Цели урока:
- Познакомить учащихся с нравами и обычаями казаков, населявших Запорожскую Сечь.
- Рассмотреть политическое устройство Сечи.
- Развивать навыки выразительного чтения художественного текста.
- Прививать чувство патриотизма и любви к родной земле.
Тип урока: комбинированный.
Приёмы: слово учителя, беседа, устное словесное рисование, словарная работа.
Оформление урока:
1. Репродукция картины А.Куинджи “Днепр утром”.
2. Репродукция картины И.Репина “Запорожцы”.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Описание степи.
3. Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя.
4. Заключительное слово учителя.
5. Подведение итогов. Выставление отметок.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1.- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над повестью Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Дома вы прочитали и поработали над 2 и 3 главой повести.
2.- Во 2 главе Н.В.Гоголь вводит великолепное описание степи, которое занимает важное место в повествовании.
- Как описывает Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает увидеть богатство её красок? Прочитайте описание степи.
(Учащиеся зачитывают описание степи. Отмечают, что степь предстаёт перед нами в разное время суток (день, вечер, ночь), и в любое время она прекрасна.)
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует писатель, чтобы создать эту прекрасную картину?
(Учащиеся называют сравнение, олицетворение, метафору, эпитеты, риторическое восклицание. Приводят примеры из текста.)
- Посмотрите на репродукцию картины А.Куинджи “Днепр утром”. Какие краски преобладают на картине? Что хотел показать художник?
(Учащиеся отмечают, что картина “Днепр утром” написана скромными цветами, без ярких световых эффектов. Поверхность реки передана в мягких, бело-молочных тонах. На переднем плане — зелёная степная растительность на холме, с торчащим кустом репейника. Тем не менее, всё это вместе создаёт удивительное впечатление простора).
3.- Куда направляется Тарас Бульба со своими сыновьями?
(На Запорожскую Сечь.)
- Что представляет из себя Запорожская Сечь?
(“В воздухе вдруг захолодело; они почувствовали близость Днепра... Козаки сошли с коней своих, взошли на паром и чрез три часа плавания были уже у берегов острова Хортицы, где была тогда Сечь, так часто переменявшая своё жилище...”)
Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками.
Словарная работа (засеки - укрепления из поваленных деревьев, порог – каменистое возвышение речного дна, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство)
- Кто же такие казаки, населявшие Запорожскую Сечь?
(Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крестьяне (крепостные). Одни казаки жили по южным границам Московского государства (на реке Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь, где сложилась своеобразная “казачья республика”.)
- Ребята, мы уже говорили, что события, изображённые Н.В.Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине 15-17 веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной
самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви (в то время Украина входила в состав Польско-Литовского государства, где была католическая вера).
- Какой предстала Запорожская Сечь перед нашими героями?
(“Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!..”)
Сечь в повести – это поэтическая картина идеализированного общества, рождающего героические характеры. В ней воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.
- Кто населяет Запорожскую Сечь?
(“Здесь были все бурсаки... Тут было много тех офицеров, которые потом отличались в королевских войсках; тут было множество образовавшихся опытных партизанов... Много было и таких, которые пришли на Сечь с тем, чтобы потом сказать, что они были на Сечи и уже закаленные рыцари...”)
- Расскажите об общественном устройстве Сечи, её нравах и обычаях. Как принимали на Сечь? О чём спрашивали?
(Спрашивали, верует ли человек во Христа, в Святую Троицу, ходит ли в церковь.)
- Кому подчинялись казаки?
(“Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые походили на отдельные, независимые республики... Всё было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название батька...”)
- Какие законы царили на Сечи?
(“Всё занимало их: разгульные обычаи Сечи и немногосложная управа и законы, которые казались им иногда даже слишком строгими среди такой своевольной республики...”)
- Посмотрите на репродукцию картины И.Репина “Запорожцы” (также известна под названием “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”). Существует предание, что султан послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. Запорожцы ответили на это письмо отказом. Атмосфера и настроение среди казаков, сочиняющих текст ответа, описана в известной картине И.Репина.
- Что хотел сказать художник, изображая казаков на этой картине? Каким настроением пронизана картина?
(Художник хотел показать, что казаки – это свободолюбивые люди. Они смеются над самоуверенностью султана, верят в свои силы.)
- Почему избрали нового кошевого? Чем на угодил старый?
(Замысел Тараса Бульбы. Он всё придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю.)
- Как происходит выбор кошевого?
(“...Один из старшин взял палицу и поднёс её новоизбранному кошевому...”)
4. Описывая политическое устройство Сечи, Н.В.Гоголь подчёркивает демократизм казачьего общества. Народ сам избирает правителей. Воинская служба – это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Это зов сердца. Сечь сурово карает за нарушение её законов, законов свободного народа. Общество, где нет неравенства, рабства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль, именно это общество рождает героические характеры.
5. Подведение итогов, выставление отметок за работу на уроке.
6. Домашнее задание.
Дочитать повесть, выучить речь о товариществе (глава 9).