Заседание литературного клуба "В купели белой ночи" (по творчеству А.Костюхина)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель:

  • познакомить с творчеством карельского писателя А.Костюнина,
  • открыть нравственный мир произведений писателя,
  • на примере произведений А.Костюнина формировать у учащихся свою “купель” нравственных ценностей,
  • воспитывать чувство сопричастности к происходящему, умение откликаться на чужое горе, беду .

Оборудование: тексты произведений А.Костюнина, презентация, кластеры нравственных заповедей, составленных учащимися.

Ход занятия

I Вступительное слово учителя.

Экран.1-й слайд.

Учитель:

- Как вы понимаете слово “Купель”?

- Какой смысл заложен в иллюстрации к обложке?

Мы часто употребляем словосочетания “нравственная проблематика”, “нравственное поведение”. В последние годы эти высказывания становятся весьма популярны, но мало кто задумывается над содержанием этих понятий. В словаре С.И.Ожегова нравственность трактуется как “набор правил, определяющих поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил”. Так ли часто человек пользуется этими правилами? Данную проблему пытаются решить многие специалисты: учителя, чиновники и, конечно же, писатели.
В.Астафьев, В. Шукшин, В. Домбровский, В. Распутин и многие другие затрагивали в своих повестях и рассказах нравственную проблематику, воспитывали читателя, помогали ему выбирать правильное решение. Именно к этому ряду авторов хочется отнести и карельского писателя Александра Костюнина, чьи произведения пропитаны нравственностью и могут научить юных читателей, живущих в сегодняшнем жестоком мире, добру, справедливости, состраданию.

В 2007 году книга Александра Костюнина “В купели белой ночи” была признана лучшей книгой года в номинации “Повести и рассказы (малая проза)” на Ежегодной Международной Литературной премии “Облака”. Нас заинтересовало, чем так привлекательны современному читателю (которого трудно чем удивить) рассказы этого молодого, малоизвестного автора и почему именно его произведение было удостоено такой высокой награды. Мы обратились к творчеству Александра Костюнина и открыли для себя целый мир.

Слайд 2 - беседа о нравственном куполе рассказов А.Костюнина.

Белые ночи - твоя купель
Церковь - родительский дом
Душа моя - веди меня

“В купели белой ночи” - на редкость мастеровитая, исповедально честная, ладная книга, светлая и звонкая, несмотря на безоглядно смелую, вплоть до элементов натурализма, манеру делиться с читателем не только драматическими, но и трагическими жизненными коллизиями в социуме. Читать ее равнодушно нельзя.

Учитель: О жизни Александра Костюнина мы узнали не так много, как хотелось. Имеются скудные записи о его биографии на личном сайте писателя

Ученик: Глава 1. Жизненный и творческий путь А.Костюнина

Родился А.Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с.Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г.Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей. Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО “Судостроительный завод “Авангард” в г.Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа “Яхонт”, задача которых - обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин - председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации. Казалось бы, как человек, всю свою жизнь посвятивший оборонной промышленности, “технарь”, мог написать такие проникновенные рассказы о детях, об афганской войне, о своем родном Карельском крае?!

Ученик: Александр Костюнин - творческий человек, и творчество его разносторонне: он увлекается фотографией, рисует, устраивает художественные выставки, организовывает встречи с читателями. Вот как сам писатель характеризует свою деятельность фотохудожника:

  • “Фотография для меня - это ответная реакция на открывшуюся внезапно способность не просто смотреть, но и видеть.
  • Фотография для меня - это видимый результат вечной борьбы того зла и того добра, что заложены в человеке.
  • Фотография для меня - это попытка “зажечь свою свечу вместо того, чтобы клясть темноту”; это попытка придать своей жизни смысл.
  • Фотография для меня - это одна из форм Хлеба небесного.
  • Фотография для меня - это универсальный образный язык международного общения. Язык - над речевыми барьерами, язык - над разными укладами жизни и национальностями, язык - над временем и пространством.
  • Фотография для меня - это мировоззрение, это моя философия.

Учитель: Фотография для меня - это символы, ставшие святыми:

Родительский дом, Бог своих отцов, красота Природы; это, в итоге, активный поиск людей, близких по духу, людей, для которых перечисленные символы являются своими” Когда читаешь эти слова, то понимаешь, что они не только о фотографиях, это целая философия, а его рассказы — это своеобразные застывшие фотоснимки.

Ученик: Первые пробы пера Александра Костюнина относятся к публицистике. А начиналось всё так: в конце 90-х годов в городе Ростов-на-Дону проходила общероссийская конференция “О состоянии и мерах по повышению качества вооружения и военной техники”. Костюнин тоже принимал в ней участие. Два дня выступающие сменяли друг друга, обсуждая отраслевые проблемы и пути их решения. Вопросы поднимались острые. Когда всё закончилось, участники разъехались по домам: по министерствам, институтам, оборонным предприятиям. Вернулся на завод и Александр Костюнин, приступил к исполнению своих служебных обязанностей, но вдруг почувствовал, что возвратился из командировки, после всего увиденного, какой-то другой. Долго не мог найти себе места и однажды случайно присел к компьютеру. Просто так. Просто набрать пару тезисов, из тех, что обсуждались на форуме. И уже не смог оторваться. Как он сам вспоминает: “Пальцы сами бежали по клавиатуре, пытаясь догнать мысли, которые созрели, забродили и наверняка разорвали бы мою сущность изнутри, не дай я им выхода на бумаге. Два часа пролетели, как один миг. Нажата кнопка “печать”, и передо мной на листах белой бумаги появилась статья: “Своим оборонка “плечи не тянет”! Ещё какое-то время сидел в истоме, испытывая облегчение от сброшенной тяжести. Наслаждение чисто физическое, только потом моральное.

Выговорился. Отпустило! Неделя редакторской правки. Отправил статью в журнал. Всё. Нормальный человек. Можно плодотворно работать, пока опять не прихватило”

Учитель: За два года было написано несколько статей. Лишь после проб пера в так называемой “технической” прозе Александр Костюнин направил свою потребность писать в мирное, гражданское русло. “Рукавичка”, “Орфей и Прима”, “Офицер запаса” — его первые рассказы.

Ученик: В 2007 году высоко была оценена книга “В купели белой ночи” в областном литературном конкурсе на соискание премии имени М.М.Пришвина. В этом же году Союз писателей наградил Дипломом 1-ой степени Александра Костюнина за книгу “В купели белой ночи” с присвоением ему звания лауреата премии им.А.И.Куприна и вручением памятного знака “За вклад в русскую литературу”.Это было высшей похвалой для начинающего писателя. Вот как вспоминает Александр Костюнин об этом дне: “Получив высокую награду, я, волнуясь, поблагодарил председателя жюри:

— Сергей Владимирович, спасибо вам за признание моей книги, за высокую оценку начинающего писателя!

— Вы писатель не начинающий. Вы своего читателя уже завоевали. Вы хороший рассказчик. Я желаю вам того, чего и всем: долгой творческой жизни!”

Учитель: Книга рассказов “В купели белой ночи” была принята читателями всех возрастов. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы на различных сайтах, блогах, чатах. Книгу обсуждают, восхищаются ею или, наоборот, высказывают недовольство, но равнодушной она не оставила никого.

Ученик: Не случайно Александр Викторович в послесловии к своей книге определяет себя как “действующий писатель”. Перед нами человек состоявшийся. Его основная деятельность связана с производством, с оборонным комплексом. И это очень важно для творческого созидания: из пустого не нальёшь…Когда берёшь в руки его книгу, видишь то, что мы называем духом места или гением места.

Слайд 3. Фотографии Севера (3 шт)

Русский Север обладает магической силой. Мы знаем: оттуда вышел Ломоносов… Это край России наименее тронутый избытками, излишками цивилизации. Край коренной, первозданный, не вовлечённый в культурный оборот нового времени, со всеми его плюсами и минусами. Стержневая часть России! Как мощно “В купели…” передано ощущение русского Севера, Карелии, царство природы, колорит местной жизни…

Слайд 4. кабинет с лампой.

Учитель: Александр Костюнин и по сей день живет и трудится в Петрозаводске, продолжая создавать уникальные произведения, встречается со многими интересными людьми. А.Костюнину удалось мастерски создать образы неповторимых, неоднозначных героев. Хочется понять, почему его рассказы о детских судьбах, самых обычных, не оставляют равнодушными никого, как удается писателю удерживать внимание читателя на протяжении всего повествования.

Нравственные проблемы в рассказах А.Костюнина глубоки и актуальны.

Проблема ответственности взрослых перед воспитываемыми ими детьми в рассказе “Рукавичка”

Слайд 5. 1.“Рукавичка”

Ученик: Сборник открывает рассказ “Рукавичка”. Это малое произведение о вопросах нравственности, об ответственности человека за свои поступки, о непоправимости и невозвратности допущенных ошибок; это произведение, подобно камертону, задаёт стилистический тон всему последующему изложению авторских мыслей и дум. “Рукавичка” - пронзительный, щемящий душу короткий рассказ с глубоким психологическим, нравственным подтекстом, это, на наш взгляд, классика самоучителя нравственности в безнравственную эпоху всеобщего одичания!

Учитель:

- Какой восприятельский эффект производит название рассказа?

Сразу же обращаешь внимание на название рассказа - “Рукавичка” - словоформа с уменьшительно-ласкательным суффиксом, соответственно ждешь от повествования чего-то теплого, красивого. Но тут мы видим эпиграф, взятый из Евангелия от Матфея:

Смысл евангельской притчи надо понимать не буквально, а переосмысливать. давайте разберемся.

Аудиофрагмент. Эпиграф к рассказу.

1. Невольно задаешься вопросом: причем здесь Иуда?

2. О каком предательстве пойдет речь в рассказе с таким удивительным названием?

Ученик: Выразительный пересказ.

“Рукавичка” - очень прямой, честный и жизненный рассказ, сюжет которого обыден и прост: после урока труда в самой обыкновенной школе в самом обыкновенном классе пропадает маленькая вязаная рукавичка, которую учительница показывала детям. Казалось бы, житейская ситуация. Кому-то из маленьких детей приглянулась аккуратненькая теплая вещичка. Но за обыденностью этой ситуации вдруг открывается ужасная картина советской школы. Чтобы выяснить, кто взял рукавичку, учительница устраивает настоящий обыск и допрос с пристрастием, как будто перед нею не маленькие ученики, а заматерелые уголовники. Давайте, сравним, как чувствуют и ведут себя дети и взрослые в сцене обыска.

Работа по группам

1-я гр - ПОВЕДЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ 2-я гр -ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

(Выразительное чтение ученика после получения задания по группам).

Ученик: Повисла недобрая пауза. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать.

– Кондроева?

– Гусев?

– Ретукина?

– Яковлев?

Очередь дошла до меня... Двинулась дальше.

Ребята, робея, вставали из-за парты и, понурив голову, выдавливали одно и то же: “Я не брал, Алла Ивановна”.

– Так, хорошо, – зло процедила наша учительница, – мы всё равно найдём. Идите сюда, по одному. Кондроева! С портфелем, с портфелем… Светка Кондроева, вернувшись к парте, подняла с пола свой ранец. Цепляясь лямками за выступы, не мигая уставившись на учительницу, она безвольно стала к ней приближаться.

– Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать.
Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. На учительский стол посыпались тетрадки, учебники. Резкими щелчками застрекотали соскользнувшие на пол карандаши. А цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли.

Выпала кукла. Уткнувшись носом в груду учебников, она застыла в неловкой позе.
– Ха, вот дура! – засмеялся Лёха Силин. – Ляльку в школу притащила.

Кондроева, опустив голову, молча плакала.

Учительница по домоводству брезгливо перебрала нехитрый скарб. Ничего не нашла.

– Раздевайся! – хлёстко скомандовала Алла Ивановна.

Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички. Присев на корточки, развязала шнурки башмачков и, поднявшись, по очереди стащила их. Бежевые трикотажные колготки оказались с дыркой. Розовый Светкин пальчик непослушно торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру. Вот уже снята и юбчонка. Спущены колготки. Белая майка с отвисшими лямками.
Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики. Нательный алюминиевый крестик на холщовой нитке маятником покачивался на её детской шейке.

Это что ещё такое? – тыкая пальцем в крест, возмутилась классная. – Чтобы не смела в школу носить. Одевайся. Следующий!

Кондроева, шлёпая босыми ножками, собрала рассыпанные карандаши, торопливо сложила в портфель учебники, скомкала одежонку и, прижав к груди куклу, пошла на цыпочках к своей парте.

Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды.

Учитель: Как показан образ учительницы? Найдите характеристики в тексте.

Замечательно показан образ учительницы. Это тот тип учителей, которые своим отношением к детям больше всего напоминают надсмотрщиков в тюрьме. А.Костюнин использует не так много слов для характеристики Аллы Ивановны, но какие это слова:

“Цепким взглядом прошлась,

резко перевернула его,

цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли,

хлёстко скомандовала,

возмутилась классная”.

зло процедила,

сильно тряхнула,

учительница брезгливо перебрала,

тыкая пальцем в крест

А теперь посмотрим, как описаны действия и состояния детей, которых выставили напоказ, унизили, растерзали:

Ученик: Выразительное чтение.

“Ребята, робея понурив голову, выдавливали;

цепляясь лямками за выступы;

не мигая уставившись безвольно стала к ней приближаться;

она застыла в неловкой позе; опустив голову,

молча плакала;

безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку;

слёзы скатывались из её опухших глаз;

теребила в смущении байковые панталончики;

пошла на цыпочках к своей парте;

ребят раздевали до трусов, по очереди обыскивали;

все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды”.

Учитель:

- Какие возникают ли ассоциации к этим эпизодам? Что возникает перед глазами?

Читаешь эти строки, и невольно в воображении рисуются картины концентрационного лагеря. Таким, как Алла Ивановна, вряд ли знакомо понятие уважительного отношения к человеку, пусть даже к такому маленькому, знание психологии ребенка, подростковой жестокости, которая во взрослой жизни может привести к самосудам.

Своего апогея достигает эта безобразная сцена, когда к столу подходит Юрка Гуров.

Словарь: апогей

Представьте текстом Юрку Гурова.

Ученик: “Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас”. Читатель заранее проникся жалостью к этому беззащитному ребенку, у которого и так непростая жизнь: “Портфель у него был без ручки, и он нёс его к учительскому столу, зажав под мышкой. Неопрятные тетрадки и всего один учебник – вылетели на учительский стол. Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос”.

Как вы объясняете поступок Юрки?

Чем была рукавичка для Юрки?

Всем стало понятно, что именно Юрка взял эту маленькую рукавичку, этот кусочек маленького счастья, семейного уюта, тепла, которого ему так недоставало.

И что же мы видим дальше? Сострадание, сочувствие, понимание, прощение?

Ученики: Чтение в лицах.

Увы, нет… “Алла Ивановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала маленькая синяя рукавичка.

– Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу.

– Как?! Отвечай!..

– Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык.

– А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!

Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас”.

Зачитайте фрагмент, заставляющий заглянуть в себя.

Слайд 6. “Рукавичка”.2- человек в каменном лабиринте

Ученик: Одно слово, одно хлесткое слово — и жизнь мальчика изменилась; его не поняли, не простили: “Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. “Вор” – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком. Он стал изгоем… Его по-человечески унижали”.

Учитель:

- Вернемся к эпиграфу. Попробуем теперь объяснить его смысл.

- Кто оказался грешником? Кто праведником?

- Насколько объективно главный герой является грешником и является ли?

Но не Юрка тот самый Иуда. На наш взгляд, им вполне можно считать Аллу Ивановну, которая предала веру детей в лучшее, в справедливость. Она поселила в их душах страх, гнев, обиду – те чувства, которых не должно быть в хрупкой детской душе. Вот одна такая душа и не выдержала. Ужасен финал этой истории: Юра повесился. Чаша была переполнена. Все детали в рассказе раскрыты.

Слайд 7. “Рукавичка” 3. Рвущаяся веревка.

Учитель: Контраст, заложенный в названии и эпиграфе, Костюнин сделал основным приемом повествования.

В “Рукавичке” практически повторены евангельские события, и грешными в очередной раз оказались все. “Праведников” практически вывернули наизнанку, раздели, их встретила тяжкими испытаниями новая эпоха. Они формально правы – они наказывают воров, грешников, прощать коих совсем не обязаны. Главный герой трижды совершает грех: именно у него находят пропажу; он становится вором; он сам обрывает свою жизнь. Трижды грешник оказывается вдруг, сам того не подозревая, оправданным Иудой.

Иисус нуждался в этом ученике больше, чем последний в Учителе, потому что без предательства, без брошенной тени трагедия, разыгравшаяся в Иудее эпохи Тиберия, не была бы столь драматична. Все кругом – равнодушны и автоматически правы, потому что неправый уже выбран; только одного рассказчика мучает сомнение, и он тоже автоматически становится раскаявшимся грешником.

Вообще, “Рукавичка” – самая пронзительная история из всех, что населяют книгу “В купели белой ночи”.

Каково ваше ощущение? Что чувствуете вы?

что мы невольно ощутили себя тем беззащитным, голодным и раздетым посреди класса мальчиком, почувствовали его унижение, как его нервы напрягаются, как берёт он руками верёвку и делает последний шаг, пробуждающий совесть виновных.

Какой нравственный урок извлекаем мы из рассказа? как понимает смысл библейских слов в конце рассказа?

Слайд 8. “Рукавичка” 4.

Притча

Ученик: Человек должен быть человеком в любое время, в какое он живёт, - вот основная мысль этого рассказа. Не зря вставлены библейские мотивы в конце этого произведения: “…На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии”. Нужно было всё простить этому мальчику Юрке Гурову, ведь он сам немногословно просит этого прощения. Показательно то, что герой, став взрослым, осознает это и просит прощения сам у своего бывшего одноклассника:

“Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушать эту боль я почему-то не хочу

- А у вас не заныло сердце?

Учитель:

- Вернемся к тем заповедям, которые были представлены в начале презентации.

Определим, которая из них определяет смысл рассказа “Рукавичка”?

Душа моя – веди меня.

Испытание на человечность в рассказе “Совенок”

Слайд 9 “Совенок” 1. руки и свечи.

Прокомментируйте содержание слайда.

Учитель: Как яркий мазок на полотне художника. Как просвет на сером небе. Это рассказ “Совёнок” Александра Костюнина. Он предлагает задуматься об искренности, чистоте чувств, о разных проявлениях любви. Жизнь ребёнка – это целый мир, который рисует автор с такой подробностью, с такими мелочами, что трудно не проникнуться чувствами к девочке по прозвищу Совёнок. В своих произведениях Александр Костюнин открывает читателям мир человеческих взаимоотношений, порой далёких от идеала.

Что лежит в основе рассказа? Какой стилистический прием, знакомый нам по рассказу “Рукавичка”, использует автор?

Ученик: Выразительный пересказ

Так, в основе рассказа “Совёнок” лежит печальная история о том, как одна легкомысленная женщина, продавщица Раиса, устраивая личную жизнь, забывает о своей маленькой дочери.

И вновь Костюнин применяет свой излюбленный прием — контраст. Название “Совенок” наталкивает читателя на красивый сюжет со счастливым концом.

Зачитайте проявление контраста в описании дома.

Работа по группам:

  • 1-я гр - Внешняя сторона дома
  • 2-ягр – Дом изнутри

Ученик: Уже в самом начале рассказа видишь несоответствие: приусадебный участок, лес-сад, “словно оазис”, “жизнерадостный жёлтый домик-одуванчик” - это то, что видно снаружи, а внутри – огромные серые крысы, которые хозяйничают в доме, построенном на месте бывшей помойки.

“Во дворе – уголок чарующего леса-сада. В центре – плечистые сосны. Рядами – кусты черной смородины, сирени. Выйдешь летом на улицу – благодать! Идешь по центральной улице, сделаешь шаг в сторону, юркнешь под широкий навес тополиных листьев, проберешься сквозь заросли черемухи и сразу окажешься на тихой заповедной полянке перед домом, словно на далеком оазисе. Снаружи наш жизнерадостный желтый домик-одуванчик казался сказочно-солнечным”

Учитель: Опишите свое состояние при прочтении этого фрагмента.

“Ведь в жизни как: если с одной стороны светит солнце, с другой – обязательно мрак. Что именно скрывалось за нарядным фасадом, хорошо знали жильцы.

Ученик: (Описание дома изнутри). Уютная обитель была возведена… на месте бывшей помойки. При спешном строительстве нижние кирпичи укладывались прямо на сырую землю, они служили фундаментом. Поэтому лом на глазах врастал в землю. Между полом и стенами появились щели. Это обстоятельство устраивало большинство исконных обитателей… Огромные серые крысы. Свалка, где они раньше безраздельно хозяйничали, стараниями горожан обрела крышу в виде нашего дома. Серые полчища пищали под полом, устраивали оргии”. Именно в такой обстановке растут дети. Такие разные дети. Один - опекаемый и любимый, другая растет, как трава в поле. “На дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дички”. Безотцовщина… Наташа-Совёнок растёт на улице, потому что каждый вечер приходит новый папа, и, чтобы не мешала развлекаться, Раиса выставляет дочку за дверь.

Писатель точно подбирает детали, показывающие отношение к этой девочке взрослых и мальчика-соседа. Сравним это отношение.

Работа по группам:

  • 1-я гр.- Отношение взрослых к Совенку и ее реакция на них
  • 2-я гр. - Отношение матери к Совенку
  • 3 гр. - Отношение мальчика к Совенку и ее реакция на Сережку.

Чтение фрагментов из текста

“Мать заплетала ей [Совенку] косички раз в неделю. Очень туго, чтоб не растрепались”.

“Совенок пошла в первый класс. Мать проводила ее до школы один раз, на этом провожания закончились”.

“Раиса отдала Совенка в продленную группу, забирала последней”.

“В темноте двора – прерывистое металлическое повизгивание: Совенок качается на качелях. Этот одинокий скрип в черной тишине щемит душу”.

Или отправляла на кухню: “- Марш на кухню! Дай с матерью поговорить!
Раиса согласно прыснула. Наташка спросонья захныкала, послушно поплелась. Я тихо метнулся к настенному выключателю. Только там, где щербатая стена не достигла до пола, пробивалась полоса света. Черные тени Наташкиных ног протянулись через щель до плинтуса, стали подрагивать. Наташка безутешно, горько плакала”. Через щели в доме ребята общались: “вначале передавали совочек, зеркальце, яркие фантики, пупсиков. Когда Совенок научилась писать, в оборот пошли записочки”

“Мой Сережка каждое утро дожидался Совенка во дворе, заботливо брал за руку, и они торжественно шествовали в храм науки. А то еще тетрадки с домашним заданием посмотрит. Сын опекал ее без понуждения, охотно. Совенок благодарно молчала в ответ. Я был уверен: с возрастом у Сережки прихоть нянькаться пройдет. Но время шло, а ничего не менялось”

Сын автора пытается помочь своей маленькой подруге пережить недетские беды. “Наутро Сережа, как всегда, дождался Совенка во дворе, взял у нее из рук портфель, и они потянулись к школе. Заметил: сынишка вернулся с уроков встревоженный, потерянный. О причине догадывался, потому не расспрашивал. Забудется со временем…”

Совенок могла бы стать несчастнейшим ребенком: нелюбимая матерью, которую больше волновали свои ухажеры, одинокая (обратите внимание: числительное “один” в тексте появляется только при описании судьбы Совенка), выброшенная на улицу, как ненужная вещь на помойку.

Учитель:

- Невольно задаешься вопросом: “Чем руководствуется мать, выгоняя дочь погулять на улицу или спать на кухню?!”

Животными инстинктами? Если так, то почему маленькая девочка должна от этого страдать?

Учитель: Кто знает, что было бы с этим ребенком, если бы не Сережка, сам по сути ребенок. Но именно он взял на себя ответственную функцию и отца, и матери этой маленькой запуганной девочки. Это он провожает ее в школу, проверяет уроки, играет и гуляет с ней, переживает за ее боли и обиды. Сережа упорно ведет свою маленькую подругу по пути, ведущему к новой светлой жизни. Он опекает и заботится о ней.

Какое событие усугубило и так трудную жизнь девочки?

Слайд 10 Девочка. “Грусть”

Учитель:

- Почему писатель не стал подробно описывать всю жизнь Совенка?

Писатель не стал подробно описывать, как живется Совенку с новым “папой”. Он включает в повествование всего одну сцену — сцену наказания, которая показывает жестокость одних взрослых и трусость и нежелание вмешиваться других.“Дядя” Жора ставит провинившуюся малышку на колени на горох, оставляя ее в холодном углу на всю ночь: “За стеной захлопали дверки кухонных шкафчиков, зашуршала бумага, и на пол что-то посыпалось, словно бусы порвали.

— …Дядя Жора, я больше не буду! — умоляла Наташка.

— На колени вставай! Сбежишь — убью!

Послышалась возня. Стараясь сдерживаться, девочка приглушённо мычала”.

Как вы оцениваете поведение рассказчика?

Показательно, что рассказчик, находившийся в тот момент за стенкой, ничего не предпринял. Он, возможно, испытал угрызения совести, однако у него не хватило мужества вступиться за ребенка:

(Зачитать)

“Истерический плач Наташки грубо ворвался ко мне через брешь. Я старался не дышать, чтобы ничем не выдать своего присутствия. Как чарами опутанный, я уставился на желтую полоску света и вдруг увидел: из щели выскочила… крупная… сухая горошина… Покатилась по полу, уткнулась в мой тапок.
Пытаясь избавиться от некомфортного состояния, я поднялся и на цыпочках, чтоб не скрипнули половицы, пошел спать”.

Читаешь эти строки и не понимаешь, что больше возмущает: жестокое обращение с ребенком или бездействие человека, оказавшегося невольным свидетелем этой драмы.

А как же поступает ребенок? Совенок не отгораживается от мира полностью, но, словно уходит в себя, посвящая в свои тайны соседского мальчишке, разделяющему с ней ее печали и радости. Вечерами через стенку они ведут разговоры. После наказания Совенок придумывает свою собственную сказку, которая помогает ей защититься от жестокости и пошлости мира и создать свой собственный мирок, в котором она обязательно найдет то, чего у нее никогда не было: отца, а вместе с ним семейное счастье — мама, папа, Совенок и юноша из сказки.

Ученик: выразительное чтение.

Функция сказки в рассказе очень велика. Сказка олицетворяет жизнь Совенка, такую, о которой та мечтает. Это как решение всех проблем и обретение такого хрупкого, но уже надежного счастья: “За стеной, будто за кулисами театра, детский голос таинственно произнёс:

— Жила-была… на свете… маленькая девочка…

Сказительница вздохнула и продолжила:

— Была она очень красивая. Длинные волосы её были цвета солнца. Ходила она всегда в красных башмачках и белых чулочках. Жила девочка за тридевять земель в сказочной долине, в маленьком белом домике с мамой. А повсюду хозяйничали огромные злые крысы. Никто не мог с ними справиться. Папы у них не было… и потому она очень боялась крыс. Ты не подумай, это я не про себя рассказываю”.

В сказке Совенка ее мать Раиса оборачивается большой рыжей кошкой:

— А ты не знаешь, почему мою маму во дворе называют “Кошка”?

— Не-ет…

— Потому что она самая-самая ласковая. Вот!

Именно мама помогает девочке в сказке найти своего отца и прекрасного юношу.
Сказка заканчивается…

“— А дальше я не придумала. Но всё кончится обязательно хорошо. Не может быть дальше нехорошо, ведь Айгу нашла своего отца. Главное, теперь они вместе: мама, папа, Айгу и… юноша”.

Прокомментируйте как при помощи аллегории автор создает образ окружающего мира?

Вскоре семья рассказчика покидает убогий домик. После отъезда соседей Совенок подобрала на улице котенка, который теперь заменяет ей друга. Но тот однажды нагадил в Жоркины кеды. На глазах у ребенка сожитель убивает животное, бьет Раису… Нервное потрясение было настолько велико, что Совенок навсегда теряет дар речи. Немота Наташки теперь символизирует беспомощность и бессилие света в этом жестоком мире.

Зачем нужен Совенку голос, если ее никто не хочет слышать и слушать?

Она замкнулась в себе вновь, как после ночи на горохе в углу, но вновь обрела того друга, который когда-то уже помог ей. Через несколько лет Наташа выходит замуж за Сергея.

Учитель:

- Чем же закончилась сказка про Айгу?

Ученик: Выразительное чтение.

“Совёнок всем телом подалась вперёд, попробовала ответить сама, но лишь некрасиво замыкала… Страдающее усилие исказило её лицо. Щёки запылали огнём. Стала что-то торопливо, взволнованно объяснять Серёжке жестами и мимикой.

Сын несмело перевёл:

— Наташа говорит, что своего принца она нашла и хотела бы… называть папой… тебя. Потому что ты добрый, хороший.… Если ты, конечно, не против…

Мне словно душу оголили… Я почувствовал, как из неё с болью… выкатилась… крупная сухая горошина.

— Я... что я?.. Лишь бы вам было хорошо… — неожиданно сорвалось у меня.

И будто тяжёлый гнёт свалился”.

Сухая горошина — это застывшая метафора…

Учитель: Автор до сих пор чувствует свою причастность к горю маленького Совенка. Он не сумел найти в себе силы, чтобы противостоять произволу дяди Жоры, тогда когда его сын смог помочь девочке найти себя в жизни, не сбиться с пути и не пойти по дороге ее матери.

Рассказ А.Костюнина — это нравственная антитеза, в нем показано столкновение чистоты ребёнка, любви к матери, к окружающему миру и безответственности, пошлости, равнодушия, распущенности и жестокости. Результат – сильнейшее эмоциональное потрясение Наташи, потеря речи. Эта история намного глубже и труднее, чем кажется на первый взгляд, но ее герой смогли обрести счастье, несмотря ни на что.

  • Как вы понимаете смысл слов авторской заповеди? (на экране)
  • Зачитайте последние строки рассказа.
  • Поражают заключительные строки рассказа: “Своей искренностью, любовью, верой в чистое, светлое Совёнок покорила меня. Да, эта девчонка — волшебница!”.
  • К чему призывает автор?
  • Какая из заповедей относится к этому рассказу?

Церковь - родительский дом.

У нас осталась последняя заповедь. Как вы думаете, почему?

Слайд 11 “Земное притяжение” 1

“Земное притяжение” Беседа по миниатюрам.

Слайд 12. Девочка с солнцем.

“Зажги свою свечу вместо того, чтобы клясть темноту”

Слайд 13. “Знамение”

Попытайся придать своей жизни смысл.

Слайд 14 Купель.

Что произошло сегодня в наших душах?

Составление своей купели нравственных заповедей по рассказам Костюнина.

Слайд 15. призыв к участию в конкурсе.

Итогом работы клуба стало написание обучающимися рецензии на эссе А. Костюнина “Земное притяжение”.

Приложение.