Цель:
- познакомить детей со сказкой об умном мышонке С.Я.Маршака.
- учить детей отвечать на вопросы; вести диалог;
- упражнять в отчетливом произношении звукоподражаний.
Задачи:
- познакомить детей с новой сказкой С.Я.Маршака;
- развивать способность выражать свои чувства и мысли с помощью речевого высказывания;
- помощь понять замысел сказки и его идею;
- активизировать словарь: умный, сообразительный, находчивый, ловкий;
- воспитывать желание, умение слушать сказку.
Предварительная работа:
- провести беседу о произведениях С.Я.Маршака;
- обсудить проблемные ситуации в группе возникающие между детьми;
- оформление в группе выставку книг С.Я.Маршака с его портретом (с родителями);
- прочитать детям сказки С.Я.Маршака.
Методы работы:
- Организационный момент: вспомнить с детьми уже знакомую сказку.
- Наглядные: рассматривание героев на картинке.
- Словесные: беседа, вопросы.
- Практические: метод напоминания, дидактическая игра «Кто лишний?».
Материалы: Книга с иллюстрациями, волшебная магнитная доска с фигурками животных на магнитах, приложение.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы с вами вместе возьмемся за руки, сделаем большой круг и улыбнемся, посмотрим друг на друга и поздороваемся, покажем с каким хорошим настроением мы пришли в детский сад. Молодцы! У нас сегодня у всех хорошее настроение! (дети садятся на свои места)
2. Сюрпризный момент
Ребята, посмотрите на столе стоит домик, кто же там спрятался? Чтобы узнать вам нужно будет отгадать загадку, слушайте внимательно:
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки. (мышка)
Дети: Мышка.
Воспитатель: Правильно, ребята! Как же мышка оказалась в нашей группе? Возможно, мышка испугалась кого-то и прибежала к нам? Давайте мы с вами вспомним, какую же сказку мы читали про мышонка.
Я вам зачитаю строки, а вы постараетесь отгадать:
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...
Дети: «Сказка о глупом мышонке»
Воспитатель: Молодцы, ребятки.
Ребятки, как вы думаете куда же делся в сказке мышонок?
Дети: Мышонка съела кошка.
Воспитатель: Нет, ребята кошка не съела мышонка, а просто унесла его с собой. А мышонок убежал и прибежал в нашу группу целым и невредимым. Вы знаете, есть продолжение истории о мышонке. Как это произошло, рассказывается уже в другой сказке и называется она «Сказка об умном мышонке».
В этой сказке мышонок убежал от кошки и от других опасных зверей: хорька, белки, ежа, совы. Все эти животные едят мышей и каждый раз наш мышонок был в опасности (показ картинок с изображениями животных).
3. Основная часть
Воспитатель: А теперь мы с вами узнаем что же случилось с мышонком дальше из этой книжки (показать книгу) «Сказка об умном мышонке». Ребятки, посмотрите у меня в руках волшебная доска, я вам буду читать сказку, а волшебная доска покажет вам ее.
(Воспитатель читает сказку и показывает ход сказки на волшебной магнитной доске)
Воспитатель: Давайте мы немного отдохнем (дети подходят к коврику)
Физкультминутка
Бегает в лесу мышонок,
Быстро, быстро (бегаем на месте)
Испугался он кота,
И сразу спрятался (садимся, прячем руками лицо)
Осторожно выглянул…
Повернулся на право, а затем на лево(повороты головы)
Нет кота и нет хорька!
Ура!!! (прыгаем и хлопаем в ладоши)
(Дети садятся на стульчики)
Д/и «Кто лишний?»
(Для игры раскладываются на волшебной магнитной доске изображения: кошки, хорька, белки, ежа, совы, лягушек, мышки и медведя. Предлагает детям убрать того персонажа, которого не было в сказке)
Воспитатель: Ребята, Вам понравилась сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста
- О ком эта сказка? (о мышонке)
- Кто хотел самым первым съесть мышонка? (кошка)
- А какую игру предложил кот поиграть мышке? (кошки-мышки)
- Почему мышонок не стал играть с кошкой в «кошки-мышки»? (ему мама не разрешала играть в «кошки-мышки»)
- Как мышонок убежал от кошки? (он пролез в щель в заборе)
- В какую игру стал играть мышонок с хорьком? (уголки)
- А кто позвал мышонка играть в горелки? (белки)
- Кто предупредил мышонка, что летит сова? (лягушки)
- Как вы думаете, мышонок был послушным?( да, потому что он слушался маму)
4. Итог занятия
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, почему сказка называется «об умном мышонке»? (рассуждаем вместе с детьми, о том, что мышонок перехитрил всех зверей, которые хотели его съесть)
Каким был мышонок? (ловким, сообразительным, умным и т.д.)
Вот значит наш мышонок был умным и смог убежать от зверей в наш детский сад. Мама мышонка наверное уже потеряла, давайте ребятки проводим мышонка домой.
Дети: До свидание, мышонок!
Воспитатель: Предлагаю вам ребятки поиграть игру в которую играли кот и мышка, а игра так и называется «Кошки-мышки».
(Дети формируют круг и держатся за руки. Мышка должна находиться с наружи, а кошка-внутри. Задача кошки поймать мышку, а задача круга - не позволить это сделать. Дети стараются препятствовать всеми способами).
Светит солнце к нам в окошко.
Разлеглась на кресле кошка.
Будто дремлет, будто спит,
А за мышками следит.Разыгрались наши мышки -
Серенькие шалунишки
Бегают они пищат
И резвятся, и шуршат.«Мышки, мышки, не шалите!
Кошку вы не разбудите!»
«А я вовсе и не сплю -
Всех мышей переловлю!»
Воспитатель: Понравилась вам игра?
Дети: Да!
Воспитатель: Молодцы!
Вот и вам, ребята, нужно быть такими же послушными, умными, всегда слушаться своих родителей и не попадать в опасность!
Спасибо вам, ребята, за такое хорошее занятие! Молодцы, ребятки!
«Сказка об умном мышонке» С.Я.Маршак
Унесла мышонка кошка
И поет: - Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
- В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.- Мур-мур-мур, - мурлычет кошка,
Поиграй, дружок, немножко.
А мышонок ей в ответ:
- У меня охоты нет.Поиграл бы я немножко,
Только, пусть, я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!Засмеялась кошка Мурка:
- Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать.Говорит мышонок Мурке:
- Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку - хвать!Говорит он хитрой кошке:
- У меня устали ножки,
Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.- Хорошо, - сказала кошка,
Отдохни, коротконожка,
Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем!Кошке - смех, мышонку - горе…
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок - да исчез!Вправо, влево смотрит кошка:
- Мяу-мяу, где ты, крошка?
А мышонок ей в ответ:
- Там, где был, меня уж нет!Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек
Длинный, узенький хорек.Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.Вот пришел хорек с охоты,
Гостя спрашивает: - Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!- В кошки-мышки или в жмурки?
Говорит мышонок юркий.- Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».- Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй:Я - зверек,
И ты - зверек,
Я - мышонок,
Ты - хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!- Стой! - кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку,
А мышонок - прямо в лес
И под старый пень залез.Стали звать мышонка белки:
- Выходи играть в горелки!- У меня, - он говорит,
Без игры спина горит!В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.Закричал мышонку еж:
- От ежей ты не уйдешь!Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною - в чехарду.
Выходи скорей - я жду!А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
- Не хочу я в чехарду,
На иголки попаду!Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул - и был таков!Добежал он до опушки.
Слышит - квакают лягушки:
- Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.А сова - все ближе, ближе,
А сова - все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
- Поиграй, дружок, со мной!Пропищал мышонок: - В прятки?
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом.
Где остались мать с отцом.Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать!
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.