«Запах» убийства в постмодернистском романе Патрика Зюскинда «Парфюмер»: методика погружения

Разделы: Литература


Стратегия, которую принято называть постмодернистской,
состоит в сознательном отказе от ориентации на оригинальность.

Б. Гройс

Кто слишком благоухает, тот дурно пахнет.
Бальтазар Грасиан

Класс: 11.

Предмет: зарубежная литература.

Цели урока:

  • сформировать представление учащихся о постмодернизме и о понятии «интертекст»;
  • сформировать умение многоаспектного анализа постмодернистского произведения;
  • развить умение работать в группах, используя современные приемы и методы информационных технологий в рамках методики «погружения в предмет».

Оборудование: проектор и экран для показа презентации и для демонстрации аудио- и видеофрагментов, карточки к игре «Толковый словарь», набор контейнеров с веществами, источающими специфический запах.

Презентация

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Учащиеся делятся на 3 группы: детективы, парфюмеры и биографы – и формулируют цели урока.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель зачитывает фрагмент из реалистического (из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») и модернистского произведений (стихотворение А.Кручёных «Дыр бул щыл»).

Учитель: Какие черты модернистского произведения можно сформулировать на основе предложенного фрагмента?

Учащиеся анализируют объекты с целью выделения признаков и подводят под понятие; выполняют пробное учебное действие и фиксируют индивидуальные затруднения; выражают свои мысли и аргументируют свое мнение с учётом разных мнений.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое постмодернизм.

Учитель: Всё, что появляется после какого-то явления, но при этом берёт его за основу, получает приставку ПОСТ. А что такое «постмодернизм»?

Учащиеся озвучивают выписанные из разных словарей трактовки термина.

Учитель: Всё верно. А вот как можно необычно объяснить значение этого явления: «Это когда ты делаешь куклу из куклы. И сам при этом кукла». Так описал новое явление в мировом искусстве второй половины ХХ и начала ХХI века Виктор Пелевин в своем романе «Числа». Постмодернизм – это то, что происходит с нами сейчас, это реалии современной культуры. Более того, постмодернизм – это то, на основе чего, вероятно, будет формироваться культура следующих поколений. Постмодернизм — это направление, пришедшее на смену модернизму и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погружённостью в культуру, что отражает сложность и хаотичность современного мира.

Главной чертой литературы эпохи постмодернизма является интертекстуальность, то есть связь между текстами, благодаря которым они могут различными способами ссылаться друг на друга. Французский филолог Юлия Кристева утверждает: «Любой текст строится как мозаика цитаций, любой текст есть продукт впитывания и трансформации какого-нибудь другого текста». Благодаря интертекстуальности авторам удается показать мир как огромный текст, в котором всё уже когда-то было сказано, а создать новое можно лишь по принципу калейдоскопа: смешать отдельные части и получить таким образом что-то необычное, невиданное до сих пор.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.

Учащиеся слушают и составляют собственную словарную статью (индивидуальная работа - самостоятельное решение проблемы поискового характера), а затем озвучивают.

Учитель: Итак, постмодернизм, это совершенно новое, необычное явление. Таким явлением в литературном мире стал бестселлер Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы», написанный в 1985 году, хотя сам автор заявил, что это произведение «возможно, даже не стоит читать». Но прежде, чем мы окунемся в «мир запахов» романа, познакомимся поближе с автором этого шедевра.

«Литературная визитка» (работа в группах – домашняя заготовка). Учащиеся каждой из трёх групп представляют визитку Патрика Зюскинда (классическая, цитатная, юмористическая)

Учитель: Первое знакомство с автором литературного бестселлера прошло успешно. А теперь более тщательно проверим ваши знания биографии автора, истории создания и содержания изучаемого произведения.

Интеллектуальная разминка «Своя игра» с использованием мультимедийного оборудования (на экран выводятся вопросы по шаблону интеллектуальной игры «Своя игра»). Учащиеся в скоростном режиме отвечают на предложенные вопросы по содержанию, выбирая одну из рубрик.

Учитель: Легко ли определить жанр романа? Почему? Признаки каких жанров присутствуют в романе?

Учащиеся (работа в парах) на доске создают кластер по жанровому своеобразию романа, аргументируя свой выбор:

  • исторический роман – действие происходит во Франции в 18 веке,
  • детективный роман – ведётся поиск убийцы,
  • биографический роман – 1 часть представляет собой становление личности героя,
  • философский роман – что есть человек, чем он пахнет, человек – это звучит гордо?,
  • роман воспитания – пародия («Обыкновенная история» и «Обломов» И.Гончарова, «Джен Эйр» Ш.Бронте, «Эмиль, или О воспитании» Руссо, «Подросток» Достоевского, «Симплиций Симплициссимус» Гриммельсгаузена, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Детство», «Отрочество» и «Юность» Толстого)

V. Этап реализации построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении учебных задач.

Учитель совместно с учащимися вспоминают, что такое буктрейлер и предлагает учащимся представить свои проекты по созданию жанровых буктрейлеров (ароматический, детективный, биографический). Учащиеся каждой из групп защищают представленный проект буктрейлера.

Учитель: Отличительной чертой постмодернизма является то, что он ставит перед людьми своеобразное зеркало, в котором, как в комнате смеха, гротескно изображаются все вещи и события. При этом пересматриваются и такие "незыблемые" понятия, как «добро и зло», «любовь и ненависть», «гений и злодейство».

На экране проецируется видеоролик группы «Ария» - песня «Парфюмер», которая представляет собой краткую биографию героя.

Учитель открывает дискуссию:

- Как Зюскинд относится к герою? Как он его представляет в самом начале романа? Были ли у Гренуя предшественники в литературе?

Учащиеся озвучивают подготовленную информацию о гениальных злодеях (индивидуальная работа)

Учитель: Как происходит становление личности Гренуя? В чём проявляется эволюция героя?

Учащиеся дают ответы с опорой на цитаты из текста.

VI. Этап самостоятельной работы

Цель этапа: исполнительская рефлексия (коллективная или индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Учитель: Вы знаете, как пахнет глаженый шёлк или кусок вышитой серебром парчи? А надутый парус, в котором запутались вода, соль и холодное солнце? Когда читаешь роман «Парфюмер», невольно начинаешь представлять запахи, начинаешь читать роман «носом». 

На экране с помощью проектора демонстрируется видеофрагмент из к/ф «Парфюмер» («Создание парфюма»)

Учитель: Гренуй безошибочно угадывал любой аромат. А вы сможете посостязаться с ним?

Интерактивная игра «Угадай запах». Учащимся предлагаются контейнеры с веществами, источающими специфический запах. Учащиеся с завязанными глазами должны по запаху угадать вещество.

Учитель: Мы почувствовали, как пахнет ваниль, корица и имбирь. А чем пахнет то, что что нельзя осязать?

Учащиеся озвучивают домашнее задание (эссе на тему «Запах детства, зрелости, старости»)

Пример эссе: «Это запах родного дома, куда каждый раз бежишь с работы. А в нём - аромат яблочного пирога с корицей, идущий с кухни; запах дров, тлеющих в камине, потрепанных книг, которые перечитаны уже сотню раз, мягкого пледа. Это запах домашнего питомца: собаки или кошки, а может обоих сразу. Это запах домашних хлопот: свежесть порошка от постиранных вещей, вымытых до блеска окон, сверкающей посуды. Зрелость – это состоятельность: благоухание дорогих духов, ювелирных украшений, денег (хоть и говорят, что они не пахнут), дорогого коньяка и горького шоколада. Зрелость издает запах памятных сувениров, привезенных из путешествий, а они вызывают в памяти запах моря или океана, крепостей и пещер, мегаполисов со стремящимися ввысь небоскребами. Но главное – зрелость пахнет стабильностью, уверенностью, спокойствием, жизненным опытом. Это время, когда чувствуешь не только вкус жизни, но и ее запах».

Учитель: В романе «скрывается» много непонятных слов, связанных как с парфюмерным делом, так и с ушедшей эпохой. Давайте попробуем определить их значение.

Работа «Толковый словарь». Учащиеся получают карточки с отрывками из романа, где выделенное слово нуждается в пояснении (работа в группах)

Учитель: Давайте вернёмся к главному герою романа? Существует ли для героя мораль? Чем она заменяется? Как мы понимаем, что герой аморален?

Учащиеся дают ответы с опорой на цитаты из текста.

VII. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель: Безусловно, Жан-Батист Гренуй – гений. И одновременно злодей. Так прав ли был герой А.С.Пушкина, заявивший, что гений и злодейство две вещи несовместные?

Учащиеся высказывают и аргументируют мнения.

Учитель: Интертекст становится неотъемлемой частью современного литературного процесса, что позволяет, с одной стороны, нередко в игровой форме поколебать власть автора оригинального произведения, свести её к минимуму, а с другой – создать такое произведение, такой текст, который позволил бы вести диалог и спор с произведениями классической литературы. В результате интертекст побуждает читателя на постижение непостижимого и невыраженного внутри себя. Это приводит к тому, что отныне главным действующим лицом на литературной сцене становится не столько автор, сколько вы, читатели. «Читатель - это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, где сводятся воедино все те штрихи, что образуют письменный текст», - писал Ролан Барт.

Учащиеся анализируют работу на уроке через самооценку.

Записывают дифференцированное домашнее задание - на выбор учащихся:

  • дома подберите 3-5 примеров интертекста, опираясь на произведения современной прозы,
  • или соотнесите скрытые цитаты в рассказе Т.Толстой «Сюжет» с первоисточниками,
  • или опишите психологический портрет Гренуя.

Конечный результат урока: учащиеся продемонстрировали высокий уровень самостоятельности и самодеятельности на уроке, умение выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале и выражать к ним свое отношение, умение выделять в материале главные положения, доказывать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений, отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу, расчленять материал на смысловые части и составлять его план в устном и письменном виде, иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами, а также применять полученные знания на практике и устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным.