Цель:
1. Побудить детей к размышлению над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают наизусть.
2. Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов.
3. Формировать представление детей об их собственных эмоциях, умение передавать разные эмоциональные состояния.
4. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…”
5. Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов.
6. Закреплять эмоционально-положительный эффект.
Материалы к занятию:
книги со сборниками стихов, графическое изображение разных эмоций по восемь карточек на каждого ребёнка, музыкальная запись, лист бумаги в форме тучки на каждого ребёнка, свеча, “волшебный” сундучок.
Ход занятия
Дети в начале занятия сидят на коврике. В группе декорации леса. Звучит музыка.
Воспитатель (в руках свеча):
-Ребята, слышите, звучит музыка? Это зовёт нас к себе в гости сказочный лес. Сегодня, я предлагаю вам, совершить путешествие в сказочный лес. А “волшебная” свеча нам осветит путь. Давайте произнесём дружно все вместе “волшебные” слова, иначе “волшебная” свеча не зажжётся: “Огонёк, свети, свети, помоги нам в лес пройти”.
Дети с воспитателем произносят слова. Зажигается свеча. Дети проходят и садятся за столы. Музыка затихает. Перед детьми на столе карточки с изображением разных эмоций и листы в форме тучек. Среди декораций стоит сундучок.
Воспитатель обращает внимание детей на сундучок:
- Ребята, посмотрите, что это? Это, “волшебный” сундучок. В нём спрятались книжки.
Звучит музыка. Воспитатель открывает сундучок. Достаёт и показывает детям сборники стихов разных поэтов. Поясняет, что во всех этих книжках – стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, серьёзные и шуточные.
Воспитатель:
- А вы, ребята, каких поэтов знаете? (ответы детей)
С.Есенин “Берёза”
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
Далее воспитатель предлагает детям обсудить ряд вопросов:
- Почему люди пишут стихи?
- Как узнать стихотворение на слух или в книге? (ответы детей)
Воспитатель обобщает:
- Да, это рифмованные строчки. Они очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность. Вспомните, как мы пробовали сочинять стихи, и как это было сложно.
- Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:
А.С. Пушкин “Зимние утро”
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
- Стихотворения нужно писать, т.к. они могут передавать различные наши эмоции, такие как, радость, грусть, страх, удивление и т.д.
Воспитатель детям предлагает игру “Отгадай эмоцию”:
- Давайте поиграем: я буду читать стихотворение, а вы по его содержанию будете отражать на своём лице настроение облачка.
Воспитатель читает стихотворение Н. Екимова “Облака”. Дети мимикой показывают различные эмоции. (Приложение 1)
Воспитатель:
- Вы, отлично справились с работой. Скажите, а какое облачко понравилось вам?
Почему? (ответы детей)
- Ответьте, а когда по небу плыло грозное страшилище, вам было страшно?
- А мне нет. Страшилище пролилось дождём, а дождь это тоже приятно и полезно.
Воспитатель подводит итог занятия:
- Слушать стихи интересно и приятно, но стоит ли их учить наизусть? (ответы детей)
- Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительней будет ваша речь и лучше память.
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
В. Коркин
- Пришло время нам возвращаться из сказочного леса. Посмотрите на свечу и закройте глаза.
Звучит музыка. Дети сидят с закрытыми глазами. Воспитатель монотонно произносит текст релаксации.
- Мы спокойны. Небо над нами голубое, чистое и нам светит солнышко. Оно греет наши руки, ноги. Мы спокойны, мы отдыхаем. Очень приятно дышать чистым, лесным воздухом. Мы спокойны. Подул свежий веерок. Мы отдохнули. Потянули руки, ноги. Улыбнулись. Открыли глаза.
- Мы с вами снова в группе. Возьмите каждый на столе облачко, и положите на него ту, карточку с изображением эмоции, которая вам больше всего нравится.
- Замечательно. Вы прекрасно справились с этим заданием.
- Встали. Пожелайте друг другу тепла и добра! Путешествие в сказочный лес закончено.