сюрпризный момент

Ребята, посмотрите на столе стоит домик, кто же там спрятался? Чтобы узнать вам нужно будет отгадать загадку, слушайте внимательно:

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки. (мышка)

Дети: Мышка.

Воспитатель: Правильно, ребята! Как же мышка оказалась в нашей группе? Возможно, мышка испугалась кого-то и прибежала к нам? Давайте мы с вами вспомним, какую же сказку мы читали про мышонка.

Я вам зачитаю строки, а вы постараетесь отгадать:

Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...

Дети: «Сказка о глупом мышонке»

Воспитатель: Молодцы, ребятки.

Ребятки, как вы думаете куда же делся в сказке мышонок?

Дети: Мышонка съела кошка.

Воспитатель: Нет, ребята кошка не съела мышонка, а просто унесла его с собой. А мышонок убежал и прибежал в нашу группу целым и невредимым. Вы знаете, есть продолжение истории о мышонке. Как это произошло, рассказывается уже в другой сказке и называется она «Сказка об умном мышонке».

В этой сказке мышонок убежал от кошки и от других опасных зверей: хорька, белки, ежа, совы. Все эти животные едят мышей и каждый раз наш мышонок был в опасности (показ картинок с изображениями животных).

3. Основная часть

Воспитатель: А теперь мы с вами узнаем что же случилось с мышонком дальше из этой книжки (показать книгу) «Сказка об умном мышонке». Ребятки, посмотрите у меня в руках волшебная доска, я вам буду читать сказку, а волшебная доска покажет вам ее.

(Воспитатель читает сказку и показывает ход сказки на волшебной магнитной доске)

Воспитатель: Давайте мы немного отдохнем (дети подходят к коврику)

Физкультминутка

Бегает в лесу мышонок,
Быстро, быстро (бегаем на месте)
Испугался он кота,
И сразу спрятался (садимся, прячем руками лицо)
Осторожно выглянул…
Повернулся на право, а затем на лево(повороты головы)
Нет кота и нет хорька!
Ура!!! (прыгаем и хлопаем в ладоши)
(Дети садятся на стульчики)

Д/и «Кто лишний?»

(Для игры раскладываются на волшебной магнитной доске изображения: кошки, хорька, белки, ежа, совы, лягушек, мышки и медведя. Предлагает детям убрать того персонажа, которого не было в сказке)

Воспитатель: Ребята, Вам понравилась сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста

- О ком эта сказка? (о мышонке)

- Кто хотел самым первым съесть мышонка? (кошка)

- А какую игру предложил кот поиграть мышке? (кошки-мышки)

- Почему мышонок не стал играть с кошкой в «кошки-мышки»? (ему мама не разрешала играть в «кошки-мышки»)

- Как мышонок убежал от кошки? (он пролез в щель в заборе)

- В какую игру стал играть мышонок с хорьком? (уголки)

- А кто позвал мышонка играть в горелки? (белки)

- Кто предупредил мышонка, что летит сова? (лягушки)

- Как вы думаете, мышонок был послушным?( да, потому что он слушался маму)

4. Итог занятия

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, почему сказка называется «об умном мышонке»? (рассуждаем вместе с детьми, о том, что мышонок перехитрил всех зверей, которые хотели его съесть)

Каким был мышонок? (ловким, сообразительным, умным и т.д.)

Вот значит наш мышонок был умным и смог убежать от зверей в наш детский сад. Мама мышонка наверное уже потеряла, давайте ребятки проводим мышонка домой.

Дети: До свидание, мышонок!

Воспитатель: Предлагаю вам ребятки поиграть игру в которую играли кот и мышка, а игра так и называется «Кошки-мышки».

(Дети формируют круг и держатся за руки. Мышка должна находиться с наружи, а кошка-внутри. Задача кошки поймать мышку, а задача круга - не позволить это сделать. Дети стараются препятствовать всеми способами).

Светит солнце к нам в окошко.
Разлеглась на кресле кошка.
Будто дремлет, будто спит,
А за мышками следит.

Разыгрались наши мышки -
Серенькие шалунишки
Бегают они пищат
И резвятся, и шуршат.

«Мышки, мышки, не шалите!
Кошку вы не разбудите!»
«А я вовсе и не сплю -
Всех мышей переловлю!»

Воспитатель: Понравилась вам игра?

Дети: Да!

Воспитатель: Молодцы!

Вот и вам, ребята, нужно быть такими же послушными, умными, всегда слушаться своих родителей и не попадать в опасность!

Спасибо вам, ребята, за такое хорошее занятие! Молодцы, ребятки!

Приложение

«Сказка об умном мышонке» С.Я.Маршак

Унесла мышонка кошка
И поет: - Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!

Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
- В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.

- Мур-мур-мур, - мурлычет кошка,
Поиграй, дружок, немножко.
А мышонок ей в ответ:
- У меня охоты нет.

Поиграл бы я немножко,
Только, пусть, я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!

Засмеялась кошка Мурка:
- Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать.

Говорит мышонок Мурке:
- Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.

Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку - хвать!

Говорит он хитрой кошке:
- У меня устали ножки,
Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.

- Хорошо, - сказала кошка,
Отдохни, коротконожка,
Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем!

Кошке - смех, мышонку - горе…
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок - да исчез!

Вправо, влево смотрит кошка:
- Мяу-мяу, где ты, крошка?
А мышонок ей в ответ:
- Там, где был, меня уж нет!

Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек
Длинный, узенький хорек.

Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.

Вот пришел хорек с охоты,
Гостя спрашивает: - Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!

- В кошки-мышки или в жмурки?
Говорит мышонок юркий.

- Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».

- Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй:

Я - зверек,
И ты - зверек,
Я - мышонок,
Ты - хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!

- Стой! - кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку,
А мышонок - прямо в лес
И под старый пень залез.

Стали звать мышонка белки:
- Выходи играть в горелки!

- У меня, - он говорит,
Без игры спина горит!

В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.

А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.

Закричал мышонку еж:
- От ежей ты не уйдешь!

Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною - в чехарду.
Выходи скорей - я жду!

А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
- Не хочу я в чехарду,
На иголки попаду!

Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул - и был таков!

Добежал он до опушки.
Слышит - квакают лягушки:
- Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!

Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.

А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.

У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.

А сова - все ближе, ближе,
А сова - все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
- Поиграй, дружок, со мной!

Пропищал мышонок: - В прятки?
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.

До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.

А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом.
Где остались мать с отцом.

Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.

То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать!
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.