Цели:
- Сформировать представление о личности писателя.
- Познакомить учащихся с художественным миром Н.С.Лескова.
- Осмыслить авторское восприятие мира и человека.
- Вспомнить ранее изученное произведение Н.С. Лескова «Левша».
Оборудование:
- компьютерный класс с мультимедиапроектором и выходом в Интернет;
- мультимедийный диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» (лицензия ВАФ №77-216);
- компьютерная презентация учителя (Приложение 1);
- компьютерные презентации учащихся (Приложение 2-6).
Оформление доски: портрет Лескова, в центре – стихотворение Е.А. Боратынского.
Предварительная работа.
Учащиеся были поделены на 7 групп (пять групп готовили презентации, две группы составляли доклады). Каждая группа получила задание. Ребята в течение месяца отбирали материал на предложенную тему, создавали презентации и доклады.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах; как знать?
Душа моя
Окажется с душой его в соединенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.
Е.А. Боратынский
Эти строки Е.А. Боратынского посвящены каждому из нас. Так как свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей. И если спустя полтора столетия мы потомки обращаемся к творчеству этих творцов, то значит они не просто писатели, они «великие».
Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. М. Горький, определяя его место на литературном «олимпе», поставил его рядом с Толстым и Достоевским. Однако художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, всё ещё не обрёл общенародной известности, подобной славе названных писателей – современников.
Да, несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но истинного представления о масштабах его творчества, как правило, не имеет. На слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство – и художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.
Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие Н.С. Лескова.
(Использование компьютерной презентации, выполненной учителем для объяснения нового материала.)
(Приложение 1. Слайд 1) Объявление и запись темы урока.
«Николай Семёнович Лесков. По страницам жизненного пути».
3. Творческий путь писателя.
Учитель: В 60-е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова – публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом. Во многом этот период истории (60-е годы 19 века) напоминают мне время, которое мы переживаем сейчас.
Вопрос учителя: Как вы думаете, что общего между 60-годами и современностью?
Варианты ответов учеников: 60-е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу.
Учитель: И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н. Толстого: «… время Лескова ещё придёт. Лесков писатель будущего».
Н.С. Лесков не пришёлся ко двору ни в царской России, ни в коммунистической, так давайте откроем ему двери в демократической России.
(Приложение 1. Слайд 2) Объяснение нового материала учителем.
Орёл – город детства и юности Лескова. Бесспорно, интересна история города, но предмет нашего внимания – литературное прошлое Орла.
Страстный патриот родных мест Н.С.Лесков нисколько не преувеличивал, когда говорил, что Орёл «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город».
Давайте в этом убедимся и пройдёмся по старым улицам Орла.
(Приложение 1. Слайд 3)
Учитель рассказывает о писателях и поэтах, живших в Орле, используя компьютерную
презентацию.
(Приложение 1. Слайд 4)
Перед вами Покровская церковь. Неподалёку находится могила знаменитого на всю
Россию поэта А.А. Фета.
(Приложение 1. Слайд 5)
А это возрождённый из пепелища дом Тургеневых в Спасском-Лутовинове. Эта усадьба
напоминает мне драгоценный камень в зелёном ожерелье Орловщины.
(Приложение 1. Слайд 6)
В этом доме прошло детство И.А. Бунина. После посещения этого старинного дома
для многих начинается путь к истинному пониманию творчества И.А. Бунина.
(Приложение 1. Слайд 7)
А вот на этой лавочке, может быть, создавал прекрасные книги М.М. Пришвин.
(«Берендеева чаща», «Жень-Шень», «Неодетая осень».)
В Орле также проживал Тютчев, наведывался Толстой, родилась Анна Керн – не
писательница, но одно время муза Пушкина А.С.
Учитель: Имена впечатляют, правда?
Возможно, и вы после прогулки по улицам Орла почувствуете тягу к творчеству.
(Приложение 1. Слайд 8)
Но, а в этом доме появился на свет «волшебник русского слова» Н.С.Лесков.
4. Выступления учащихся с использованием презентаций.
1 группа. Тема: «Детство Лескова» (Приложение 2).
2группа. Тема: «Учёба Лескова» (Приложение 3).
3 группа. Тема: «Служба Лескова» (Приложение 4).
4 группа. Тема: «Вхождение в литературу» (доклад ученика).
5 группа. Тема: «Антинигилистические романы» (доклад ученицы).
Учитель: Ребята, запишите в тетрадь значение нового литературоведческого термина.
Антинигилистический роман – условное название русских романов 1860-80 годов («Бесы» И.А. Гончарова, «Некуда» Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевский «Новь»), авторы которых «предупреждали» общество об угрозе национальному укладу жизни со стороны «нигилистов», участников революционно – террористического движения.
6 группа. Тема: «Семейная жизнь» (Приложение 5).
5. Использование Интернет-ресурсов. Виртуальное путешествие в дом-музей Н.С. Лескова.
Учитель: Я думаю, вы бы не отказались побывать в тех местах, где жил
Н.С. Лесков. Давайте совершим виртуальное путешествие в дом-музей
Н. С. Лескова. Откройте сайт www.art.oryol.ru/. Обратите внимание на дизайн и
навигацию сайта. Внимательно рассмотрите и прочтите материалы, расположенные на
этом сайте.
6. Активизация познавательной деятельности.
Вопрос: В каком году был открыт дом-музей Лескова?
Ответ: 1974 году.
Вопрос: Как называется книга, лежащая на столе в петербургском кабинете писателя, испещрённая отметками и заметками?
Ответ: Евангелие.
Вопрос: Где и когда открыт памятник Лескову?
Ответ: В старой части Орла, за зданием гимназии, где учился Н.С.Лесков.
7. Знакомство с художественным миром Н.С. Лескова.
Учитель: Вокруг памятника находятся изваяния его литературных героев.
7 группа. Рассказ о произведениях Лескова: «Тупейный художник», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне», «Левша» (Приложение 6).
Учитель: Скажите, если бы вам пришлось переводить произведения Лескова на другой язык, с какими трудностями вы бы столкнулись? Вспомните его сказ «Левша».
Варианты ответов учащихся: В произведениях Н.С. Лескова очень много пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, а ещё таких слов, которых нет ни в одном словаре, ведь повествование ведётся от лица простого человека, и он произносит непонятное ему слово так, как он слышит, порой искажая его.
Учитель: Читая произведения Лескова, вчитывайтесь, вдумывайтесь в каждое слово. И тогда этого писателя вы не спутаете ни с кем другим. Голос Н.С. Лескова неповторим, его дарование самобытно.
8. Использование компьютерной версии «Уроки литературы Кирилла и Мефодия». Прослушивание отрывка из сказа «Левша».
9. Заключительная часть урока.
Учитель: Похоронен Лесков в Петербурге, на Волковом кладбище при завещанном им молчании. «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне было очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал».
- За что нам порицать этого гения?!
Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера. Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев. Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.
Н.С. Лесков писатель нашего времени!!!
И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.
10. Итоги урока. Отметки.
11. Домашнее задание.
Читать повесть-хронику Н.С. Лескова «Очарованный странник». Написать сочинение-эссе на тему: «В какой из комнат дома-музея Н.С. Лескова мне бы хотелось задержаться».
Список использованных источников информации:
- Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11т. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958 г.
- Уроки литературы Кирилла и Мефодия [Электрон. оптический диск (CD-ROM): ООО «Кирилл и Мефодий», 2005].
Веб-документы:
- Журнал «Золотой лев» №73-74. http://www.zlev.ru
- Сайт «Литературный Орел». http://www.art.oryol.ru/litmuseum.leskov.htm
- Сайт «Русский Библиографический Словарь». http://www.Elibron.Полная_биография.htm